Социальная ответственность федеральных органов власти

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обсуждена и принята на заседании круглого стола 19 ноября 2002 г.

Введение

В

1993 году была принята Конституция Российской Федерации, кото­рая провозгласила Россию демократическим федеративным право­вым социальным государством. Предметом рассмотрения в данном документе является Концепция социального государства в соответствии со ст. 7 Конституции, которая гласит:

Российская Федерация - социальное государство, политика которо­го направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, уста­навливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обес­печивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гаран­тии социальной защиты»1.

Разработка Концепции социального государства в Российской Федерации диктуется настоятельной необходимостью теоретического осмысления свя­занных с этим проблем, создания методологической основы, которая могла бы оказать помощь в практической деятельности общественным объединениям граждан, органам государственной власти и местного самоуправления, субъек­там системы социального партнерства по реализации норм ст. 7 Конституции Российской Федерации. Это обусловлено рядом причин, в т.ч. внутренних -востребованностью со стороны граждан России, выступающих за проведение социальной политики, отвечающей сути и принципам социального государст­ва. Разработка Концепции вызвана и внешними причинами - необходимостью гармонизации и сближения законодательства и практики со странами СНГ, ЕврАзЭс, Союзного государства, многие из которых по своим конституциям являются социальными, а также необходимостью ратификации Европейской социальной хартии.

В настоящей Концепции сделана попытка изложить теоретико-методологические взгляды, принципы и основные механизмы реализации этой одной из важнейших норм российской Конституции.

При разработке Концепции учитывался отечественный опыт и опыт зару­бежных стран, в т.ч. ФРГ, Франции, Скандинавских стран, являющихся по конституциям социальными государствами.

числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

• тендерное равенство мужчин и женщин2;

• участие работников в управлении производством, общественной и госу­дарственной жизнью.

Практическая деятельность субъектов социальной политики должна быть направлена на реализацию гарантий и прав граждан, установленных Консти­туцией РФ, с учетом этих и других принципов социального государства.

Критериями для оценки степени социальности государства являются также соблюдение:

• права на свободу человека;

• гарантии в проведении государством последовательной социальной поли­тики, ориентированной на реально возможные инвестиции «в человека»;

• обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

• адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения;

• гарантии создания благоприятных условий для реального участия граж­дан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;

• соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему соци­ального партнерства в качестве основного механизма достижения обществен­ного согласия, баланса интересов работника и работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений;

• гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собствен­ник должен нести определенную социальную ответственность;

• права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, куль­турное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на береж­ное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

На современном этапе в решении главных социальных задач социальное государство устанавливает следующие приоритеты:

1. В сфере занятости: структурная перестройка экономики в интересах всех граждан России, современная кадровая политика; повышение экономиче­ской активности, направленной на созидание и прогресс; обеспечение гражда­нам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости трудоспособного населения; создание современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников через социальное партнерство; содействие общественно полезному и эффек­тивному предпринимательству.

2. В сфере политики доходов: создание социально-справедливой и эффек­тивной системы распределения вновь созданной стоимости между государст­вом, трудом и капиталом; обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе - рост качества и уровня жизни; установле­ние государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в пол­ной мере воспроизводство рабочей силы; социальная направленность налого­вой политики и принятие необходимых мер по контролю над инфляцией.

3. В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумно­жение жилого фонда и повышение его комфортабельности; развитие комму­нального хозяйства, средств транспорта и связи за счет средств населения и бюджетного финансирования; создание нормальных условий жизни в насе­ленных пунктах, не имеющих постоянно действующих коммуникаций с ос­новной территорией страны.

4. В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы борьбы с бедностью; создание многопрофильной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), соци­ального обеспечения и социального вспомоществования; осуществление соци­альной защиты семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан; улучшение демографической ситуации в стране.

5. В сфере охраны окружающей среды: создание условий рационального природопользования с минимизацией ущерба среде обитания человека; обес­печение экологической безопасности.

6. В сфере формирования социокультурной среды: культивирование в обществе созидательных ценностей; повышение цивилизованности социально­го обустройства административно-территориальных мест проживания людей; повышение роли и качества общего и профессионального образования; сохра­нение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.

7. Проведение региональной социальной политики и интегральная оценка ее эффективности на основе единства федеральной и региональной социальной политики при условии упорядочения в разграничении их полно­мочий.

8. Развитие комплекса отраслей социального обслуживания населения.

Социальное партнерство является важнейшим инструментарием соци­ального государства при согласовании противоречивых интересов труда и ка­питала. Оно как социальный институт и социальный процесс объективно при­суще социальному государству, органично включается в содержание понятия «социального государства», в его теорию и практику.

Во-первых, социальное партнерство как особый тип общественных, в ча­стности социально-трудовых отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества, выражает саму сущность социального государства, основу социальных отношений, свойственных социальному государству, важ­нейший принцип и цель его социальной политики.

Во-вторых, социальное партнерство как специфический социально-политический механизм регулирования социальных отношений в целом, соци­ально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, основанный на принципе равноправных переговоров, достижения компромисса, консенсу­са между государственной властью, работодателями и работниками, предот­вращения социальных конфликтов, составляет базис общественного механиз­ма регулирования социально-трудовых отношений в социальном государстве.

• социальная справедливость и социальная солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

• тендерное равенство мужчин и женщин2;

• участие работников в управлении производством, общественной и госу­дарственной жизнью.

Практическая деятельность субъектов социальной политики должна быть направлена на реализацию гарантий и прав граждан, установленных Консти­туцией РФ, с учетом этих и других принципов социального государства.

Критериями для оценки степени социальности государства являются также соблюдение:

• права на свободу человека;

• гарантии в проведении государством последовательной социальной поли­тики, ориентированной на реально возможные инвестиции «в человека»;

• обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

• адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения;

• гарантии создания благоприятных условий для реального участия граж­дан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;

• соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему соци­ального партнерства в качестве основного механизма достижения обществен­ного согласия, баланса интересов работника и работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений;

• гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собствен­ник должен нести определенную социальную ответственность;

• права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, куль­турное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на береж­ное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

На современном этапе в решении главных социальных задач социальное государство устанавливает следующие приоритеты:

1. В сфере занятости: структурная перестройка экономики в интересах всех граждан России, современная кадровая политика; повышение экономиче­ской активности, направленной на созидание и прогресс; обеспечение гражда­нам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости трудоспособного населения; создание современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников через социальное партнерство; содействие общественно полезному и эффек­тивному предпринимательству.

2. В сфере политики доходов: создание социально-справедливой и эффек­тивной системы распределения вновь созданной стоимости между государст­вом, трудом и капиталом; обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе - рост качества и уровня жизни; установле­ние государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в пол­ной мере воспроизводство рабочей силы; социальная направленность налого­вой политики и принятие необходимых мер по контролю над инфляцией.

В-третьих,социальное партнерство выражает важнейшую, характерную черту идеологии, соответствующей целям и общественной востребованности социального государства, идеологии, составляющей важный фактор его разви­тия и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнерство - это социальный мир и сплоченность общества, условие его политической стабильности, экономиче­ского прогресса.

В-четвертых,социальное партнерство во всех формах егопроявления (коллективных переговорах, взаимных консультациях, участии работников в управлении организацией, представителях работников и работодателей в до­судебном разрешении трудовых споров и др.) выступает фактором совершен­ствования социального государства, повышения уровня его демократичности, развития институтов гражданского общества.

Таким образом, социальное партнерство, его формирование и развитие служит важнейшим фактором и показателем социальной, политической, нрав­ственной и идеологической зрелости самого социального государства, общест­ва в целом.

В свою очередь социальное государство является важнейшим политиче­ским институтом, оказывающим решающее влияние на становление и разви­тие подлинного социального партнерства в обществе, на регулирование соци­ально-трудовых отношений.

Социальное государство выступает обязательным и равноправным субъек­том социального партнерства в целом, а органы исполнительной власти - обя­зательной и равноправной стороной коллективных соглашений в рамках сис­темы социального партнерства на всех уровнях заключаемых соглашений с целью регулирования социально-трудовых отношений. Именно социальное государство, его законодательные органы призваны обеспечить завершение формирования правовой основы социального партнерства и последующее ее постоянное совершенствование.

Социальное государство предполагает сбалансированность централиза­ции, децентрализации и самостоятельности (самоуправления) территорий и поселений российского общества.

Необходимым условием эффективного функционирования социального го­сударства является реализация социальной ответственностивсех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина. Социальная ответствен­ность может быть определена как ответственность субъекта конкретной сферы перед обществом.

Социальная ответственность федеральных органов власти

Федеральные органы власти, руководствуясь Конституцией, несут соци­альную ответственность за:

• создание и обеспечение исполнения федеральных законов, гарантирую­щих активную социальную политику и эффективное функционирование соци­ального рыночного хозяйства;

• разработку и реализацию социально-экономической политики, обеспечи-

• разработку и исполнение социальных целевых федеральных программ, в т.ч. повышения занятости населения и обеспечения их источниками финанси­рования;

• координацию раббты трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям;

• развитие работы отраслей социальной инфраструктуры и их финансиро­вание (образование, наука, здравоохранение, культура и др.);

• организацию работы Пенсионного фонда, Фонда социального страхова­ния, Фонда обязательного медицинского страхования;

• формирование консолидированного бюджета, имеющего социальную
ориентацию, и контроль за его исполнением;

• организацию трансфертов в депрессивные регионы и адресную социаль­ную защиту нуждающихся;

• разработку государственных социальных стандартов.

Социальная ответственность органов власти субъектов Федерации

Органы власти субъектов Федерации несут социальную ответственность за:

• разработку и исполнение региональных социальных программ, обеспе­
ченных источниками финансирования, в т.ч. программ создания новых рабо­
чих мест, занятости и функционирования регионального рынка труда;

• участие в софинансировании федеральных социальных целевых про­
грамм;

• определение величины прожиточного минимума, состава и объема регио­нальной потребительской корзины;

• финансирование соответствующих учреждений образования, здравоохра­нения, культуры;

• участие в софинансировании детского оздоровления, физкультуры и
спорта;

• распределение трансфертов по субъектам социальной сферы.

Социальная ответственность бизнеса

Социальная ответственность крупного, среднего и малого бизнеса заклю­чается в: •

• создании условий для воспроизводства рабочей силы;

• развитии и софинансировании объектов социальной сферы;

• своевременной выплате достойной заработной платы и обязательных
платежей на социальные нужды;

• обеспечении охраны и безопасных условий труда;

• поддержании уровня занятости, участии в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест;

• софинансировании систем профессиональной подготовки кадров и по­вышения их квалификации;

• своевременной и в полном объеме уплате налогов;

• обеспечении нормальных условий труда и быта работников, привлекае­мых к исполнению обязанностей с отрывом от постоянного места жительства;

• отчислении страховых платежей по программам пенсионного, медицин­ского и социального страхования;

• развитии корпоративного профессионального пенсионного страхования;

• софинансировании добровольных видов страхования работающих;

• осуществлении социальной поддержки наемных работников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия ит. д.);

• благотворительной деятельности.

Наши рекомендации