Данные в скобочках использовать по необходимости
Таблица 3. Дополнительная информация по вариантам
Вари-анты | Акциз | Себесто-имость, | Оптовая цена | Розничная цена, тыс. руб. | Наценка торговых предприятий, % | Рентабельность продукции, % | Изменение торговой (оптовой) наценки, % | Оптовая скидка, в % | Ценовой потолок (ценовой пол), % |
Блок I
Вариант 1
Задача 1.
Дополните ниже представленную таблицу, исходя из того, что все указанные фирмы реализуют продукцию в объемах соответствующих минимальному выпуску.
Наименование фирмы отрасли | Вид функции LATC (V в тыс. шт.) | Рыночный спрос на продукцию отрасли в тыс. шт. | Доля фирмы на рынке, в % | Размер фирмы | Вид рынка |
А | 56Q – 4Q2 | ||||
B | 78Q – 3Q2 | ||||
C | 32Q – 2Q2 | ||||
D | 28Q – Q2 | ||||
E | 12Q – 2Q2 |
Задача 2.
Определить децильный показатель преимущества в издержках и Херфиндаля-Хиршмана для представленного рынка, в качестве критерия размера фирмы использовать долю занятых на каждом предприятии.
Наименование фирмы | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
Сумма произведенной добавленной стоимости | ||||||||||
Численность работников |
Задача 3.
Рассчитать индекс Херфиндаля-Хиршмана для 12 фирм, продающих товар на рынке, а также определить, какое следует принять решение государственным органам (разрешить или не разрешить) о слиянии: а) 1-й и 3-й фирм; б) 4-й и 6-й фирм при следующих исходных данных:
1. удельный вес продаваемой продукции каждой отдельной фирмой на рынке относительно ее общей величины;
2. 1-й – 23 %; 2-й – 17 %; 3-й – 12 %; 4-й – 10 %; 5-й – 9 %; 6-й – 8 %; 7-й – 7 %; 8-й – 5 %; 9-й – 3 %; 10-й – 2 %; 11-й –2 %; 12-й – 2 %;
Задача 4.
Предположим, что на рынке некоторого товара действуют 13 фирм. Среди них 3 крупнейшие, которые имеют следующие доли в общем объеме продаж: 1-я – 12 %, 2-я – 10 %, 3-я – 5 %.
а) Рассчитать индекс Линда для трех фирм.
б) Следует ли государственным органам разрешить слияние 1-й фирме, если ее доля окажется равной 15 %? Слияние разрешается, если индекс Линда не превышает 200 %.
Задача 5.
Известны функция затрат предприятия монополиста ТС = 30 + 20Q, функция спроса на продукцию монополиста на 2-х рынках: Р1 = 40 – 2Q1; Р2 = 80 – 10 Q2.
Определить объемы продаж и цены на каждом из 2-х рынков, максимизирующие прибыль монополиста.
Задача 6
Функция спроса на товар QD= 15 - 4Р . Функция предложения Qs = -3 + 5Р
Определите:
1. Равновесные цену и объем продаж.
2. Излишки потребителя и производителя. Чистый общественный выигрыш.
3. Правительство ввело фиксированную цену (ценовой пол) на товар отличную от равновесной цены на 15%. Определить дефицит или избыток товаров на рынке и объем реализованных товаров.
4. Как изменятся излишки потребителя и производителя в результате введения фиксированной цены. Чему будут равны чистые потери общества от введения фиксированной цены?
Задача 7.
Полная себестоимость производства единицы изделия 2 100 р. Уплачен НДС по сырью и комплектующим – 310 р. Плановая рентабельность – 15 %.
Рассчитать отпускную цену и НДС к уплате.
Задача 8.
Себестоимость единицы товара у производителя – 4 000 р., рентабельность – 20 %, А – 30%, оптовая надбавка – 10%, торговая надбавка – 15 %.
Определить отпускную цену оптовика и розничную цену.
Задача 9.
Розничная цена, по которой товар может быть успешно реализован потребителю, составляет 58 000 р. Известно, что себестоимость изделия – 32 000 р., рентабельность – 12 %. Определить максимальный % торговой наценки, на которую может рассчитывать розничный посредник в результате совершения сделки.
Задача 10.
Предельная розничная цена по которой товар может быть реализован потребителю – 15 600 р., торговая надбавка – 22 %, себестоимость единицы подакцизного товара – 6 500 р., акциз – 35 %.
Определить прибыль и рентабельность товара.
Задача 11.
Определить розничную цену социально значимого товара если известно, что себестоимость единицы продукции – 5 000 р., плановая рентабельность – 20 %, акциз – 50 %, оптовая надбавка – 15%, предельна торговая надбавка – 24%.
Вариант 2
Задача 1.
Определить размеры фирм, принадлежащих к разным отраслям, если количество произведенной продукции каждой фирмой соответствует ее минимально эффективному выпуску.
Наименование фирмы отрасли | Вид функции LATC (V в тыс. шт.) | Рыночный спрос на продукцию отрасли в тыс. шт. | Доля фирмы на рынке, в % | Размер фирмы |
А | 3Q2 – 36Q | |||
B | 5Q2 – 200Q | |||
C | 10Q2 – 100Q | |||
E | 4Q2 – 40Q |
Задача 2.
Провести экспертизу рынка и сделать вывод о его концентрации и высоте барьеров на входе на основании расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана (в качестве критерия использовать численность работников) и квинтильного показателя преимущества в издержках. Дать заключение о возможности слияния фирм А и Е.
Фирма | А | В | С | D | Е | F | G | H | I | J |
Сумма добав-ленной стои-мости, млн.руб. | ||||||||||
Численность работников, шт. |
Задача 3.
На рынке некоторого товара действуют 10 фирм. Доля 1-й – 50 %, 2, 3, 4, – по 10 %, 5, 6, 7 – по 5 %, 8, 9 – по 2 %, 10-й – 1 %. Рассчитать индекс Херфиндаля-Хиршмана для 10 фирм. Если 2-я и 3-я фирмы решат объединяться, следует ли разрешить такое слияние? Слияние разрешается, если индекс не превышает 1700.
Задача 4.
Предположим, что на рынке некоторого товара действуют 10 фирм, среди них 3 крупнейшие, которые имеют следующие доли в общем объеме продаж: 1-я – 20 %, 2-я – 15 %, 3-я – 12 %. Рассчитайте индекс Линда для этих трех фирм. Следует ли государственным органам разрешить слияние 1-й и 2-й фирмам (слияние разрешается, если значение индекса Линда не превышает 120 %)? Разрешить ли слияние 2-й фирме с какой–либо из остальных, действующих на рынке, если ее доля возрастет до 20 %?
Задача 5.
Рынок сегментирован на 2 части. Уравнение спроса для одного из них D1 = 10 – 3Р, для другого D2 = 9 – Р. функция издержек фирмы описывается уравнением ТС = 5 + 5Q.
Рассчитать прибыль получаемую фирмой при осуществлении ценовой дискриминации.
Задача 6.
Функция спроса на товар QD = 10 - 2Р, Функция предложения QS = -2 + Р
Определите:
1. Равновесные цену и объем продаж.
2. Излишки потребителя и производителя. Чистый общественный выигрыш.
3. Правительство ввело фиксированную цену (ценовой потолок) на товар отличную от равновесной цены на 10%. Определить дефицит или избыток товаров на рынке и объем реализованных товаров.
4. Как изменятся излишки потребителя и производителя в результате введения фиксированной цены. Чему будут равны чистые потери общества от введения фиксированной цены?
Задача 7.
Полная себестоимость единицы подакцизного товара – 590 р. входящий НДС – 83 р. Плановая рентабельность – 20 %. Ставка акциза – 50 %.
Рассчитать отпускную цену товара и НДС в бюджет.
Задача 8.
