Тема 11. Право на защиту нераскрытой информации от незаконного использования
11.1 Понятие нераскрытой информации.
11.2 Права обладателей нераскрытой информации.
11.3 Ответственность за незаконное использование нераскрытой информации.
Литература:2; 15; 72.
11.1 Понятие нераскрытой информации.
Под нераскрытой информацией понимается техническая, организационная, служебная и коммерческая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), не известная третьим лицам. Гражданским законодательством защищается информация, составляющая служебную и коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности, т.е. имеется в виду информация любого, а не только технического характера.
Под коммерческой тайной понимается информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Встает вопрос о том, может ли коммерческая тайна рассматриваться в качестве самостоятельного объекта интеллектуальной собственности. Коммерческой тайне, как и другим объектам интеллектуальной собственности присущи следующие признаки:
1) Нематериальность, т.е. бестелесность и идеальность.
2) Абсолютный характер права означает, что для третьих лиц, других участников оборота наличие монополии на определенном направлении науки и техники препятствует их изыскания и работам в этом же направлении.
3) Срок правовой охраны для коммерческой тайны означает, что она носит признаки тайны до тех пор, пока сведения, включенные в нее, не станут общедоступными. Для коммерческой тайны характерна неограниченность срока ее охраны.
4) Многообразие возможностей защиты прав.
Наличие данных признаков дает возможность отнести коммерческую информацию к объектам права интеллектуальной собственности.
Среди многообразия норм казахстанского права нет общего определения сведений, подпадающих под понятие коммерческой тайны. Однако в ряде законодательных актов, регулирующих коммерческую деятельность юридических лиц, банков, содержатся нормы, прямо определяющие, какие сведения относятся к коммерческой тайне (содержание учредительного договора юридического лица, сведения о клиентах банка и др.).
На практике круг сведений, имеющий признаки коммерческой тайны, гораздо шире, нежели определенных законодательством. Это может быть информация о принципах организации производства, об оригинальной системе учета, об устройствах, способах или веществах, не подлежащих патентованию, банки данных. Обладатель коммерческой тайны одновременно обладает монополией на информационные ресурсы, которые для него являются материальным благом. Если объектом авторского и патентного права законодательная охрана обеспечивается в результате их обнародования, то объектам коммерческой тайны правовая охрана предоставляется только при условии, что сам правообладатель принял необходимые меры к сохранению тайны.
Для соблюдения правовой охраны необходимо соблюдение определенных условий.
Лицо, правомерно обладающее технической, организационной или коммерческой информацией, в том числе секретами производства (ноу-хау), неизвестной третьим лицам (нераскрытая информация), имеет право на защиту этой информации от незаконного использования.
Этими условиями являются:
1) действительная или коммерческая ценность информации должна объясняться ее неизвестностью для третьих лиц;
2) к ней не должно быть доступа на законных основаниях (открытость организации или предприятия для всех желающих, демонстрация объекта на выставках, раскрытие сущности в рекламе и пр.);
3) обладатель информации должен принимать все меры по охране ее конфиденциальности.
Если не будет соблюдено хотя бы одно условие, правовой защиты нераскрытой информации не будет предоставлено.
Правила о защите нераскрытой информации не применяются в отношении сведений, которые в соответствии с законом не могут составлять служебную или коммерческую тайну (сведения о юридических лицах, правах на имущество и сделок с ним, сведения, подлежащие предоставлению в качестве государственной статистической отчетности).
Коммерческая тайна является одним из самых универсальных объектов интеллектуальной собственности. Под понятие «коммерческой тайны» могут подпадать самые разнообразные сведения, как технического характера, так и организационного или финансового характера.
Коммерческая ценность объектов коммерческой тайны, в частности, производных ноу-хау, устанавливается при их продаже. Иногда для создания таких результатов требуется не меньше времени си средств, чем для создания патентоспособного изобретения. А в некоторых случаях ценность ноу-хау в несколько раз выше, чем стоимость патентных прав. Для покупателя ноу-хау очевидно, что расходы на собственные исследования высоки, а риск получения отрицательного результата велик, поэтому он постарается приобрести знания того, кто эти результаты уже получил.
11.2 Права обладателей нераскрытой информации.
Так как в режиме коммерческой тайны охраняются лишь сведения, касающиеся предпринимательской деятельности, то обладателями права на коммерческую тайну могут быть лица, которые эту деятельность осуществляют. Юридические лица - некоммерческие организации могут быть субъектами права на коммерческую тайну, если дело касается сведений, относящихся к разрешенной им предпринимательской деятельности.
Сущность права на коммерческую тайну состоит в обеспеченной обладателю информации возможность засекречивать эту информацию от широкой публики и требовать, чтобы третьи лица воздерживались от использования незаконных методов получения данной информации.
Для обладания коммерческой тайной не требуется какая-либо регистрация прав на нее или выполнение каких-либо формальностей.
Данное право имеет тесно связанные, однако относительно самостоятельные стороны:
Во-первых, возможность правообладателя на собственные активные действия, направленные на сохранение конфиденциальности информации. Для этого субъект права на коммерческую информацию может использовать все доступные законом средства по обеспечению секретной информации. Арсенал этих средств достаточно богат. Сюда относятся разнообразные организационные мероприятия, связанные, в частности, с подбором работников, организацией документооборота, введением пропускного режима и т.д. Важнейшее значение имеет разработка и принятие локальных правовых актов, таких, например, как Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об охране коммерческой тайны, Инструкция по работе с документацией.
Необходимой мерой для обеспечения охраны коммерческой тайны является возложение на лиц, владеющих соответствующими сведениями в силу своей служебной деятельности, юридической обязанности по их неразглашению. Возможно оформление специального обязательства о неразглашении коммерческой тайны. Наконец, обладатель коммерческой тайны может применять любые допускаемые законом технические средства охраны помещений, защиты телефонных разговоров от прослушивания и т.д.
Во-вторых, возможность требовать от третьих лиц воздержания от незаконного завладения информацией, составляющей коммерческую тайну. В данном случае речь идет не о запрете использования информации третьими лицами без согласия ее правообладателя. Владелец коммерческой тайны обладает лишь фактической, а не юридической монополией на ее использование. Запрещается лишь посягать на эту монополию с помощью незаконных средств. Если информация получена заинтересованным лицом законным образом, хотя бы и без санкции ее правообладателя, например, в связи с каким-либо упущением последнего, он нарушителем не считается. К незаконным методам получения информации можно отнести промышленный шпионаж, подкуп служащих обладателя коммерческой тайны, проникновение в помещение, прослушивание средств связи, вскрытие корреспонденции и т.д.
В-третьих, возможность по распоряжению принадлежащим ему объектом интеллектуальной собственности. Лицо, обладающее нераскрытой информацией, может передать все или часть сведений, составляющих содержание этой информации, другому лицу по лицензионному договору. Лицензиат обязан принимать надлежащие меры к охране конфиденциальности информации, полученной по договору, и имеет те же права на ее защиту от незаконного использования третьими лицами, что и лицензиар.
Если в договоре не предусмотрено иное, обязанность сохранять конфиденциальность информации лежит на лицензиате и после прекращения лицензионного договора, если соответствующие сведения продолжают оставаться нераскрытой информацией.
Субъект коммерческой тайны в предусмотренных законом случаях и указанных им пределах обязан раскрыть конфиденциальность информации по требованию компетентных государственных органов и должностных лиц. При этом на указанных органах и конкретных должностных лицах лежит обязанность по неразглашению данной информации перед третьими лицами.
11.3 Ответственность за незаконное использование нераскрытой информации.
Защита прав на коммерческую тайну охватывает собой систему мер, направленных на восстановление нарушенных интересов правообладателя, а также механизм их реализации.
