Полная себестоимость
Все затраты включаемые в калькуляцию себестоимости можно разделить на 2 группы:
Прямые расходы, Косвенные расходы.
Прямые расходы можно определить прямым путем на основе норм расходов сырья, норм выработки и т.д. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции, поэтому их прямым путем определить нельзя. Существуют различные методы определения косвенных расходов.
(6.) Целевые и гарантийные цены. Залоговые ставки, их сущность и порядок установления.
Целевые цены (нормативные индикаторы) устанавливаются Правительством России с целью установления таких цен: Обеспечить паритетное соотношение цен на промышленную продукцию (для сельского хозяйства) и продукции сельского хозяйства, Покрытие расходов, в том числе вызванных уплатой налогов и иных платежей, Получение работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики, Получение прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства.
Целевые цены используются для ориентира при установлении гарантированных цен, залоговых ставок, а так же для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям. Гарантированные цены устанавливаются Правительством России. Предложение о гарантированных ценах представляется в Правительство России, Министерство экономического развития и торговли, Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, по согласованию с органами исполнительной власти. Эти предложения должны учитывать уровень цен, который складывается на внутреннем и внешнем рынках. Министерство экономического развития и торговли доводит гарантийные цены до заинтересованных субъектов рынка. Применяются при закупках сельскохозяйственной продукции для Федеральных государственных нужд. Так же применяются, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных. Залоговые ставки. Участие государства в залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется в следующих формах: Выделение бюджетных средств, Кредитование, Выделение бюджетных ассигнований или кредитования, необходимого для компенсации затрат по хранению, обработке сельскохозяйственной продукции и т.д.
Приобретенная в собственность государства, заложенная сельскохозяйственная продукция используется: Для проведения государственных товарных интервенций, Для формирования государственных продовольственных фондов, И в иных целях.
Залоговые ставки устанавливаются Правительством России на основе целевых цен. Залогодатели – товаропроизводители в сфере АПК. Залогодержатели – юридические лица, уполномоченные Правительством. Предметом залога может быть как произведенная продукция, так и продукция будущего урожая.
(7.) Стратегия высоких цен («снятия сливок»).
Стратегия ценообразования – целая система цен, это окончательное решение по ценам, это модель ценообразования, выбранная в зависимости от текущих условий рынка, и позволяющая оптимизировать цены. Выбор стратегии зависит от того, какова доля фирмы на рынке, ее финансовое положение, перспективы развития в условиях данного рынка от конкуренции, а так же зависит от типа и цикла жизни товара. Стратегия высоких цен («снятие сливок»). Эта стратегия применяется: когда выпускается товар-новинка, товар с усовершенствованными технико-экономическими показателями; покупатели готовы заплатить за товар по более высокой цене; высокая цена не будет привлекать новых конкурентов. Преимущества высоких цен: Быстрый эффект от вложенных средств в товар и возможность увеличения производства и сбыта в дальнейшем. Если допущены ошибки при установлении цены, то цену можно снизить. Может создаваться впечатление, что товар высокого качества. Применяется эта стратегия фирмами, имеющими устойчивое финансовое положение и перспективы производства. После того как первоначальный сектор рынка будет насыщен, фирма снижает цены для освоения другого сегмента рынка. Эту стратегию могут применять и фирмы, которые не совсем благополучны в финансовом отношении.
(8). Ценообразование в газовой промышленности
Регулирование цен на продукты и услуги естественных монополий. В настоящее время регулируемые цены устанавливаются прежде всего на продукцию и услуги естественных монополий (в соответствии с Указом Президента РФ «О некоторых мерах по государственному регулированию естест-х монополий в РФ» №220 от 28.02.1995 г. и Федеральным Законом РФ«О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17.08.1995 г.). К естественным монополиям относят коммерческие и некоммерческие организации, производящие и реализующие товары (услуги), удовлетворение спроса на кот в силу технолог-х особенностей про-тва эффективно в условиях отсутствия конкуренции, а также товары, которые имеют устойчивый спрос при значительном изменении цены в силу невозможности полной замены их другими товарами. К продукции и товарам естественных монополий относятся: o Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам, o Транспортировка газа по трубопроводам, o Производство теплоэнергии и электроэнергии и предоставление услуг поих передаче, o Железнодорожные перевозки, o Услуги транспортных терминалов морских, речных портов и аэропортов, o Услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Основными методами регулирования деятельности естественных монополий являются ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и (или) установление минимального уровня их обеспечения. Методы регулирования естественных монополий применяются к конкретному субъекту на основе анализа их деятельности, стимулирующей роли в повышении качества производимых товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат, принимаются во внимание издержки пр-тва продукции, в том числе стоимость сырья, материалов, з/п, накладные расходы, стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, амортизационные отчисления, налоги и другие платежи. Регулирование деятельности естественных монополий и контроль за ней осуществляют соответствующие Федеральные органы. Субъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафа за завышение цен, установленных органом регулирования естественной монополии в размере до 15000 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, они должны возместить убытки, если в результате завышения цен они возникли у потребителя продукции. В то же время, если для естественных монополий были установлены цены без достаточного экономического обоснования, и это причинило им убытки, то они вправе требовать возмещения их.
(9) Стратегия ступенчатых цен, её сущность.
Ступенчатые цены. В начале товар реализуется как престижный и дорогой, а затем по мере того как покупатели к нему привыкают, выпускается новая марка или модель товара, а предыдущие реализуются по средним ценам. Эти товары будут предназначены для другого сегмента рынка с более высокой ценовой чувствительностью. Стратегия ступенчатых цен (премий) – установление цен с дискретно снижающейся величиной премиальной надбавки к цене, что позволяет обеспечивать продажи в сегментах рынка со всевозрастающей чувствительностью к уровню цены. Суть: 1. фирма устанавливает цену с настолько высокой премией, какую только может принять выбранный ею сегмент рынка с минимальной чувствительностью к уровню цен.2. когда потенциал этого сегмента исчерпан, она снижает величину премии (и соответственно цены) до уровня, который приемлем в секторе рынка с уже более высокой ценовой чувствительностью. Эта стратегия полезна для фирм, которые выводят на рынок новые товары, даже если это не товары длительного пользования или товары разовых покупок. Это обусловлено двумя причинами.1. Успешное проникновение сразу в несколько сегментов рынка может потребовать от фирмы инвестирования очень крупных средств на маркетинговые программы. Особенно это актуально в тех случаях, когда запросы покупателей в отдельных сегментах не вполне тождественны и соответственно маркетинговые программы приходится индивидуализировать. В этом случае фирме легче и эффективнее сосредоточить усилия и средства на завоевании одного – самого привлекательного – сегмента рынка. Возможно, что это замедлит темпы роста продаж, но зато позволит фирме избежать необходимости единовременного расходования крупных средств и обеспечит более устойчивую базу для дальнейшей рыночной экспансии.2. Стратегия ступенчатых премий позволяет фирме наращивать свои производственные мощности постепенно, по мере того как она начинает проникать во все более обширные сегменты рынка. При этом она: а) может наращивать производство более эффективно, используя опыт, накопленный при малых масштабах выпуска; б) может финансировать инвестиции в расширение про-ва счет выручки от продажи товаров в ранее освоенных сегментах рынка. Это особенно полезно для российских фирм, испытывающих трудности в привлечении как заемного, так и собственного капитала с рынка ценных бумаг и потому развивающихся преимущественно на основе самофинансирования; в) снижает риск омертвления средств в производственных мощностях, порождаемый возможностью ошибочной оценки емкости рынка. Если первоначальные прогнозы окажутся чрезмерно оптимистичными, то фирма, использующая такую стратегию, имеет возможность просто воздержаться от следующего шага в наращивании мощностей и оперативно скорректировать масштабы намечаемого снижения цен, поскольку на нее не давит груз невозвратных инвестиционных расходов.
(10) Формирование тарифов на грузовые перевозки на речном транспорте
Речной транспорт занимает специфическое место в транспортной системе. В отличие от железнодорожного , не образует единую транспортную систему. Это вызвано различиями в условиях работы отдельных пароходств и сказывается на уровне расходов в перевозке грузов. Преимущества речного транспорта заключаются в его большой пропускной способности на глубоководных реках, относительно низкой себестоимости перевозок и небольших капиталовложениях. Однако небольшая скорость перевозок, большие расстояния перевозок в связи с извилистостью пути, сезонность работы ограничивают возможности его использования. Речным транспортом перевозятся в основном массовые виды грузов. Тарифы на перевозку грузов речным транспортом подразделяются по пароходствам, видам перевозок и родом грузов. В отдельную группу объединены тарифы на перевозку песка, гравийной смеси и других грузов. Повышенные тарифы установлены на перевозки по малым рекам в связи с более высоким уровнем транспортных затрат. Тарифы на перевозку грузов речным транспортом дифференцируются по видам грузов и по видам отправок – судовых, контейнерных, сборных, мелких. Основные тарифы установлены для судовых отправок. Плата за перевозки в контейнерах устанавливается в расчете на контейнер в зависимости от его грузоподъемности без учета фактической загрузки. В отношении тарифов речного транспорта не применяется государственное регулирование цен, за исключением районов крайнего севера.
(11.) Этапы разработки ценовой стратегии.
Разработка ценовой стратегии должна проводиться в 3 этапа: Сбор исходной информации; Проведение стратегического анализа: Сегментного анализа рынка, Анализа конкурентов, Финансового анализа. Установление окончательной цены.
Стратегии ценообразования – модель ценообразования, выбранная в зависимости от текучих условий рынка, позволяющая оптимизировать цены. Выбор ценовой стратегии зависит от факторов:Типа и жизненного цикла товаров,Доли фирмы на рынке, её финансового положения,Перспектив развития,Степени конкуренции и т. д. Основные ценовые стратегии: Стратегия высоких цен (снятие сливок премиального ценообразования).Стратегия низких цен (ценового прорыва, проникающего ценообразования).Стратегия средних цен.1.Стратегия высоких цен. Установление высокой цены для сравнительно небольшой группы покупателей с низкой чувствительностью к цене. Ориентировано на покупателей, которые придают большое значение качеству и уникальности товара. Выгода от высокой прибыльности продаж в узком сегменте рынка. 2. Стратегия низких цен. Установление цен на уровне несколько ниже относительно ценности товара. Фирмы тем самым стремятся создать массовый рынок. Получение большой массы прибыли за счёт увеличения объёма продаж при низкой доле прибыли цены единицы товара. 3. Стратегия средних цен. Её применяют фирмы, которые заинтересованы в получении прибыли в течение длительного периода времени.
(12). Розничная цена
Розничная цена - цена, по которой продукция реализуется мелкими партиями индивидуальным потребителем. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учетом ситуации на рынке. Обычно розничные цены выше оптовых. Розничная цена включает в себя себестоимость продукции, прибыль, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку. Состави соотношения между основными элементами розничной цены составляют её структуру. Себестоимость продукции – это затраты предприятий на производство и реализацию продукции. Для определения цены составляется калькуляция себестоимости, которая представляет собой ведомость, где отражены затраты на производство и реализацию единицы продукции.. Прибыль. Кроме себестоимости, розничная цена включает прибыль, которая необходима для обеспечения расширенного воспроизводства. В настоящее время нормативы прибыли (рентабельности) при определении цены в большинстве случаев не установлены. Акциз – это разновидность косвенных налогов на товары и услуги предприятий, включаемых в цену или тариф. Это, как правило, товары, уровень потребления которых мало эластичен по отношению к изменению цен, либо специфические товары (алкагольные, табачные). Перечень подакцизных товаров постоянно меняется. В настоящее время акцизами облагается спирт, водка, ликёро-наливочные изделия, шампанское, вино и другие алкогольные напитки; пиво, табачные изделия; ювелирные изделия, автомобильный бензин, легковые автомобили. Ставки акцизов подакцизным товарам (кроме минерального сырья)устанавливаются Федеральным законом «Об акцизах». По отечественным товарам они дифференцированы в пределах от 5% до 90%. Наиболее высокие ставки акцизов установлены на спирт. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). Добавленной стоимость ю является разница между стоимостью материальных услуг, отнесённых на себестоимость и издержки обращения. НДС облагаются многие виды товаров и услуг. На товары, реализуемые по регулируемым розничным ценам, применяются расчётные ставки налога на добавленную стоимость 9,09% и 16,67%. Ставканалога в размере 9,09% установлен на на производственные товары, а 16,67% на непродовольственные товары. НДС на импортные товары рассчитывается с учётом таможенной стоимости, таможенной пошлины акцизов.
(13.) Стратегия низких цен.
Установление цен на уровне несколько ниже относительно ценности товара. Фирмы тем самым стремятся создать массовый рынок. Получение большой массы прибыли за счёт увеличения объёма продаж при низкой доле прибыли цены единицы товара. Когда можно рекомендовать эту стратегию: товар имеет значительный жизненный цикл, имеется большая емкость рынка, имеются значительные производительные мощности, прочное финансовое положение фирмы и перспективы улучшения финансового положения, потенциальные конкуренты не смогут или не захотят снизить цены. Однако при выборе этой стратегии есть опасность – спрос может превышать предложение и фирме придется уйти с рынка
(14). Биржевая цена
БИРЖЕВАЯ ЦЕНА - цена на товары, реализуемые в порядке биржевой торговли. Данные о БИРЖЕВОЙ ЦЕНЕ приводятся в систематических публикациях, бюллетенях товарных бирж, сообщаются в периодических (ежедневных, ежечасных и т.д.) котировках.
