Общая характеристика соглашения
Содержание
Введение. 3
Глава 1. НАФТА.. 7
Общая характеристика соглашения. 7
Влияние членства в НАФТА на экономику США, Канады и Мексики.. 10
Преимущества от членства в НАФТА для потребителей стран-членов. 13
США и НАФТА.. 14
Канада и НАФТА.. 17
Мексика и НАФТА.. 20
Выводы по 1-ой главе. 24
Глава 2. Статистический анализ социально-экономического развития и конкурентоспособности страны (на примере США). 26
Масштабы и темпы роста дефицита текущих статей платежного баланса США.. 28
Влияние внешнего долга США на состояние мировой экономики и мировой валютной системы 29
Влияние внешнего долга на социальную сферу и меры правительства в решении проблем социально-экономического развития страны.. 31
Выводы по 2-ой главе. 34
Выводы.. 36
Список литературы.. 38
Введение
Мировая торговля длительное время занимала лидирующее положение в международных экономических отношениях.
Либерализация торговли является одной из наиболее острых проблем мировой экономики. Свободная торговля – это тоже внешнеторговые отношения, в которые не вмешивается государство с помощью тарифов и квот. Идет постоянная борьба вокруг устранения протекционистских барьеров и способов открытия национальных рынков для свободного доступа иностранных товаров, услуг и рабочей силы. Наиболее последовательными сторонниками либерализации выступают ТНК и развитые страны. Требуя открытия рынков, они часто сохраняют запретительные барьеры перед конкурентоспособными иностранными товарами.
Международная торговля – международные товарно-денежные отношения, совокупность внешней торговли всех стран мира. Объем международной торговли (мировой товарооборот) подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта в долларах США и в ценах ФОБ экспорта. Внешняя торговля состоит из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Для большинства стран внешняя торговля является главной формой внешнеэкономической деятельности.
Немаловажную роль в регулировании внешней торговли играют зоны свободной торговли.
Зона свободной торговли (ЗСТ) – вид особой экономической зоны – таможенная территория, на которой в одностороннем порядке или в соответствии с международным договором отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения международной торговли.
Сущность зоны свободной торговли сводится к снижению таможенных пошлин между странами-участницами. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнёрами в рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнёры.
Зоны свободной торговли различаются между собой по ряду существенных параметров, а именно:
· количество стран-участниц;
· сравнительные размеры национальных экономик стран;
· разные уровни экономического развития;
· отраслевой и товарный охват режимом;
· характер влияния на национальную экономику;
· продолжительность периода перехода к свободной торговле;
· степень реальной экономической взаимозависимости стран;
· роль политического фактора;
· традиции, ценности, нормы регионального интеграционного процесса.
Создание ЗСТ должно иметь достаточно глубокие предпосылки экономического, социального, политического, исторического, регионального и иного характера. Среди экономических предпосылок выделим, прежде всего, высокий уровень взаимной торговли в общих показателях региональной торговли. Высокие показатели доли взаимной торговли в: ЕС, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР.
Посредством зон свободной торговли решаются вопросы доступа к стратегическим рынкам, поэтому географическая близость партнеров зачастую необязательна. В отличие от более сложных форм международной интеграции, предполагающих, в принципе, наличие общих границ.
Основной целью зон свободной торговли является поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что НАФТА представляет наглядный пример эффективного интеграционного объединения в своем регионе, что является важным и злободневным для России. С целью стимулирования экономического развития и повышения конкурентоспособности России важно активизировать участие в интеграционных процессах, развивать торговое, производственное и научно-техническое сотрудничество с развитыми государствами и наиболее развитыми из числа развивающих стран. Для России как страны с переходной экономикой особо актуальным является сотрудничество с экономически развитыми государствами, где центром притяжения интересов России являются Евросоюз и АТЭС, выступающие источником принципиально новой продукции и технологий, финансовых инноваций, инвестиций, передового опыта организации производства и т.д. Исследование эффективности модели НАФТА позволит извлечь некоторые уроки для России в плане продуктивного экономического взаимодействия, в первую очередь со странами АТР и СНГ.
Цели данной работы:
· выяснить, что представляет из себя зона свободной торговли;
· разобраться в протекающих процессах внутри зоны свободной торговли (на примере НАФТА);
· понять, насколько сильно влияние интеграции на конкурентоспособность стран-членов;
· провести статистический анализ социально-экономического развития и конкурентоспособности США (ключевого члена НАФТА).
В условиях нестабильности мировой экономики, считаю актуальной тему экономического объединения стран и формирования ими зон свободной торговли, поэтому вижу необходимость в более глубоком и детальном изучении данного вопроса в форме моей курсовой работы.