Предельная розничная цена по которой товар может быть реализован потребителю – 13 600 р., торговая надбавка – 22 %, себестоимость единицы подакцизного товара – 5 500 р., акциз – 30 %.
Определить прибыль и рентабельность товара.
Задача 9.
Розничная цена, по которой товар может быть успешно реализован потребителю, составляет 68 000 р. Известно, что себестоимость изделия – 42 000 р., рентабельность – 10 %. Определить максимальный % торговой наценки, на которую может рассчитывать розничный посредник в результате совершения сделки.
Задача 10.
Себестоимость единицы товара у производителя – 4 000 р., рентабельность – 20 %, оптовая надбавка – 15%, торговая надбавка – 15 %.
Определить отпускную цену оптовика и розничную цену.
Задача 11.
Себестоимость единицы социально значимого товара у производителя – 4 000 р., рентабельность – 20 %, оптовая надбавка – 2 500 р., торговая надбавка – 10%.
Определить отпускную цену оптовика и розничную цену.
Вариант 3
Задача 1.
Дополните ниже представленную таблицу, исходя из того, что все указанные фирмы реализуют продукцию в объемах соответствующих минимальному выпуску.
Наименование фирмы отрасли | Вид функции LATC (V в тыс. шт.) | Рыночный спрос на продукцию отрасли в тыс. шт. | Доля фирмы на рынке, в % | Размер фирмы | Вид рынка |
А | 72Q – 4Q2 | ||||
B | 48Q – 3Q2 | ||||
C | 40Q – 2Q2 | ||||
D | 14Q – Q2 | ||||
E | 24Q – 2Q2 |
Задача 2.
Провести экспертизу рынка и сделать вывод о его концентрации и высоте барьеров на входе на основании расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана (в качестве критерия использовать сумму добавленной стоимости) и децильного показателя преимущества в издержках. Дать заключение о возможности слияния фирм С и Е.
Фирма | А | В | С | D | Е | F | G | H | I | J |
Сумма добавленной стоимости, млн. руб. | ||||||||||
Численность работников, шт. |
Задача 3.
На рынке некоторого товара действуют 15 фирм. Доля 1-й – 30 %, 2, 3 – по 15 %, 4-й – 6 %, 5, 6, 7 – по 5 %, 8-12 – по 3 %, 13 – 2 %, 14, 15 – по 1 %.
а) Рассчитайте индекс Херфиндаля-Хиршмана для этих фирм.
б) Если 1-ая и 2-ая фирмы захотят объединиться, следует ли разрешить такое слияние? Слияние разрешается, если индекс не превышает 1900.
Задача 4.
Олигопольный рынок отечественной алюминиевой промышленности поделен следующим образом: доля Красноярского алюминиевого завода составляет 21 %, Братского A3 – 18 %, Саянского A3 – 16 %, Иркутского A3 – 14 %. Рассчитайте индекс концентрации для трех фирм в алюминиевой промышленности, а также индекс Линда по приведенным четырем фирмам и сделайте выводы по полученным результатам.
Задача 5.
Функция общих затрат монополиста имеет следующий вид: ТС = 60 + 0,25Q2. Монополист торгует на двух рынках, функции спроса на которых:
Р1 = 60 – Q1; Р2 = 50 – Q2.
Определить объем продаж на каждом сегменте рынка.
Задача 6.
Функция спроса на товар QD = 15 – ЗР, функция предложений QS = -10 + 2Р
Определите:
1. Равновесные цену и объем продаж.
2. Излишки потребителя и производителя. Чистый общественный выигрыш.
3. Правительство ввело фиксированную цену на товар на уровне 10 тыс. руб. за ед. Определите объем дефицита или избытка на рынке, количество проданных товаров.
4. Как изменятся излишки потребителя и производителя? Чему будут равны чистые потери общества от введения фиксированной цены?
Задача 7.
Отпускная цена единицы подакцизного товара у производителя – 3600 р. Полная себестоимость единицы изделия – 1400 р. Акциз – 40 %.