Защита права на коммерческую тайну осуществляется практически лишь в одной, а именно в юрисдикционной форме, суть которой состоит в обращении за помощью к компетентным государственным органам. Самозащита нарушенных прав при условии, что она не превращается в самоуправство, в рассматриваемой сфере сводится к возможности самостоятельной нейтрализации и выведению из строя технических средств, незаконно внедренных третьими лицами с целью получения информации, а также принятию оперативных мер по дезинформации лиц, незаконно получивших засекреченные сведения, с целью предотвращения возможного ущерба от их разглашения.
Основной формой защиты права на коммерческую тайну является обращение к компетентным государственным органам в административном или судебном порядке. Использование судебного способа защиты подразумевает обращение с иском о защите нарушенных прав в суд.
Способами защиты прав обладателей коммерческой тайны являются:
1) восстановление положения, существовавшего до нарушения, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, может быть использовано в тех случаях, когда совершенное правонарушение еще не привело к полному прекращению самого нарушенного права, и имеется фактическая возможность ликвидации последствий нарушения;
2) требование признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, которым ему предписано раскрыть секретность информации, если он считает, что действия соответствующего органа выходят за пределы последнего, не вызваны необходимостью или иным образом противоречат закону;
3) возмещение причиненных убытков.
Чтобы в судебном порядке истребовать возмещение убытков, причиненных правообладателю нераскрытой информации, правообладатель во-первых, должен доказать факт и размер причиненных убытков, а во-вторых, обязан представить доказательства вины лица, не правомерно раскрывшего коммерческую тайну.
Размер причиненных убытков можно доказывать любыми учетными данными. Вместо возмещения убытков можно требовать прибыль, полученную лицом, неправомерно использующим нераскрытую информацию.
В качестве доказательств вины лица, разгласившего коммерческую тайну, суду должны быть представлены:
1) локальный акт, которым определяется круг сведений, носящих характер коммерческой тайны;
2) локальный акт, устанавливающий какие именно сведения, носящие характер коммерческой тайны, предоставляются работнику (сотруднику) для исполнения им своих должностных обязанностей, от кого они могут быть получены и кому переданы;
3) предупреждение работника об ответственности за умышленное или неосторожное разглашение сведений, носящих характер коммерческой тайны.
С локальными актами работник должен быть ознакомлен под роспись. Неисполнение правообладателем коммерческой тайны хотя бы одного из названных действий лишают его возможности доказать вину лица, не сохранившему переданные ему сведения, предоставленные в порядке исполнения служебного задания или по договору.
РЕЗЮМЕ
Нераскрытая информация является таковой, пока она не известна широкому кругу лиц. Правообладатель нераскрытой информации сам определяет круг вопросов, носящих характер коммерческой тайны. При этом в основу его определения ложится именно коммерческая ценность данной информации. Правообладатель нераскрытой информации обязан предпринять меры, предупреждающие неправомерное ее использование другими лицами. Он имеет право на передачу информации другим лицам и на защиту от неправомерного использования другими лицами.
Тестовые вопросы для самоконтроля знаний:
1. Право на защиту нераскрытой информации возникает:
а) с момента регистрации;
b) с момента выдачи свидетельства;
c) с момента выдачи патента;
d) независимо от выполнения каких-либо формальностей;
e) законодательством не предусмотрено.
2. Нераскрытой информацией не признаются:
а) секреты производства:
b) сведения о юридическом лице;
c) коммерческая информация;
d) техническая информация;
e) нет правильного ответа.
3. Лицо незаконно использующее нераскрытую информацию, обязано:
а) уплатить штраф (пеню);
b) возместить убытки;
c) уплатить возмещение вреда в размере до 30000 минимальных заработных плат;
d) возместить моральный вред;
e) все ответы верны.
4. Лицензионный договор нераскрытой информации действует с момента:
а) заключения договора;
b) регистрации его в Казпатенте;
c) выдачи свидетельства;
d) выдачи иновациннного патента;
e) нет верного ответа.