Глава 1. НАФТА
Общая характеристика соглашения
Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА, North American Free Trade Agreement, NAFTA) вступило в силу 1 января 1994 года, закрепив подписанное в 1988 году Соглашение о зоне свободной торговли между США и Канадой (КУСФТА, Canada-USA Free Trade Agreement, CUSFTA). В 2003 г. была создана зона свободной торговли в основном, а с 1 января 2014 г. – окончательно на основе ликвидации сохранявшихся таможенных пошлин и количественных ограничений на чувствительную продукцию между США и Мексикой, между Канадой и Мексикой (в отношениях между США и Канадой устранение торговых барьеров произошло в 1998 г.). Соглашение создало крупнейшую в мире зону свободной торговли, с численностью населения в 444 млн человек, объемом совокупного ВВП 17 трлн долл. В отличие от Европейского союза, где инициатива о создании интеграционной группировки исходила от высших органов власти стран участниц, в Северной Америке интеграция шла снизу вверх, то есть сотрудничество американских и канадских компаний на микроуровне получило закрепление на межгосударственном уровне.
К моменту создания НАФТА экономические системы США, Канады и Мексики были в значительной степени взаимосвязаны друг с другом. Например, Канада от 75 до 80% своего экспорта реализует на территории США. Доходы от экспорта Канады в США составляли к середине 1990-х годов до 20% канадского ВВП[1]. С другой стороны, 75% из всех иностранных инвестиций в экономику Канады являются американскими. Канадские инвестиции в американскую экономику составляли к середине 1990-х годов 10%. Кроме этого, 70% мексиканского импорта шло в США, а 65% американского экспорта – в Мексику. Благодаря завершению формирования Североамериканской зоны свободной торговли значительно возросла экономическая взаимозависимость стран-партнеров.
Доминирующие позиции в НАФТА занимают США, о чем свидетельствуют основные макроэкономические показатели стран-участниц (см. таблицу 1). США превосходят не только по численности населения (68% от общей численности населения стран НАФТА), но и по объему ВВП (83% от совокупного ВВП США, Канады, Мексики) и по объемам взаимной торговли - 919,9 млрд долл. (у Канады – 570,8 млрд долл., у Мексики – 393,5 млрд долл.). Однако при этом Канада превосходит США и Мексику по привлеченным прямым иностранным инвестициям, объем которых равен 240 млрд долл., против 229,8 и 156,0 млрд долл. соответственно, что является существенным стимулом для развития и реформирования национальной экономики. Бесспорно, что именно создание НАФТА повлияло на повышение привлекательности канадской экономики для иностранных инвесторов. В сфере высоких технологий безусловное лидерство принадлежит США, а Канада, хотя и уступает, но отличается достаточно развитыми техноемкими отраслями. В Мексике развивается сборочное производство на предприятиях макиладорас, размещенных на американо-мексиканской границе.
Таблица 1
Партнеры НАФТА | Канада | США | Мексика | Всего |
Население (млн человек) | 33,3 | 304,1 | 106,7 | 444,1 |
ВВП (в трлн долл.) | 1,501 | 14,441 | 1,087 | |
Торговля внутри НАФТА (в млрд долл.) | 570,8 | 919,9 | 393,5 | 1884,2 |
Приток ПИИ в страны НАФТА (млрд долл. ) | 240,0 | 229,8 | 156,0 | 625,8 |
Создание рабочих мест (млн) | 4,3 | 25,1 | 9,3 | 39,7 |
Уровень занятости (млн человек) | 17,1 | 145,4 | 43,2 | 205,7 |
Основные макроэкономические показатели стран-участниц НАФТА в 2014 г.[2]
В отличие от Европы, где с момента подписания Вестфальского мира в конце 17 века, возникло понимание необходимости баланса сил, при котором ни одна из наций не занимает доминирующего положения, Соединенные Штаты выступают в роли главного защитника демократических свобод в мире. И если в Евросоюзе с начала развития интеграционных тенденций никогда не было гегемонии какой-либо страны, а только коалиция интересов «больших» и «малых» членов, то в Северной Америке этот баланс сил был невозможен с ранних стадий региональной интеграции. В середине 60-х США подписали двусторонние соглашения с Канадой по стимулированию сотрудничества в автомобильной промышленности и с Мексикой по открытию сборочных предприятий макиладорос вдоль мексиканской границы с целью снижения издержек производства трудоемкой продукции благодаря дешевой рабочей силе.
Таким образом, сохраняющаяся асимметричность внешнеэкономических связей в Северной Америке сложилась исторически. Торгово-экономические отношения Мексики и Канады сильно уступают по глубине и масштабам канадо-американским и мексикано-американским экономическим связям. Канада и Мексика являются скорее конкурентами на американском рынке товаров, услуг, рабочей силы и соперниками по привлечению инвестиций и технологий из США. Правда, благодаря динамичным темпам роста взаимного товарооборота и инвестиций постепенно возрастает их объем, что ведет к снижению асимметричности в рамках НАФТА.
Еще одной особенностью североамериканской интеграции, в отличие от европейской, является то, что каждая из стран-участниц предпринимала попытки «расширения» НАФТА в одностороннем порядке, то есть предоставляла режим зоны свободной торговли третьим странам. Ярким примером такой практики является зона свободной торговли между США, странами Центральной Америки и Доминиканской Республикой (КАФТА), где США предложили такие же условия, как и партнерам по НАФТА. Подписаны соглашения о зоне свободной торговли с Чили каждой из стран НАФТА.