Общая характеристика соглашения

Содержание

Введение. 3

Глава 1. НАФТА.. 7

Общая характеристика соглашения. 7

Влияние членства в НАФТА на экономику США, Канады и Мексики.. 10

Преимущества от членства в НАФТА для потребителей стран-членов. 13

США и НАФТА.. 14

Канада и НАФТА.. 17

Мексика и НАФТА.. 20

Выводы по 1-ой главе. 24

Глава 2. Статистический анализ социально-экономического развития и конкурентоспособности страны (на примере США). 26

Масштабы и темпы роста дефицита текущих статей платежного баланса США.. 28

Влияние внешнего долга США на состояние мировой экономики и мировой валютной системы 29

Влияние внешнего долга на социальную сферу и меры правительства в решении проблем социально-экономического развития страны.. 31

Выводы по 2-ой главе. 34

Выводы.. 36

Список литературы.. 38

Введение

Мировая торговля длительное время занимала лидирующее положение в международных экономических отношениях.

Либерализация торговли является одной из наиболее острых проблем мировой экономики. Свободная торговля – это тоже внешнеторговые отношения, в которые не вмешивается государство с помощью тарифов и квот. Идет постоянная борьба вокруг устранения протекционистских барьеров и способов открытия национальных рынков для свободного доступа иностранных товаров, услуг и рабочей силы. Наиболее последовательными сторонниками либерализации выступают ТНК и развитые страны. Требуя открытия рынков, они часто сохраняют запретительные барьеры перед конкурентоспособными иностранными товарами.

Международная торговля – международные товарно-денежные отношения, совокупность внешней торговли всех стран мира. Объем международной торговли (мировой товарооборот) подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта в долларах США и в ценах ФОБ экспорта. Внешняя торговля состоит из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Для большинства стран внешняя торговля является главной формой внешнеэкономической деятельности.

Немаловажную роль в регулировании внешней торговли играют зоны свободной торговли.

Зона свободной торговли (ЗСТ) – вид особой экономической зоны – таможенная территория, на которой в одностороннем порядке или в соответствии с международным договором отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения международной торговли.

Сущность зоны свободной торговли сводится к снижению таможенных пошлин между странами-участницами. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнёрами в рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнёры.

Зоны свободной торговли различаются между собой по ряду существенных параметров, а именно:

· количество стран-участниц;

· сравнительные размеры национальных экономик стран;

· разные уровни экономического развития;

· отраслевой и товарный охват режимом;

· характер влияния на национальную экономику;

· продолжительность периода перехода к свободной торговле;

· степень реальной экономической взаимозависимости стран;

· роль политического фактора;

· традиции, ценности, нормы регионального интеграционного процесса.

Создание ЗСТ должно иметь достаточно глубокие предпосылки экономического, социального, политического, исторического, регионального и иного характера. Среди экономических предпосылок выделим, прежде всего, высокий уровень взаимной торговли в общих показателях региональной торговли. Высокие показатели доли взаимной торговли в: ЕС, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР.

Посредством зон свободной торговли решаются вопросы доступа к стратегическим рынкам, поэтому географическая близость партнеров зачастую необязательна. В отличие от более сложных форм международной интеграции, предполагающих, в принципе, наличие общих границ.

Основной целью зон свободной торговли является поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что НАФТА представляет наглядный пример эффективного интеграционного объединения в своем регионе, что является важным и злободневным для России. С целью стимулирования экономического развития и повышения конкурентоспособности России важно активизировать участие в интеграционных процессах, развивать торговое, производственное и научно-техническое сотрудничество с развитыми государствами и наиболее развитыми из числа развивающих стран. Для России как страны с переходной экономикой особо актуальным является сотрудничество с экономически развитыми государствами, где центром притяжения интересов России являются Евросоюз и АТЭС, выступающие источником принципиально новой продукции и технологий, финансовых инноваций, инвестиций, передового опыта организации производства и т.д. Исследование эффективности модели НАФТА позволит извлечь некоторые уроки для России в плане продуктивного экономического взаимодействия, в первую очередь со странами АТР и СНГ.

Цели данной работы:

· выяснить, что представляет из себя зона свободной торговли;

· разобраться в протекающих процессах внутри зоны свободной торговли (на примере НАФТА);

· понять, насколько сильно влияние интеграции на конкурентоспособность стран-членов;

· провести статистический анализ социально-экономического развития и конкурентоспособности США (ключевого члена НАФТА).

В условиях нестабильности мировой экономики, считаю актуальной тему экономического объединения стран и формирования ими зон свободной торговли, поэтому вижу необходимость в более глубоком и детальном изучении данного вопроса в форме моей курсовой работы.

