Выбрать единственный правильный ответ

2.1. Факторами производства являются:

а) предприятия, домашние хозяйства, рынки, государство;

б) труд, капитал, земля, предпринимательство;

в) нужды, потребности, ограниченность, возможность;

г) всё перечисленное верно.

2.2. Чем отличаются факторы производства от экономических ресурсов?

а) экономические ресурсы – это то же самое, что и факторы производства;

б) в состав факторов производства не входят трудовые ресурсы;

в) в экономические ресурсы не включается предпринимательская деятельность;

г) факторы производства – это вовлечённые в процесс производства экономические ресурсы;

д) факторы производства не включают природные ресурсы;

е) экономические ресурсы не включают в себя реальный капитал.

2.3. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди;

б) хозяйствующие субъекты не умеют рационально вести хозяйство;

в) люди производят мало продукции и много потребляют;

г) люди производят мало продукции, но получают много денег.

2.4. Проблема редкости ресурсов могла бы быть решена, если:

а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;

б) будут открыты новые, практически неисчерпаемые источники энергии;

в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;

г) всё вышесказанное верно.

2.5.Проблема редкости ресурсов может быть решена, если:

а) будет решена проблема бедности во всем мире;

б) будет ликвидировано производство вооружений;

в) денежная масса будет в избыточном количестве;

г) всё вышесказанное неверно.

2.6.Ограниченность ресурсов – это проблема, которая:

а) существует только в бедных странах;

б) есть только в бедных семьях;

в) есть у всех людей и обществ;

г) никогда не возникает в богатых семьях.

2.7.Экономическая эффективность измеряется как отношение:

а) всех затрат к зарплате;

б) зарплаты к стоимости всех затрат;

в) зарплаты к себестоимости;

г) стоимости предметов потребления к стоимости средств производства;

д) общего результата производства к затратам;

2.8. Кривая производственных возможностей показывает:

а) различные комбинации факторов производства;

б) преимущества производства одного товара перед другим;

в) изменения в цене различных товаров;

г) альтернативные издержки производства двух благ.

2.9.Сдвиг кривой производственных возможностей вправо должен сопровождаться повышением производительности труда, если:

а) количество используемого капитала растет;

б) увеличивается количество работников;

в) уменьшается количество работников;

г) сокращается заработная плата.

2.10. Альтернативные издержки нового спортивного комплекса – это:

а) оплата его охраны и оплата труда работающего персонала;

б) цена строительства спорткомплекса;

в) изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов данного предприятия;

г) цена товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого комплекса;

е) расходы на оборудование комплекса.

2.11. Каковы ваши альтернативные затраты на обучение в вузе?

а) расходы на проезд до места обучения и обратно;

б) потери в заработке из-за занятий;

в) расходы на питание;

г) стоимость отдыха во время перерыва между занятиями;

д) амортизационные отчисления вуза.

2.12. Студент учится в университете. Его стипендия составляет 500 руб. Бросив учёбу, он мог бы получать 5000 руб., если бы работал менеджером. Каковы его альтернативные затраты на обучение в университете:

а) 500 руб.; б) 5000 руб.; в) 4500 руб.; г) 5500 руб.

3. Верны ли следующие утверждения (да, нет)?

3.1. Удовлетворение одной потребности всегда может быть достигнуто за счет неудовлетворения другой.

3.2. Существуют первичные потребности, которые могут оставаться неудовлетворенными длительное время.

3.3. Американский психолог А. Маслоу утверждал, что после того, как человек удовлетворит первостепенные потребности, он непременно начнет удовлетворять потребности высшего порядка.

3.4.Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве.

3.5. С развитием общества в потреблении людей сокращается доля благ, удовлетворяющих первостепенные потребности, и растёт доля благ, удовлетворяющих второстепенные потребности.

3.6.Можно ли считать фактором производства кредит, взятый Вами в банке?

3.7.Для общества в целом проблемы ограниченности ресурсов не существует. Эта проблема существует только для индивида.

3.8.Не все экономические блага являются ресурсами, но все экономические ресурсы являются экономическими благами.

3.9. Величина взятки чиновнику, регулирующему покупку недвижимости, является альтернативной затратой при покупке этой собственности.

3.10. Плата за учебники и обучение является альтернативными затратами на обучение.

3.11.Приватизацией называется сдача в аренду помещений в государственном учреждении.

3.12. Приватизацией называется передача государственной или общественной собственности в частные руки.

3.13. Разгосударствление – это уменьшение роли государства в экономике.

3.14. Идея коммунизма основана на предложении ограничить разумные потребности.

4. Решить задачи:

4.1.Могут ли перечисленные точки лежать на одной кривой производственных возможностей? (Ответ проиллюстрировать графически):

а) А (15, 3); Б (8, 13); В (13, 6); Г (5, 12)

б) А (20, 0); Б (17, 4); В (10, 8); Г (16, 5)

в) А (25, 0); Б (20, 4); В (22, 8); Г (0, 20)

г) А (10, 0); Б (9, 1); В (8, 2); Г (4, 0)

д) А (11, 0); Б (9, 2); В (7, 3); Г (5, 1)

е) А (9, 0); Б (4, 2); В (2, 1); Г (0, 3)

4.2. Дана кривая производственных возможностей. Проиллюстрировать графически, где находятся точки, которые показывают:

а) полное использование имеющихся ресурсов;

б) неполное использование имеющихся ресурсов;

в) полное отсутствие ресурсов;

г) увеличение одного из ресурсов;

д) увеличение производительности ресурсов при производстве одного из благ;

е) уменьшение производительности ресурсов при производстве одного из благ.