Рассчитать прибыль и рентабельность товара.
Задача 8.
По какой максимально высокой отпускной цене розничный посредник может позволить себе купить товар у производителя, если он собирается реализовать его потребителю по цене – 45 000 р. с учетом торговой надбавки 25 %, уплачен нДС по сырью – 5200 р. Определить НДС к уплате.
Задача 9.
Розничная цена, по которой товар может быть успешно реализован потребителю, составляет 48 000 р. Известно, что себестоимость изделия – 22 000 р., рентабельность – 6 %. Ставка налога на продажу – 10 %. Определить максимальный % торговой наценки, на которую может рассчитывать розничный посредник в результате совершения сделки.
Задача 10.
Определить розничную цену товара если известно, что себестоимость единицы продукции – 5 000 р., плановая рентабельность – 20 %, акциз – 50 %, оптовая надбавка – 10%, торговая надбавка – 15%.
Задача 11.
Определить розничную цену социально значимого товара если известно, что себестоимость единицы продукции – 5 000 р., плановая рентабельность – 20 %, акциз – 50 %, оптовая надбавка – 10%, предельная торговая надбавка – 24%.
Вариант 4
Задача 1.
Определить размеры фирм, принадлежащих к разным отраслям, если количество произведенной продукции каждой фирмой соответствует ее минимально эффективному выпуску.
Наименование фирмы | Вид функции LATC (V в тыс. шт.) | Рыночный спрос на продукцию отрасли в тыс. шт. | Доля фирмы на рынке, в % | Размер фирмы |
А | 4Q2 – 36Q | |||
B | 5Q2 – 150Q | |||
C | 7Q2 – 60Q | |||
E | 4Q2 – 25Q |
Задача 2.
Определить децильный показатель преимущества в издержках и Херфиндаля-Хиршмана для представленного рынка, в качестве критерия размера фирмы использовать долю занятых на каждом предприятии.
Наименование фирмы | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
Сумма произведенной добавленной стоимости | ||||||||||
Численность работников |
Задача 3.
На рынке функционируют 9 фирм, выпускающих однородную продукцию на общую сумму 200 млн. у.е. При этом фирма А выпускает продукцию на 20 млн. у.е.; Б – 10 млн. у.е.; В – 26 млн. у.е.; Г – 30 млн. у.е.; Д – 34 млн. у.е.; Е – 6 млн. у.е.; Ж – 34 млн. у.е.; З – 16 млн. у.е.; И – 24 млн. у.е.
Фирмы Е и Б желают объединиться. Определите, можно ли разрешить такое объединение?
Задача 4.
Анализ рынка справочно-правовых систем г. Санкт-Петербурга показывает, что на нем действует 10 заметных фирм. Из них «Консультант +»занимает по доле продаж 45 % рынка, «Гарант» – 30 %, «Кодекс» – 10 %, «Юрисконсульт» – 4 %, «Юсис» – 4 %, «Дело и право» – 2 %, «Эталон» – 2 %, «ИНЭК», «АРБТ» и «Легион»– по 1 %. На основании представленных данных рассчитайте:
а) индекс, концентрации для трех крупнейших фирм;
б) индекс Линда для трех крупнейших фирм. Сделайте выводы.
Задача 5.
Уравнение спроса фирмы–монополиста описывается уравнениями: Q1 = 400 – 2Р1, Q2 = 100 –Р2; издержки фирмы: ТС = 1000 + 2Q.
Определить цены для обоих сегментов фирмы и финансовый результат (прибыль или убытки).
Задача 6.
Функция спроса на тойар QD = 10 – 2Р. Функция предложений QS = -10 + 2Р
Определите:
1. Равновесные цену и объем продаж.
2. Излишки потребителя и производителя. Чистый общественный выигрыш.
3. Правительство ввело фиксированную цену на товар на уровне 3 тыс. руб. за ед. Определите объем дефицита или избытка на рынке, количество проданных товаров.
4. Как изменятся излишки потребителя и производителя? Чему будут равны чистые потери общества от введения фиксированной цены?
Задача 7.
Отпускная цена единицы подакцизного товара у производителя – 2500 р. Полная себестоимость единицы изделия – 800 р. Акциз – 50 %..
Рассчитать прибыль и рентабельность товара.
Задача 8.
Определить розничную цену товара если известно, что себестоимость единицы продукции – 5 000 р., плановая рентабельность – 20 %, акциз – 50 %, оптовая надбавка – 20 %., торговая надбавка – 30%.
Задача 9.
Розничная цена, по которой товар может быть успешно реализован потребителю, составляет 58 000 р. Известно, что себестоимость изделия – 32 000 р., рентабельность – 8 %. Определить максимальный % торговой наценки, на которую может рассчитывать розничный посредник в результате совершения сделки.
Задача 10.
себестоимость единицы подакцизного товара – 5 500 р., рентабельность – 15%, акциз – 30 %, уплачен НДС по сырью – 125 р., торговая надбавка – 22 %,.
Определить розничную цену и НДС к уплате.
Задача 11.
Себестоимость единицы социально значимого товара у производителя – 3 000 р., рентабельность – 17 %, А – 45%, предельная торговая надбавка – 24% .
Определить отпускную цену оптовика и розничную цену.
Блок III
Дать характеристику предложенному товару, аргументировано описав:
1. Функциональное назначение и основные потребительские свойства
2. Принадлежность к товарным группам (роскоши, первой необходимости, нормальным товарам или товарам низшего качества)
3. Товары-субституты и товары-комплементы
4. Эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестную эластичность
5. Основные конкуренты при производстве и продаже товара на рынке Республики Беларусь (если таких нет, то на мировом рынке)
6. Особенности нормативного ценообразования на данный товар (степень государственного вмешательства): фиксированные, предельные цены, предельные уровни рентабельности, регистрация цен, косвенные налоги, включаемые в цену, и их ставки, ограничение уровня оптовых и торговых надбавок и др.
Бижутерия | Крем для рук | Обувь | Мебель | CD-плейер | Творог нежирный |
Крем для лица | Губная помада | Зубная паста | Конфеты | Рыбные консервы | Лосьон после бритья |
Гель для душа | Соус томатный | Мясные консервы | Тушь для ресниц | Туалетная вода | Сахар |
Носки | Сливочное масло | Колбаса вареная | Колбаса копченая | Телефон | Утюг |
Молоко | Дезодорант | Мыло туалетное | Шампунь | Тренажер | Одежда |
Литература
1. Дихтль Е., Хершген X. «Практический маркетинг». – М., 1996
2. Котлер Ф. «Основы маркетинга». – М., 1993
3. Маренков Н. Л. «Цены и ценообразование» – М., 2000
4. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник. – М.: 1999
5. Уткин Э. А. «Цены. Ценообразование. Ценовая политика». – М., 1997
6. Всё о маркетинге: сборник материалов. М., 1998 г.
7. Экономика предприятия: Учебник. Под ред. Проф. Н. А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998 г.
8. Барабанов А.И. и др. Разработка ценовой политики предприятия. Воронеж, 1999 г.
9. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. Журнал: "Бизнес и банки", №43, 1997 г.
10. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии. М., 1996 г.
11. Керимов В.Э. Управленческий учет и ценовая политика предприятия. Финансовая газета, №18, 1999 г.
12. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т.1.
13. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996.
14. Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование: Учебник/ Под общ. ред. И.И. Полещук. – Мн.: БГЭУ, 2001.-303с.
15. Ракова Е.Ю. Совершенствование государственной и ценовой политики в области формирования энергитических тарифов// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование.-2002.-№3.-С.ЗЗ-40.
16. Падалко Л. Электроэнергетика: пути совершенствования тарифной политики// Экономика. Финансы. Управление.-2001.-№9.-С. 19-28.