Парадокс Кондорсе. Теорема Эрроу. Потери эффективности, связанные с монополией. Общее равновесие и налоги, квазиоптимум.
Парадокс Кондорсе — известный парадокс теории обществ-го выбора, впервые описан Кондорсе в 1785 г. Состоит в том, что правило простого большинства не в состоянии обеспе-чить транзитивность бинарного отношения обществ-го предпочтения среди выбираемых вариантов. В силу нетранзитивности результат может зависеть от порядка голосования, что даёт возможность манипуляции выбором большинства. Обобщён теоремой «о невозможности» Эрроу в 1951 г. Теорема Эрроу (также известна как «Парадокс Эрроу»)— теорема о невозможности «коллективного выбора». Сформулирована американским экономистом Кеннетом Эрроу в 1951 году.[1]
Смысл этой теоремы состоит в том, что в рамках ординалистского подхода не существует метода объединения индивидуальных предпочтений для трёх и более альтернатив, который удовлетворял бы некоторым вполне справедливым условиям и всегда давал бы логически непротиворечивый результат.
Ординалистский подход основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только качественно, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой.
В рамках кардиналистского подхода, предполагающего количественную измеримость предпочтений, теорема Эрроу в общем случае не работает.
Потери эффективности. Предположим, что производство шил монополизировано, тогда как мыло по-прежнему производится в условиях совершенной конкуренции. Это означает, что Рш > MRш = МСш, тогда как Рм = MRm = МСм. Разделив одно выражение на другое, получаем:
Рш /Рм > МСш /МСм или Рш /Рм > MRTмш .
Поскольку потребители руководствуются ценами рынка, они при росте цен на монополизированный продукт сокращают его потребление. В условиях равновесия для каждого потребителя выполняется равенство: Рш /Рм = MRSшм .
Следовательно, MRSшм > MRTшм. Освобождающиеся в монополизированном производстве ресурсы перетекают в производство мыла. Это приводит к его перепроизводству и снижению его цены. Следовательно, существование монополии искажает цены, во-пер вых, в монополизированном производстве (недопроизводство шил), во-вторых, во всех других отраслях (в данном случае оно привело к перепроизводству мыла)
Общее равновесие и налоги. Налоги также искажают общее равновесие, т.к. способствуют отклонению цен от равновесных. Это влияет, с одной стороны, на производи-телей (снижая стимулы производства), а с другой стороны, на выбор потребителей. Последние, стремясь уменьшить налоговое бремя, выбирают товары-заменители.
Растущий эффект взаимозаменяемости приводит к искажениям совокупного спроса и в конечном счете к потерям эффективности.
Допустим, потребление мыла облагается 25-процентным налогом, а потребление шила — не облагается. Если налог выплачивают продавцы, тогда чистая цена равна рыночной за вычетом суммы налога: Pp = Pt(1-t), где Р — чистая цена;
Рt — розничная цена с налоговой надбавкой;
t — налоговая надбавка к цене (в %), в данном случае равная
0,25. Отсюда (Рt — Рp ) — величина налога с каждого куска мыла. Для покупателей
Pш/Pм = MRSшм
Однако производители ориентируются не на розничную цену Рt , а на ту цену, которую реально получают, т. е. Рp . Следовательно, для продавцов
Pш/Pp = MRSшм
Но так как Рt > Рp . то MRSшм < MRTшм . Таким образом, общест-во несет потери эффективности, налог мешает достичь оптимума по Парето.
Квазиоптимум - выбор наилучшей из доступных комбинаций выпуска, когда Парето-эффективный объем выпуска товаров невозможен.
51. Предпосылки анализа теории общественного выбора. Концепция «экономического человека».
Теория общественного выбора — один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.
До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развития национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учета того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно её реализующим.
Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:
Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора — это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.
Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.
Концепция «экономического человека». Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция «экономического человека» (homo oeconomicus). Человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности. Его поведение рационально.
Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т.е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений).