Операции на открытом рынке
Главным инструментом денежно-кредитной политики Центрального банка во многих странах становятся операции на открытом рынке.
Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России коммерческих и других векселей, государственных облигаций и прочих процентных ценных бумаг. Покупая ценные бумаги, Центральный банк РФ увеличивает количество денег в обращении, а продавая — изымает часть из обращения.
При «перегреве» конъюнктуры, расширении денежной массы и росте цен Центральный банк РФ продает государственные ценные бумаги и тем самым уменьшает резервы банков, сокращает возможности кредитования клиентов и количество денег в обращении, удорожает кредит, «охлаждает» конъюнктуру и стимулирует понижение цен. Но в то же время это провоцирует стагнацию производства и рост безработицы.
При «переохлаждении» конъюнктуры, недостатке денег в обращении и росте безработицы Центральный банк РФ переходит к политике кредитной экспансии, т.е. скупает государственные ценные бумаги и, оплачивая их, увеличивает возможности кредитования и денежную массу, стимулирует развитие экономики, сдерживает рост безработицы, но может провоцировать рост цен.
По форме проведения рыночные операции Центрального банка РФ с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными.
Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу ценных бумаг. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия придают популярность данному инструменту регулирования. По своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через четыре-восемь недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального банка РФ, будут принадлежать коммерческим банкам.
Операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов.
Кроме того, имеется еще целый спектр инструментов, с помощью которых государство может влиять на денежно-кредитную систему страны.
Валютные интервенции — купля-продажа Банком России иностранной валюты против российской на межбанковском или биржевом рынках для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике.
Валютные операции могут осуществляться с использованием любых видов валютных сделок. Покупая за счет золотовалютных резервов национальную валюту, Центральный банк РФ увеличивает спрос на нее, а значит, и повышает ее курс. И наоборот, продавая национальную валюту, он увеличивает ее предложение и снижает курс национальной валюты. Регулируя валютный курс, Центральный банк РФ воздействует на экспорт, импорт, внешнеторговые и внутренние цены (естественно, в национальной валюте) и многие другие параметры экономики. Например, повышение курса национальной валюты способствует расширению импорта продукции, поскольку делает зарубежные товары относительно более дешевыми, и сокращению экспорта, поскольку за тот же товар экспортер получает в национальной валюте меньше, чем прежде. Наоборот, снижение курса национальной валюты способствует росту экспорта (увеличению выручки в национальной валюте) и сокращению импорта товаров (за счет роста цен в национальной валюте на внутреннем рынке). Изменение валютного курса ведет к изменению «стоимости» долговых обязательств и денежной наличности.
Количественные ограничения — потолки ставок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок.
Согласно закону о Центральном банке РФ последний вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Этот инструмент денежно-кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов и является прямым методом воздействия на деятельность банков.
Кредитные ограничения приводят к тому, что конечные потребители кредитных ресурсов (предприятия-заемщики) попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности в стране, поэтому в отдельных странах этот инструмент денежно-кредитной политики используется ограниченно, а в некоторых странах вообще отменен.
Таргетирование — установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы, регулирование фондовых операций путем установления обязательной маржи, нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги.
В процессе таргетирования значительную сложность представляет проблема определения конкретного агрегата денежной массы, способного играть роль целевого ориентира. В практике разных стран использовались разные агрегаты или сразу несколько денежных агрегатов.
Наиболее распространенной точкой зрения является установление ориентиров роста денежной массы, представляющее собой регулирование количества денег в обращении, определяемое величиной денежного агрегата М2 (Ml + срочные счета). При определении ориентиров роста денежной массы центральные банки исходят из предполагаемой динамики реального ВВП, уровня инфляции и скорости обращения денег. Первые два показателя находятся в прямой зависимости от М2, последний — в обратной.
В 1970-е годы в связи с усилением инфляционных процессов в развитых странах такой инструмент, как таргетирование, получил широкое распространение. С самого начала использования характер и способы таргетирования отличались значительным разнообразием. Иногда установление целевых ориентиров носило формальный характер, превращалось в обычное прогнозирование. В то же время в ряде стран оно имело более существенное значение. Сами целевые ориентиры фиксировались по-разному — либо твердой контрольной цифрой допускаемого роста по одному или сразу нескольким денежным агрегатам на предстоящий период (квартал, год), либо «коридором» с верхней и нижней границей колебаний.
В соответствии с классическим подходом таргетирование рассматривается как долгосрочный инструмент регулирования, направленный на обеспечение стабильного роста денежной массы, невзирая на конъюнктурные колебания, что должно создать благоприятные условия для равновесного экономического развития. Однако отсутствие стабильности спроса на деньги делает политику фиксации темпов роста денежной массы неэффективной. То же самое можно сказать и о случае, когда спрос на деньги обладает высокой эластичностью по проценту. Если спрос на деньги снизится или возрастет соответственно из-за снижения или повышения ставки процента, то и степень влияния на уровень цен и производства изменится. Изменения в спросе на деньги ведут к нарушениям во взаимосвязи массы денег и цен.
Вышеперечисленные инструменты демонстрируют, что государство располагает мощными средствами регулирования экономики. Инструменты денежно-кредитной политики могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой и законодательством.