Работа с понятиями и аббревиатурами.
Работа с хронологией.
Заполните таблицу. Если в графе «Дата» стоит цифра «1» – необходимо знать и указать год(ы), если цифра «2» – год и месяц(ы), цифра «3» – точную дату.
Событие | Дата | Номер п/п | |
Внутренняя политика | I Съезд народных депутатов СССР | (2) | |
III Съезд народных депутатов СССР | (2) | ||
XIX партийная конференция | (2) | ||
XXVII съезд КПСС | (1) | ||
Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР | (2) | ||
Первые массовые рабочие забастовки | (2) | ||
Приход к власти М.С. Горбачева | (2) | ||
Провозглашение политики «ускорения» | (2) | ||
Провозглашение политики демократизации и гласности | (2) | ||
Роспуск СССР, создание СНГ | (2) | ||
Создание ГКЧП, временное отстранение М.С. Горбачева от власти | (2) | ||
Национальный вопрос | Декларация о государственном суверенитете РСФСР | (3) | |
Первая декларация о суверенитете (Эстония) | (2) | ||
Первые выступления на национальной почве (в Казахстане) | (1) | ||
Первый масштабный межнациональный конфликт (в Нагорном Карабахе) | (2) | ||
Попытки силового подавления сепаратистов в Вильнюсе и Риге | (2) | ||
Провозглашение независимости Литвы | (2) | ||
Провозглашение независимости большинством республик | (2) | ||
Разгон демонстрации в Тбилиси | (2) | ||
Референдум о сохранении СССР | (2) | ||
Выборы в Верховные Советы союзных республик, успехи националистов в ряде республик | (2) | ||
Хозяйственное развитие | Авария на Чернобыльской АЭС | (2) | |
Политика «ускорения» социально-экономического развития | (1) | ||
Принятие закона о кооперации | (1) | ||
Принятие закона о государственном предприятии | (1) | ||
Разработка различных программ перехода к рыночной экономике | (1) | ||
Внешняя политика | «Бархатные революции» в европейских социалистических странах | (2) | |
Встречи М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве и Рейкьявике | (1) | ||
Встреча М.С. Горбачева и Дж. Буша-старшего на Мальте | (2) | ||
Вывод советских войск из Афганистана и нормализация отношений с Китаем | (2) | ||
Договоры о ликвидации химического оружия, об обычных вооружениях в Европе и сокращении наступательных вооружений, роспуск СЭВ и ОВД | (1) | ||
Советско-американский договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) | (1) |
Работа с персоналиями.
А. Заполните таблицу.
Исторический деятель | Важнейшие должности в 1985-1991 гг. |
М.С. Горбачев | 1. ________________________________________________ 2. ________________________________________________ 3. ________________________________________________ |
Н.И. Рыжков | 1. ________________________________________________ |
Э.А. Шеварднадзе | 1. ________________________________________________ |
Б.Н. Ельцин | 1. ________________________________________________ 2. ________________________________________________ 3. ________________________________________________ |
Б. Заполните таблицу.
Исторический деятель | Кто такой? Важные факты биографии (1985–1991 гг.) |
М.С. Горбачев | Инициатор (какой политики?) ________________________, автор (какой книги?) _________________________________ ______________________________________, лауреат (чего?) _____________________________________________, в декабре 1991 г. (что сделал?) _______________________ _________________________ |
Е.К. Лигачев | (Кто?) __________________________________, один из лидеров (какого течения в КПСС?) _______________________ |
А.Н. Яковлев | (Кто?) __________________________________, один из лидеров (какого течения в КПСС?) _______________________ |
Б.Н. Ельцин | (Кто?) __________________________________, один из лидеров (какого течения в КПСС и в общественном движении?) _______________________, первый в истории России (кто? когда им стал?) ________________________________, возглавил сопротивление (кому? когда?) ________________ ________________, подписал соглашение о ликвидации (чего? когда?) _____________________________________ |
Янаев, Павлов, Крючков, Язов, Пуго и др. | Члены (чего?) ____________, попытались (что сделать, когда?) ____________________________________________ |
Сахаров, Афанасьев, Попов, Собчак | Лидеры (чего?) __________________________________ |
Кравчук, Шушкевич | Лидеры (каких стран?) ____________________________, подписали соглашение о ликвидации (чего? когда?) ____________________________________ |
Рейган, Буш-старший | (Кто?) ______________________________ |
Шаталин, Явлинский | (Кто?) ______________________________, авторы (какой программы?) ____________________________ |
Д.С. Лихачев | (Кто?) ___________________________________ |
Работа со схемой.
Определите, какие органы власти и должности обозначены цифрами на схеме «Высшие органы власти в СССР после политической реформы 1988–1989 гг.». Какие изменения произошли по сравнению с предшествующим периодом? Что изменилось в 1990 г.?
1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
Работа с картой.
Перечислите (назовите) и покажите на карте:
1) районы важнейших межнациональных конфликтов, сопровождавших распад СССР (Нагорный Карабах, Абхазия и Южная Осетия, Приднестровье, Прибалтика);
2) страны центральной и юго-восточной Европы, высвободившиеся из-под влияния СССР в результате «бархатных революций».
Работа с понятиями и аббревиатурами.
А. Дайте определение понятий и терминов.
1. Ускорение (в СССР) —
2. Гласность (в СССР) —
3. Перестройка (в СССР) —
4. «Парад суверенитетов» —
Б. Расшифруйте аббревиатуры.
1. СНВ —
2. СНГ —
3. ДОВСЕ —
4. ГКЧП —
5. МДГ —
Работа с источниками.
Вставьте пропущенные слова (из выступления и книги М.С. Горбачева).
«Стратегическая линия, выработанная на XXVI съезде, последующих пленумах ЦК … была и остается неизменной. Это – линия на 1___________ социально-экономического развития страны, на совершенствование всех сторон жизни общества».
«2____________ сегодня – неотъемлемая часть нормальной духовной и моральной атмосферы в обществе, позволяющей человеку глубже понять, что с нами было, что происходит сегодня, к чему мы стремимся, какие у нас планы, и потому помогает сознательно участвовать в 3____________. 4_________________ общественной атмосферы, продвижение по пути социально-экономических преобразований набирают ускорение во многом благодаря развитию именно 2_____________. Разумеется, основу этого процесса составляет политика 5______________».