Краткая характеристика основных национальных моделей менеджмента
Тема 6
Международные Модели менеджмента
- Факторы, оказывающие влияние на формирование модели менеджмента.
- Краткая характеристика основных национальных моделей менеджмента.
Литература:
- Чудиновская С.Н. История менеджмента. – СПб.: Питер, 2004
- Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
- Психология менеджмента. 2-е изд. Под ред Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2004.
- Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2000.
Факторы, оказывающие влияние на формирование модели менеджмента.
Управление есть форма выражения ментальности.Менеджеры в своей деятельности опираются на сложившиеся культурные навыки и коммуникативные стили.
Национально-исторические особенности и образ жизни являются динамическими факторами, формирующими модель менеджмента.
На формирование национальной модели менеджмента оказывают влияние внешние и внутренние факторы:
Внешние факторы:
- Природно-географические условия
- Наличие природных ресурсов
- Отраслевая структура национальной экономики
- Система образования
- Государственное регулирование
- Экономическая активность и экономический менталитет населения
- Уровень экономического развития
- Международные связи и международная специализация
Внутренние факторы:
- «Индекс человеческого развития», включающий измерители различных аспектов жизни человека
- Внедрение НТП
- Структура и методы управления
- Этика и культура труда
Краткая характеристика основных национальных моделей менеджмента.
1. Американская модель менеджмента - «Индивидуализм»
Культ одинокой сильной личности, в центре внимания - индивид
Управление на основе определения индивидуальных целей
В основе – англо-саксонская школа менеджмента – 3 основных элемента:
1. рынок
2. индустриальная форма производства
3. корпорация как организационная основа - крупные корпорации составляют типичную структуру общества
Упор - Управление производством
Производственный капитализм:
- массовое производство,
- рационализация производства,
- системность,
- эффективность использования ресурсов,
- производительность,
- равноправие,
- иерархическая организация,
- финансовые ресурсы.
Краткосрочный найм, годичные контракты, конкурентные отношения (служебная ротация).
Конкуренция: безличная и личная- (конформизм)
«минусы»:
- Снижение гибкости
- Снижение чувства удовлетворенности рабочих
- Монотонность
- Чрезмерная специализация труда
- Сиюминутная выгода
- Большое количество уровней управления
- Рост бюрократического аппарата и транзакционных издержек
2. Японская модель менеджмента - «Группизм»
Доминирующая ориентация – на использование человеческого фактора.
Синтез импортных идей и культурных традиций
Система пожизненного найма
Система коллективного принятия решений
Управление людьми
В центре внимания – коллектив, группа
Социальная ориентация
Личная преданность компании (отождествление себя с компанией)
Уравниловка
Движение по карьерной лестнице – приоритет возрасту и стажу
Групповые методы принятия решений, групповая ответственность
Концепция непрерывного обучения – саморазвития
Управление качеством
Линейно-функциональный принцип
3 уровня – основа фирмы (максимальная мобильность, минимальное обюрокрачивание):
1. Совет директоров
2. Управление среднего звена
3. Управление низшего звена
6 признаков японского менеджмента (Хидаки Обсихара)
1. гарантия занятости и создание обстановки доверительности; человеческий фактор – упор на социальную группу
2. гласность и ценности корпорации
3. управление, основанное на информации
4. управление, ориентированное на качество
5. постоянное присутствие руководства на производстве (для содействия решению проблем, новаторские предложения, «Кружки качества»)
6. поддержание чистоты и порядка
- упор на:
- Улучшение человеческих отношений
- Согласованность
- Групповая ориентация
- Моральные качества служащих
- Стабильность занятости
- Гармонизация отношений между работниками и управляющими
«Не потребность является матерью изобретений, а наоборот» (Акио Морита)
Американская модель | Японская модель |
Управление производством Финансовые ресурсы В центре внимания – индивид Конкурентная ориентация Срочные контракты (годичные) Индивидуальные методы принятия решений Индивидуальная ответственность | Управление людьми В центре внимания – группа Социальная ориентация Пожизненный найм Управление качеством (TQM) Движение по карьерной лестнице – приоритет возрасту и стажу Коллектив Групповые методы принятия решений Групповая ответственность Концепция непрерывного обучения – саморазвитие Личная преданность компании (отождествление себя с компанией) |
3. Британская модель - «Прагматическое управление»
1. недостатки в системе образования (приоритет – искусству, культуре, технические знания – недостаточно внимания)
2. большие различия между белыми и синими воротничками – отражает социальную структуру общества: противоречие между 2 классами (недоверие, конфликт)
3. «этноцентризм» по отношению к иностранцам + языковое преимущество
4. индивидуализм – очень ярко выражен, сильнее, чем в других странах (целенаправленны, замкнуты, вежливы – безликая система общения)
5. минимальные вложения в образование
6. минимальные вложения в НИОКР
7. минимальные долгосрочные инвестиции (не приветствуются долгосрочные прибыли)
4. Французская модель - «Централизованное управление»
Пример повсеместного использования формальных структур, бюрократизация: сложная система правил, процедур, коммуникаций
Умеют заставить бюрократическую структуру работать эффективно!