БИРЖЕВАЯ ЦЕНА важный и достаточно достоверный источник информации об уровне и динамике цен соответствующих товаров.
Примером БИРЖЕВОЙ ЦЕНЫ международной торговли цветными металлами может служить котировка Лондонской биржи металлов. Сведения о БИРЖЕВЫХ ЦЕНАХ по зерновым, каучуку, хлопку, цветным металлам периодически публикуются.
Биржевые цены – это цены специально организованного и постоянно действующего рынка. Биржи формируют оптовый рынок. На бирже много продавцов и покупателей. Биржевые товары – массовые стандартные. Сделки регулярны на бирже, рынок конкурентный, не требует вмешательства государства. Купля продажа на бирже осуществляется по определенной цене в данный момент, а поставка в будущем.
Биржевые цены зависят:
- От роста спроса и предложения.
- От характера и условий сделки.
- Ряда других факторов.
Факторы: экономический, политический, форс-мажорный и так далее.
Биржевая торговля осуществляется в форме гласных публичных торгов. Проводятся в заранее определенном месте, в определенное время по установленным правилам. На бирже происходит котировка цен то есть их регистрация.
Виды котировок различны. В котировках указываются:
- Предельный диапазон первой и последней сделки.
- Промежуточные цены в течении дня.
- Максимальные и минимальные цены с выделением типичной справочной цены сделки.
Сделки могут заключаться по:
- текущей цене биржевого дня.
- по заданной цене.
- по лимитной цене.
- по цене на определенную дату.
- по справочной цене зафиксировано на момент открытия или закрытия биржи.
(15). Ценовая модификация – «психологическое» ценообразование
Выделяют 2 большие группы приемов ценооб-ия: 1. экономические приемы – управление Ц через повышение или понижение цены Т. 2. психологические – управление цены Т посредством воздействия на психологию восприятия Ц потребителем без ее существенного понижения или повышения. Направления психологич ценооб-ия: -эффект известных товарозаменителей(если покупатели ничего не знают о существовании аналогов, то их чувствительность к Ц мала). Эффект связан с понятием референтности Ц, кот потребитель использует в качестве основы для суждения о конкретной Ц какого-либо Т.-эффект уникальной ценности для использования этого приема фирма тратит много денег на изменеие, переделку, на создание новых уникальных свойств, которые оценил бы потребитель.-эффект затрат на переключение у потребителя вырабатывается механизм традиц-ого поведения. (пример: использование карт накопления, потребитель снова придет в этот магазин)-эффект сложности сравненияпокупатель менее чувствителен к Ц, если Т плохо поддается сравнению. Маркетологи часто используют этот прием, давая потребителю спутанную, усложненную, затрудняющую сравнение инф-цию о Т.-эффект Ц качества покупатель может относится к цене Т как к показателю его качества. В зависимости от этого все продукты делятся на: 1. престижные 2. эксклюзивные 3. продукты, не имеющие никаких способов определения их качества кроме их Ц .-эффект справедливой Ц основан на нескольких принципах, например: соотношение текущей Ц к предыдущей; «любое повышение Ц на бензин воспринимается как несправедливость»; место приобретения Т; цель покупки (поддержание прежнего уровня жизни или стремление к лучшему). –эффект процентных различийесли бы потребители одинаковы в своих реакциях на различия Ц, то та же ценовая разность всегда бы пораждала одну и ту же поведенческую реакцию, но исследования показали, что это не так. -восприятие контекста покупкиодна из зада ч маркетинга- разработка контекста покупки, который бы создал иллюзию того, что Ц – справедлива и разумна. –эффект пожертвованияценовые различия 2х одинаковых Т всегда должны быть представлены как скидки по сравнению с более высокой Ц, а не как доплата по сравнению с более низкой Ц, тк убытки воспринимаются сильнее чем выигрыш. –представление в выигрыше потерьрекламная стратегия, используемая на Р высококачественных Т построена на том, что вам рисуют картинку убытков от НЕприобретения Т (страховка) закон спроса предполагает, что Ц – основная переменная кол-ва проданного Т, однако эта зависимость зачастую искажается в силу особенности психологического восприятия Ц потребителем.