4.3.Экономика производит два блага: Х – машины (в млн штук) и У – самолёты (в тыс. штук). Даны координаты точек для построения кривой производственных возможностей: А (0, 30); Б (2, 27); В (4, 21); Г (6, 12); Д (8, 0). Ответьте на следующие вопросы:

а) Что показывают точки на кривой производственных возможностей?

б) Каковы альтернативные издержки производства дополнительного миллиона машин?

в) Каковы альтернативные издержки производства дополнительной тысячи самолетов?

г) Обозначьте точку Е под кривой. Что она показывает? При каких условиях точка Е может начать соответствовать полному использованию всех ресурсов?

д) Обозначьте точку Ж, расположенную вне кривой. Что она показывает?

4.4. Существуют три участка земли, на которых можно выращивать кукурузу или картофель (или то и другое). На 1-м участке при наиболее полном использовании всех имеющихся ресурсов можно максимально выращивать 1000 т кукурузы или 1000 т картофеля. Со 2-го участка можно максимально получить 800 т кукурузы или 1600 т картофеля. С 3-го участка можно максимально собрать 500 т кукурузы или 2000 т картофеля.

Постройте: а) КПВ трёх участков, учитывая, что возможны и все промежуточные варианты, но КПВ трёх участков при этом линейны;

б) общую КПВ.

4.5. Предположим, что в стране производят два вида продукции: масло (т) и ракеты (шт.). Начертите КПВ, по горизонтальной оси изобразив производство ракет, а по вертикальной - производство масла, используя данные таблицы:

Варианты А В С D E F
Ракеты, (шт.)
Масло, (т)

Используя КПВ, дайте ответы на следующие вопросы:

а) Где находятся точки эффективного функционирования системы?

б) Где должны быть расположены точки невозможного производства?

в) Покажите расположение точек, свидетельствующее о неудачном выборе использования ресурсов.

г) Рассчитайте альтернативные издержки производства ракет для каждого варианта при движении от точки А к точке F. Как они изменяются? Чем это можно объяснить?

д) Рассчитайте альтернативные издержки при переходе от варианта Е к варианту С; от варианта В к варианту D; от варианта D к варианту А.

4.6.Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух магнитофонов.

5. Дать ответ и прокомментировать его:

5.1. Как бы Вы прокомментировали утверждение из учебника С. Фишера «Экономика»: «Национальные парки – это смешанный случай, так как природа в парках – это общественное благо, по крайней мере, до тех пор, пока в парке не становится слишком тесно». В чем смысл упоминания о тесноте?

5.2.В чём заключается проблема «безбилетника»? Как она связана с производством общественных благ? Можно ли решить проблему «безбилетника», отказав ему в услуге, за которую он не заплатил? Всегда ли такое решение благоприятно для общества?

5.3.Мы рассматриваем предпринимательство как четвёртый фактор

производства наряду с трудом, капиталом и землей. Согласны ли Вы с таким подходом? Считаете ли Вы, что предпринимательство как фактор

производства обладает некоторыми специфическими чертами, выделяющими его из всего комплекса факторов производства?

5.4. Равноценны ли понятия «собственник» и «предприниматель»?

5.5. Зависят ли способности к предпринимательству от:

а) образования; б) национальности; в) климата, в условиях которого живет человек; г) наследственности; д) социально-общественного устройства страны?

5.6. В чём Вы видите привлекательность предпринимательской деятельности и в чем заключаются её неприемлемые для Вас особенности?

5.7.Вселенная бесконечна, так же как технический прогресс не имеет границ. Следовательно, то, что говорят в экономике об ограниченности ресурсов – ошибка, потому что, когда ресурсы иссякнут на земле, человек найдёт их в космосе. Согласны Вы с этими утверждениями? Объясните свой ответ.

5.8. Согласны ли Вы с известным выражением «бесплатных обедов не бывает»? Если – да, то, каково Ваше отношение к идее «бесплатного образования не бывает»? Если положительно, то кто за него должен платить: государство, Ваша семья или Вы сами? Что рациональнее: всеобщий налог на образование или адресная оплата Вами услуг того вуза, где Вы учитесь?

5.9.Прокомментируйте всем известное высказывание американского ученого и государственного деятеля Бенджамина Франклина: «Время – деньги».

5.10.Для переброски военных грузов в Персидский залив западные державы обсуждали два варианта. Первый – доставить 800 тыс. т морем за 30 дней и второй – использовать комбинированную доставку: 200 тыс. т самолётом и 600 тыс. т океанскими судами. Второй вариант сокращает время, но требует дополнительных денежных затрат. Какой способ, по Вашему мнению, стоило выбрать?

* Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. С.362

* Шаховой В. А., Шапиро С. А.. Мотивация трудовой деятельности М.: Альфа-Пресс, 2006. С. 15

* Краткий психологический словарь – М.: Политиздат, 1985. С. 254.

Наши рекомендации