Социальная ответственность федеральных органов власти
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Обсуждена и принята на заседании круглого стола 19 ноября 2002 г.
Введение
В |
1993 году была принята Конституция Российской Федерации, которая провозгласила Россию демократическим федеративным правовым социальным государством. Предметом рассмотрения в данном документе является Концепция социального государства в соответствии со ст. 7 Конституции, которая гласит:
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»1.
Разработка Концепции социального государства в Российской Федерации диктуется настоятельной необходимостью теоретического осмысления связанных с этим проблем, создания методологической основы, которая могла бы оказать помощь в практической деятельности общественным объединениям граждан, органам государственной власти и местного самоуправления, субъектам системы социального партнерства по реализации норм ст. 7 Конституции Российской Федерации. Это обусловлено рядом причин, в т.ч. внутренних -востребованностью со стороны граждан России, выступающих за проведение социальной политики, отвечающей сути и принципам социального государства. Разработка Концепции вызвана и внешними причинами - необходимостью гармонизации и сближения законодательства и практики со странами СНГ, ЕврАзЭс, Союзного государства, многие из которых по своим конституциям являются социальными, а также необходимостью ратификации Европейской социальной хартии.
В настоящей Концепции сделана попытка изложить теоретико-методологические взгляды, принципы и основные механизмы реализации этой одной из важнейших норм российской Конституции.
При разработке Концепции учитывался отечественный опыт и опыт зарубежных стран, в т.ч. ФРГ, Франции, Скандинавских стран, являющихся по конституциям социальными государствами.
числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
• тендерное равенство мужчин и женщин2;
• участие работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.
Практическая деятельность субъектов социальной политики должна быть направлена на реализацию гарантий и прав граждан, установленных Конституцией РФ, с учетом этих и других принципов социального государства.
Критериями для оценки степени социальности государства являются также соблюдение:
• права на свободу человека;
• гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возможные инвестиции «в человека»;
• обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;
• адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения;
• гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;
• соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника и работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений;
• гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести определенную социальную ответственность;
• права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.
На современном этапе в решении главных социальных задач социальное государство устанавливает следующие приоритеты:
1. В сфере занятости: структурная перестройка экономики в интересах всех граждан России, современная кадровая политика; повышение экономической активности, направленной на созидание и прогресс; обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости трудоспособного населения; создание современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников через социальное партнерство; содействие общественно полезному и эффективному предпринимательству.
2. В сфере политики доходов: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом; обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе - рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы; социальная направленность налоговой политики и принятие необходимых мер по контролю над инфляцией.
3. В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда и повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, средств транспорта и связи за счет средств населения и бюджетного финансирования; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах, не имеющих постоянно действующих коммуникаций с основной территорией страны.
4. В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы борьбы с бедностью; создание многопрофильной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения и социального вспомоществования; осуществление социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан; улучшение демографической ситуации в стране.
5. В сфере охраны окружающей среды: создание условий рационального природопользования с минимизацией ущерба среде обитания человека; обеспечение экологической безопасности.
6. В сфере формирования социокультурной среды: культивирование в обществе созидательных ценностей; повышение цивилизованности социального обустройства административно-территориальных мест проживания людей; повышение роли и качества общего и профессионального образования; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.
7. Проведение региональной социальной политики и интегральная оценка ее эффективности на основе единства федеральной и региональной социальной политики при условии упорядочения в разграничении их полномочий.
8. Развитие комплекса отраслей социального обслуживания населения.
Социальное партнерство является важнейшим инструментарием социального государства при согласовании противоречивых интересов труда и капитала. Оно как социальный институт и социальный процесс объективно присуще социальному государству, органично включается в содержание понятия «социального государства», в его теорию и практику.
Во-первых, социальное партнерство как особый тип общественных, в частности социально-трудовых отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества, выражает саму сущность социального государства, основу социальных отношений, свойственных социальному государству, важнейший принцип и цель его социальной политики.
Во-вторых, социальное партнерство как специфический социально-политический механизм регулирования социальных отношений в целом, социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, основанный на принципе равноправных переговоров, достижения компромисса, консенсуса между государственной властью, работодателями и работниками, предотвращения социальных конфликтов, составляет базис общественного механизма регулирования социально-трудовых отношений в социальном государстве.
• социальная справедливость и социальная солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
• тендерное равенство мужчин и женщин2;
• участие работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.
Практическая деятельность субъектов социальной политики должна быть направлена на реализацию гарантий и прав граждан, установленных Конституцией РФ, с учетом этих и других принципов социального государства.
Критериями для оценки степени социальности государства являются также соблюдение:
• права на свободу человека;
• гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возможные инвестиции «в человека»;
• обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;
• адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения;
• гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;
• соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника и работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений;
• гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести определенную социальную ответственность;
• права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.
На современном этапе в решении главных социальных задач социальное государство устанавливает следующие приоритеты:
1. В сфере занятости: структурная перестройка экономики в интересах всех граждан России, современная кадровая политика; повышение экономической активности, направленной на созидание и прогресс; обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости трудоспособного населения; создание современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников через социальное партнерство; содействие общественно полезному и эффективному предпринимательству.
2. В сфере политики доходов: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом; обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе - рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы; социальная направленность налоговой политики и принятие необходимых мер по контролю над инфляцией.
В-третьих,социальное партнерство выражает важнейшую, характерную черту идеологии, соответствующей целям и общественной востребованности социального государства, идеологии, составляющей важный фактор его развития и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнерство - это социальный мир и сплоченность общества, условие его политической стабильности, экономического прогресса.
В-четвертых,социальное партнерство во всех формах егопроявления (коллективных переговорах, взаимных консультациях, участии работников в управлении организацией, представителях работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров и др.) выступает фактором совершенствования социального государства, повышения уровня его демократичности, развития институтов гражданского общества.
Таким образом, социальное партнерство, его формирование и развитие служит важнейшим фактором и показателем социальной, политической, нравственной и идеологической зрелости самого социального государства, общества в целом.
В свою очередь социальное государство является важнейшим политическим институтом, оказывающим решающее влияние на становление и развитие подлинного социального партнерства в обществе, на регулирование социально-трудовых отношений.
Социальное государство выступает обязательным и равноправным субъектом социального партнерства в целом, а органы исполнительной власти - обязательной и равноправной стороной коллективных соглашений в рамках системы социального партнерства на всех уровнях заключаемых соглашений с целью регулирования социально-трудовых отношений. Именно социальное государство, его законодательные органы призваны обеспечить завершение формирования правовой основы социального партнерства и последующее ее постоянное совершенствование.
Социальное государство предполагает сбалансированность централизации, децентрализации и самостоятельности (самоуправления) территорий и поселений российского общества.
Необходимым условием эффективного функционирования социального государства является реализация социальной ответственностивсех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина. Социальная ответственность может быть определена как ответственность субъекта конкретной сферы перед обществом.
Социальная ответственность федеральных органов власти
Федеральные органы власти, руководствуясь Конституцией, несут социальную ответственность за:
• создание и обеспечение исполнения федеральных законов, гарантирующих активную социальную политику и эффективное функционирование социального рыночного хозяйства;
• разработку и реализацию социально-экономической политики, обеспечи-
• разработку и исполнение социальных целевых федеральных программ, в т.ч. повышения занятости населения и обеспечения их источниками финансирования;
• координацию раббты трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям;
• развитие работы отраслей социальной инфраструктуры и их финансирование (образование, наука, здравоохранение, культура и др.);
• организацию работы Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования;
• формирование консолидированного бюджета, имеющего социальную
ориентацию, и контроль за его исполнением;
• организацию трансфертов в депрессивные регионы и адресную социальную защиту нуждающихся;
• разработку государственных социальных стандартов.
Социальная ответственность органов власти субъектов Федерации
Органы власти субъектов Федерации несут социальную ответственность за:
• разработку и исполнение региональных социальных программ, обеспе
ченных источниками финансирования, в т.ч. программ создания новых рабо
чих мест, занятости и функционирования регионального рынка труда;
• участие в софинансировании федеральных социальных целевых про
грамм;
• определение величины прожиточного минимума, состава и объема региональной потребительской корзины;
• финансирование соответствующих учреждений образования, здравоохранения, культуры;
• участие в софинансировании детского оздоровления, физкультуры и
спорта;
• распределение трансфертов по субъектам социальной сферы.
Социальная ответственность бизнеса
Социальная ответственность крупного, среднего и малого бизнеса заключается в: •
• создании условий для воспроизводства рабочей силы;
• развитии и софинансировании объектов социальной сферы;
• своевременной выплате достойной заработной платы и обязательных
платежей на социальные нужды;
• обеспечении охраны и безопасных условий труда;
• поддержании уровня занятости, участии в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест;
• софинансировании систем профессиональной подготовки кадров и повышения их квалификации;
• своевременной и в полном объеме уплате налогов;
• обеспечении нормальных условий труда и быта работников, привлекаемых к исполнению обязанностей с отрывом от постоянного места жительства;
• отчислении страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования;
• развитии корпоративного профессионального пенсионного страхования;
• софинансировании добровольных видов страхования работающих;
• осуществлении социальной поддержки наемных работников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия ит. д.);
• благотворительной деятельности.