5. Немецкая модель управления - «Прагматическое управление», «Финансово-промышленное управление»
немецкое экономическое чудо (Эрхард); Совет старейшин, сильные федеральные законы
«народные предприятия»
Ключевые участники
Структура владения
Структура корпоративного управления
Банки – активные участники в корпоративном управлении
Банки – долгосрочные представители в управлении корпорациями, большая роль банков (акционеры, кредиторы, депозитарии, эмитенты). Банковский контроль.
Государственные банки – являются ключевыми акционерами
2-х палатное правление:
- Правление
- Наблюдательный Совет (его численность устанавливается законом и не подлежит изменению)
Права акционеров (ограничено число голосов, может не совпадать с числом акций)
Система противоречива в отношении мелких акционеров
Сильная трудовая этика
6. Шведская модель - «Партнерское управление»
коллективистская культура
шведский социализм, социальная ориентация
Централизованная система переговоров в области защиты прав трудящихся с участием профсоюзов
Цели Шведской модели:
- полная занятость (главная и неизменная цель)
- выравнивание доходов (стремление к равенству)
«Дом народов»
«Самая готовая к будущему страна в мире»
«Сделано с умом»
Управленческий стиль – более демократичный и ориентированный на сотрудничество, достижение согласия
«Равноправие, доверие, демократия, сотрудничество» - основные ценности
Достижение консенсуса (атрибут культуры) – основное при принятии решений (но время на принятие решений – дольше)
Дисциплина, уважение – основа рабочих коллективов
Принципы, которые можно позаимствовать у шведов:
- демократические коммуникации
- принцип простых правил
- неагрессивность
7. Итальянская модель - «Зависимое управление»
Стиль управления тесно связан с понятием «семьи» (рода, клана) («свои – чужие»)
Необычный динамизм и предприимчивость
Предпочитают личные контакты – сеть отношений (по типу семьи)
Автократия
Европейский менеджмент
Понятие стало широко использоваться в связи с развитием Европейского союза.
Европейская модель представляет собой совокупность национальных моделей с приоритетом командной работы и поликультурной среды.
Промежуточная позиция между 2 управленческими культурами (японской и американской)
Креативный характер
Толерантность
Многосторонние подходы к управлению организацией в зависимости от страны
Качество – идеология TQM
Европейская премия за качество
Культура предприятия/ здоровый климат
Совершенствование организационных процессов
Менеджмент качества
Менеджмент репутации
Менеджмент знаний
Демократичная система правления
Исследования и разработки
Инновации и креативность
Новые отрасли
В фокусе внимания – персонал
Ставка на молодежь
9. Китайская модель - «Гармонизация»
предмет управления – создание гармоничных отношений между людьми
гармонизация мира
гармония и творчество
взращивание всего сущего
личные связи и симпатии
контраст «свои – чужие»
связь через сердце – основа коммуникации
цивилизации присущ «сетевой характер»
взгляд на мир и отношение ко времени (чувство времени, момента)
холистическое (целостное) мышление
гибкое, подстраиваемое под условия среды
Суть вещей – в перемене: новые обстоятельства всегда важнее старых договоренностей (нарушение контрактов)
Практически невозможно сказать кому-то неприятную вещь – это считается неприличным
Гармония человеческих отношений всегда выше правды
Не считают, что воруют чужие изобретения: их работа и деловая культура основаны на подражании
10. Российская модель менеджмента:
Административно-командная система – глубокие корни
Стимулирование – субъективно
Система откатов, скрытое стимулирование, теневая экономика
Интенсивная реклама
Ценовая политика (хищническая, перекладываем на потребителя)
Монополизация
Низкий интеллектуально менеджмент (при довольно высоком интеллектуальном уровне нации)
Подходы (взгляды) к формированию модели менеджмента:
- Западническая модель – стремление к свободе, индивидуализм, прагматизм. Россия и США очень сходи своей ментальностью
- Модель самобытности – Россия способна создать свою модель, собственный образ мышления, основанный на патриархальности, консерватизме и православии; основа этой ментальности – общественная форма хозяйствования
- Смешанная – разумная адаптация зарубежной теории и практики менеджмента
Факторы, препятствующие развитию российского менеджмента:
- слабая управленческая компетентность
- своеобразие организационной культуры и менталитета
- транзитивный этап экономики
- традиция технократического подхода к управлению
Факторы, способствующие становлению Российской модели:
- Высокий научный и интеллектуальный потенциал населения
- Опыт государственного регулирования экономики
- Опыт освоения высоких технологий
- Предприимчивость в условиях либеральной экономики
- Целеустремленность народа
3 основные модели менеджмента: