Совершенная конкуренция и эффективность
При анализе рынка совершенной конкуренции особое внимание обращается на эффективность организации рынка. При этом анализируется два аспекта:
1) возможность удовлетворять потребности населения
2) снижение издержек производства
Рынок совершенной конкуренции считается самой эффективной формой организации рынка, так как решаются обе задачи. Так как в долгосрочном периоде цена равна предельным издержкам, то говорят об эффективном распределении ресурсов, то есть таком распределении, при котором объем и структура производства точно соответствует объему и структуре платежеспособного спроса покупателей.
В долгосрочном периоде цена равна минимальному значению средних издержек. Это позволяет говорить о производственной эффективности, то есть фирма нанимает такой объем факторов производства и использует такую технологию, что минимизируются средние издержки, то есть производится продукция самым дешевым способом.
Вместе с тем рынок совершенной конкуренции обладает и некоторыми недостатками:
1) Производство однородной продукции. Следовательно, на таком рынке невозможно удовлетворить все многообразие потребностей покупателей.
2) Неравенство распределения. На рынке совершенной конкуренции действует принцип распределения доходов в соответствии с вкладом каждого субъекта в производство. Так как существует неравенство во владении факторами производства, способностях людей, то доходы распределяются в обществе неравномерно и возникает категория населения, которая не имеет средств для существования (инвалиды, пожилые люди и т.д.).
3) Отсутствие возможности внедрять в производство достижения НТП, так как фирмы, действующие на рынке, невелики по размеру и получают только нормальную прибыль, которой недостаточно.
4) Внешние эффекты и общественные блага. Рынок ориентирован на получение прибыли, вследствие этого не способен в достаточном объеме производить блага, которые приносят выгоду обществу в целом (здравоохранение, образование), и не учитывает ущерб, который наносится обществу в результате производства (загрязнение окружающей среды).
11. Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии. Монопсония.
Рынок чистой монополии - это такая форма организации рынка, при которой существует единственный производитель товара, у которого отсутствуют близкие товары-заменители и, следовательно, фирма имеет возможность самостоятельно установить цену.
Таким образом, характерные черты рынка:
1) существование только одной фирмы;
2) производство товара, у которого отсутствуют близкие товары-заменители;
3) существование препятствий для входа на рынок для других фирм;
4) самостоятельное установление цены на продукцию;
Рынок чистой монополии возник в результате следующих причин:
1. Действие эффекта масштаба производства, то есть емкость рынка приводит к тому, что наиболее низкие средние издержки производства продукта достигаются при существовании только одной фирмы. Данная ситуация приводит к появлению естественных монополий.
2. Контроль над редкими ресурсами.
3. Контроль над результатами научных исследований. Это достигается за счет патентов на результаты научных исследований.
4. Привилегии, предоставляемые государством отдельным фирмам.
5. Конкуренция, в том числе за счет неэкономических методов (промышленный шпионаж)
Виды монополии:
· Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
· Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа(приемущественно страны с капиталлистическим строем).
· Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
· Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).
Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке:
· Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель
· Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
· Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.
· Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.
Монопсония:
Монопсония – ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.
Поскольку монопсонист выступает единственным покупателем на рынке,а за его «благосклонность» конкурируют между собой производители отрасли,то он имеет возможность диктовать цены,устанавливая их более низкими,чем при соверш.конкуренции (сокращая закупки, вынуждая тем самым продавцов снижать цену).
12. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.
В краткосрочном периоде монополия может быть: 1) с прибылью, 2) безубыточной, 3) минимизировать убытки. Это зависит от соотношения цены и средних издержек при оптимальном объеме.
Если при оптимальном объеме цена выше средних издержек, то фирма получает экономическую прибыль. Если цена при оптимальном объеме равна средним издержкам, то монополия будет безубыточной, то есть получает только нормальную прибыль. Если цена меньше средних издержек, то монополия несет убытки, то есть не получает в полном объеме нормальную прибыль
В долгосрочном периоде монополия маневрирует ценой и объемом продаж таким образом, что, по крайней мере, гарантирует себе безубыточность.
В отличие от рынка совершенной конкуренции на рынке монополии нельзя представить кривую предложения, так как отсутствует однозначная функциональная зависимость между ценой и объемом предложения.
13. Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия.
Анализируя рынок монополии, можно сделать вывод, что он является менее эффективным с точки зрения общества, чем рынок совершенной конкуренции:
во-первых, цена на нем выше, чем на рынке совершенной конкуренции,
во-вторых, объем продаж меньше,
в-третьих, не достигается производственная эффективность,
в-четвертых, не достигается эффективность распределения ресурсов, то есть не в полной мере удовлетворяются потребности покупателей.
Можно определить социально-экономические последствия монополизации рынка по формуле:
Более высокие издержки производства монополий связаны с тем, что:
· фирмы несут значительные затраты на защиту рынка от конкурентов, желающих проникнуть на этот рынок;
· X-неэффективностью, т.е. неэффективным внутренним управлением фирмой в результате разбухания управленческого аппарата и бюрократизации, ослаблением стимулов к инновациям и риску.
Монополизация экономики может происходить в результате действия эффекта масштаба производства и в этом случае возникает естественная монополия, т.е. ситуация, при которой удовлетворить потребность с наименьшими средними издержками может только одна фирма. Деятельность таких монополий регулируется государством через контроль над ценами. Существует два подхода к решению данного вопроса:
1) Цена устанавливается на уровне средних издержек. В этом случае фирма является безубыточной, но цены оказываются выше, чем на рынке совершенной конкуренции и не достигается эффективное распределение ресурсов (не все потребители могут приобрести данный товар), не достигается производственная эффективность.
2) Установление цены на уровне предельных издержек. В этом случае достигается эффективное распределение ресурсов, то есть полностью удовлетворяются потребности общества. Очень часто в этом случае цена ниже средних издержек. Это означает, что производитель несет убытки при производстве данной продукции. Он будет заниматься производством данной продукции только в том случае, если государство будет дотировать производство. Так как государство формирует свои доходы за счет налогов, то в данном случае происходит перераспределение денежных средств между различными слоями и сегментами общества. Полученные в результате налогов средства государство может направлять производителям продукции или её потребителям. В первом случае цена устанавливается ниже издержек, но потери фирмам компенсируются и у них отсутствует стремление к совершенствованию организации производства, снижению издержек. Во втором случае цена позволяет фирмам компенсировать все затраты, а потребители, имеющие доход ниже прожиточного минимума, получают от государства денежную компенсацию и имеют право выбора ее расходовать на свои цели. В большинстве стран используется второй подход
14. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.
Одним из проявлений монополизации рынка является дискриминация цен. Она проявляется в том, что осуществляется продажа товара по различным ценам различным группам потребителей. Дискриминация применяется если фирма а) обладает способностью устанавливать цену на продукцию, б) дифференцирует покупателей, выделяя соответствующие сегменты рынка, в) издержки проведения такой политики невелики, г) у покупателей нет возможности приобретать товар по более низкой цене.
Существует несколько видов дискриминации:
1. В зависимости от объема покупаемого продукта (чем меньше покупаешь, тем выше цена);
2. В зависимости от группы покупателя - каждой группе покупателей один и тот же товар предлагается по разной цене (плата за проезд для пенсионеров и работающих, продажа товара в городе и сельской местности и т.д.);
3. В зависимости от времени (продажа товара в дневное и ночное время);
4. Исключительная дискриминация: цена устанавливается в каждом конкретном случае.
Политика дискриминации может приносить выгоду не только монополии за счет увеличения объема продаж и прибыли, но и некоторой группе потребителей, так как дает возможность приобрести товар, в силу того, что формируется цена в зависимости от покупательской способности.
15. Основные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.
Рынок монополистической конкуренции –это такая форма организации рынка, при которой на рынке действует большое количество мелких фирм, производящих дифференцированные продукты, в силу чего они имеют возможность самостоятельно устанавливать цену.
Рынок монополистической конкуренции является наиболее типичной формой организации современной экономики. Рынок монополистической конкуренции имеет следующие характерные черты:
1. большая ёмкость рынка;
2. на рынке действует много фирм;
3. размер каждой фирмы небольшой;
4. каждая фирма производит свой специфический товар или имеет какое-либо другое преимущество (например, географическое размещение);
5. у продукции фирмы существуют большое количество товаров заменителей, поэтому спрос на продукцию эластичен;
6. фирма сама устанавливает цену на свою продукцию, не учитывая реакцию конкурентов;
7. вход на рынок и выход из рынка свободный, так как требуется незначительный объем капитала для организации производства;
8. ведется неценовая конкуренция.
Рынок похож на рынок совершенной конкуренции тем, что: 1) существует большое количество фирм; 2) размеры фирм небольшие; 3) свободный вход на рынок и выход из него.
Дифференциация продукта — мнимые или действитель-ные различия в аналогичных товарах, производимых фирмами-конкурентами. Формы дифференциации продукта достаточно разнообразны. Они обусловлены не только качеством peaлизуемого товара, но также географическим положением места продажи, условиями послепродажного обслуживания, рекламой, упаковкой и пр.
16. Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).
Рынок похож на рынок монополии тем, что фирмы имеют возможность самостоятельно устанавливать цену на свою продукцию.
Кривая спроса, как она видится монопольно конкурентной фирме, наклонена вниз, т.к. на рынке действует закон спроса и фирма для увеличения объема спроса должна снижать цену на свою продукцию. Объем продаж зависит от изменения цены и эластичности спроса по цене, которая весьма велика из-за высокой нормы замещения одного товара другим.
Каждая фирма стремится максимизировать прибыль и фирма монополистический конкурент достигает этого за счёт нахождения оптимального объёма производства и цены. При этом используется два подхода:
1) сопоставление общего дохода и общих издержек и нахождение объёма производства. Находится такой объем производства, при котором при котором разница между ними будет максимальной;
2) сопоставление предельного дохода и предельных издержек: нахождение такого объёма, при котором они равны.
В краткосрочный период фирма может иметь прибыль, быть безубыточной, минимизировать убытки.Это зависит от отношения цены и средних издержек при оптимальном объеме производства.