Глава 1. НАФТА

Общая характеристика соглашения

Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА, North American Free Trade Agreement, NAFTA) вступило в силу 1 января 1994 года, закрепив подписанное в 1988 году Соглашение о зоне свободной торговли между США и Канадой (КУСФТА, Canada-USA Free Trade Agreement, CUSFTA). В 2003 г. была создана зона свободной торговли в основном, а с 1 января 2014 г. – окончательно на основе ликвидации сохранявшихся таможенных пошлин и количественных ограничений на чувствительную продукцию между США и Мексикой, между Канадой и Мексикой (в отношениях между США и Канадой устранение торговых барьеров произошло в 1998 г.). Соглашение создало крупнейшую в мире зону свободной торговли, с численностью населения в 444 млн человек, объемом совокупного ВВП 17 трлн долл. В отличие от Европейского союза, где инициатива о создании интеграционной группировки исходила от высших органов власти стран участниц, в Северной Америке интеграция шла снизу вверх, то есть сотрудничество американских и канадских компаний на микроуровне получило закрепление на межгосударственном уровне.

К моменту создания НАФТА экономические системы США, Канады и Мексики были в значительной степени взаимосвязаны друг с другом. Например, Канада от 75 до 80% своего экспорта реализует на территории США. Доходы от экспорта Канады в США составляли к середине 1990-х годов до 20% канадского ВВП[1]. С другой стороны, 75% из всех иностранных инвестиций в экономику Канады являются американскими. Канадские инвестиции в американскую экономику составляли к середине 1990-х годов 10%. Кроме этого, 70% мексиканского импорта шло в США, а 65% американского экспорта – в Мексику. Благодаря завершению формирования Североамериканской зоны свободной торговли значительно возросла экономическая взаимозависимость стран-партнеров.

Доминирующие позиции в НАФТА занимают США, о чем свидетельствуют основные макроэкономические показатели стран-участниц (см. таблицу 1). США превосходят не только по численности населения (68% от общей численности населения стран НАФТА), но и по объему ВВП (83% от совокупного ВВП США, Канады, Мексики) и по объемам взаимной торговли - 919,9 млрд долл. (у Канады – 570,8 млрд долл., у Мексики – 393,5 млрд долл.). Однако при этом Канада превосходит США и Мексику по привлеченным прямым иностранным инвестициям, объем которых равен 240 млрд долл., против 229,8 и 156,0 млрд долл. соответственно, что является существенным стимулом для развития и реформирования национальной экономики. Бесспорно, что именно создание НАФТА повлияло на повышение привлекательности канадской экономики для иностранных инвесторов. В сфере высоких технологий безусловное лидерство принадлежит США, а Канада, хотя и уступает, но отличается достаточно развитыми техноемкими отраслями. В Мексике развивается сборочное производство на предприятиях макиладорас, размещенных на американо-мексиканской границе.

Таблица 1

Партнеры НАФТА Канада США Мексика Всего
Население (млн человек) 33,3 304,1 106,7 444,1
ВВП (в трлн долл.) 1,501 14,441 1,087
Торговля внутри НАФТА (в млрд долл.) 570,8 919,9 393,5 1884,2
Приток ПИИ в страны НАФТА (млрд долл. ) 240,0 229,8 156,0 625,8
Создание рабочих мест (млн) 4,3 25,1 9,3 39,7
Уровень занятости (млн человек) 17,1 145,4 43,2 205,7

Основные макроэкономические показатели стран-участниц НАФТА в 2014 г.[2]

В отличие от Европы, где с момента подписания Вестфальского мира в конце 17 века, возникло понимание необходимости баланса сил, при котором ни одна из наций не занимает доминирующего положения, Соединенные Штаты выступают в роли главного защитника демократических свобод в мире. И если в Евросоюзе с начала развития интеграционных тенденций никогда не было гегемонии какой-либо страны, а только коалиция интересов «больших» и «малых» членов, то в Северной Америке этот баланс сил был невозможен с ранних стадий региональной интеграции. В середине 60-х США подписали двусторонние соглашения с Канадой по стимулированию сотрудничества в автомобильной промышленности и с Мексикой по открытию сборочных предприятий макиладорос вдоль мексиканской границы с целью снижения издержек производства трудоемкой продукции благодаря дешевой рабочей силе.

Таким образом, сохраняющаяся асимметричность внешнеэкономических связей в Северной Америке сложилась исторически. Торгово-экономические отношения Мексики и Канады сильно уступают по глубине и масштабам канадо-американским и мексикано-американским экономическим связям. Канада и Мексика являются скорее конкурентами на американском рынке товаров, услуг, рабочей силы и соперниками по привлечению инвестиций и технологий из США. Правда, благодаря динамичным темпам роста взаимного товарооборота и инвестиций постепенно возрастает их объем, что ведет к снижению асимметричности в рамках НАФТА.

Еще одной особенностью североамериканской интеграции, в отличие от европейской, является то, что каждая из стран-участниц предпринимала попытки «расширения» НАФТА в одностороннем порядке, то есть предоставляла режим зоны свободной торговли третьим странам. Ярким примером такой практики является зона свободной торговли между США, странами Центральной Америки и Доминиканской Республикой (КАФТА), где США предложили такие же условия, как и партнерам по НАФТА. Подписаны соглашения о зоне свободной торговли с Чили каждой из стран НАФТА.

Наши рекомендации