Формы интеграционных объединений и их черты
Отсутствие торговых ограничений | Общие внешне-торговые тарифы | Свободное передвижение факторов производства | Общая валюта | Общая экономи-ческая политика | |
Зона свободной торговли | + | ||||
Таможен-ный союз | + | + | |||
Общий рынок | + | + | + | ||
Монетар-ный союз | + | + | + | + | |
Экономи-ческий союз | + | + | + | + | + |
В таможенном союзе страны обязаны воздерживаться от применения видимых торговых ограничений по отношению друг к другу. Кроме того, участники таможенного союза должны поддерживать общие внешнеторговые тарифы для тех стран, которые не входят в таможенный союз. В качестве примера таможенного союза можно рассматривать таможенный союз "четверки" - России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана.
По степени интеграции общий рынок продвинут дальше таможенного союза, поскольку помимо свободы торговли в нем появляется свободное передвижение таких факторов производства как труд и капитал. Например, для граждан ЕС упразднен паспортный контроль в границах Сообщества, отменяются ограничения при приеме на работу и учебу. Обеспечивается равноправное участие компаний из всех стран-участниц в торгах на получение правительственных заказов в любом государстве-члене ЕС.
Монетарный союз является еще более высокой ступенью интеграции: кроме того, что он включает в себя все черты, присущие общему рынку, денежная система стран монетарного союза основана на общей валюте. Поскольку все экономические сделки внутри союза оплачиваются в одной валюте, страны-члены монетарного союза не испытывают неопределенности, связанной с обменными курсами.
Экономический союз можно определить как монетарный союз, в котором широко координируется экономическая политика - в первую очередь фискальная политика и политика в отношении отдельных секторов экономики. В частности, экономически союз предполагает унификацию всех правил, связанных с налоговой системой и норм, регулирующих переводные платежи. А координация политики в конкретных секторах экономики ведет к тому, что, например, условия промышленности и сельского хозяйства становятся одинаковыми во всех странах экономического союза.
Существует связь между степенью достигнутой интеграции и взаимозависимостью государств. С одной стороны, взаимозависимость государств растет вместе с интеграцией. Так, связь между спросом в одной стране и предложением в другой устанавливается в зоне свободной торговли только через торговлю, а при общем рынке - через межстрановые перетоки товаров, услуг и факторов производства, что делает саму зависимость более тесной. С другой стороны, динамика интеграции обеспечивается как раз растущей открытостью, политической и экономической взаимозависимостью стран-участников.
Движущая сила технологий проявляется в глобализации логистической системы путем взаимного быстрого проникновения современных технологических решений, «ноу-хау», проектов, научных исследований в экономику большинства развитых стран. Практически ни одна страна не может получить долговременной выгоды за счет использования новых технологий, так как они быстро становятся достоянием других стран (компаний), минуя национальные границы в сильно интегрированном мировом экономическом и информационном пространстве.
Наконец, существенное значение для продвижения глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования, проводимые многими странами, в частности, ЕС, США и Канады в части снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают обмен и движение капитала, товаров, людей, информации через национальные границы.
В то же время нельзя говорить о том, что все барьеры на пути развития международной логистики в настоящее время сняты. Существует достаточно много ограничений, торговых, финансовых, таможенных и других барьеров, обусловленных различным причинами, в том числе различными политическими системами, разным экономическим и социальным уровнем развития стран, различным жизненным уровнем и т.д. Подобные барьеры существуют, например, между странами ЕС и Восточной Европы, ЕС и Россией, ЕС и Казахстаном, США и ЕС, США и Мексикой, странами ЕС и Центральной Азии, США и Японией и т.д.
Кроме того, в глобальной логистике необходимо учитывать международную конкуренцию, ограничения на дистрибутивные сети транснациональных корпораций и т.п. Менеджмент в глобальных макро- и микрологистических системах должен учитывать эти факторы для успешного продвижения международной логистики (см. схему рис. 39[18]).
На схеме (рис. 12.1) указаны три группы барьеров в развитии глобальной логистики. Рыночные барьеры отражают конкурентную борьбу за источники дешевых сырьевых ресурсов, энергии, рабочей силы, а также за рынки сбыта товаров. Эти барьеры устанавливаются и поддерживаются как крупными компаниями за счет ценовой политики, информационных барьеров и т.п., так и за счет протекционистской государственной политики и законодательства.
Финансовые барьеры связаны с налоговой, таможенной, торговой политикой государства, ограничениями ввоза капитала, нормой банковского процента и т.п. Близкими к ним являются барьеры в распределении товаров фирм-конкурентов из других стран, из которых наиболее важными являются транспортные, таможенные и торговые.
[1] Краткая философская энциклопедия. - М.: "Прогресс" - "Энциклопедия", 1994. С.245.
[2] Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 14.
[3] Сергеев В.И. Логистика: аналитический обзор. СПб.: Организация об-ва «Знание», 1996. С. 13.
[4] Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 102.
[5] Гаджинский А.М. Логистика. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. С.190.
[6] Гаджинский А.М. Логистика. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. С.232.
[7] Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 336.
[8] Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры. - М.: ИНФРА-М, 2002. С.149.
[9] Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 339.
[10] Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры. - М.: ИНФРА-М, 2002. С.76.
[11] Гаджинский А.М. Логистика. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. С.355.
[12] Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории. - СПб.: Издательство "Союз", 2001. - с.418.
[13] Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 455.
[14] Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории. - СПб.: Издательство "Союз", 2001. - с.421.
[15] Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Росинтер, 1996. С. 247.
[16] Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Росинтер, 1996. С. 168.
[17] Кизим А.А., Сергеев В.И., Эльяшевич П.А. Глобальные логистические системы. С-Пб.: Бизнес-пресса, 2001. С. 46.
[18] Кизим А.А., Сергеев В.И., Эльяшевич П.А. Глобальные логистические системы. С-Пб.: Бизнес-пресса, 2001. С. 26.