Краткая характеристика основных национальных моделей менеджмента

Тема 6

Международные Модели менеджмента

  1. Факторы, оказывающие влияние на формирование модели менеджмента.
  2. Краткая характеристика основных национальных моделей менеджмента.

Литература:

  1. Чудиновская С.Н. История менеджмента. – СПб.: Питер, 2004
  2. Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
  3. Психология менеджмента. 2-е изд. Под ред Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2004.
  4. Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2000.

Факторы, оказывающие влияние на формирование модели менеджмента.

Управление есть форма выражения ментальности.Менеджеры в своей деятельности опираются на сложившиеся культурные навыки и коммуникативные стили.

Национально-исторические особенности и образ жизни являются динамическими факторами, формирующими модель менеджмента.

На формирование национальной модели менеджмента оказывают влияние внешние и внутренние факторы:

Внешние факторы:

  • Природно-географические условия
  • Наличие природных ресурсов
  • Отраслевая структура национальной экономики
  • Система образования
  • Государственное регулирование
  • Экономическая активность и экономический менталитет населения
  • Уровень экономического развития
  • Международные связи и международная специализация

Внутренние факторы:

  • «Индекс человеческого развития», включающий измерители различных аспектов жизни человека
  • Внедрение НТП
  • Структура и методы управления
  • Этика и культура труда

Краткая характеристика основных национальных моделей менеджмента.

1. Американская модель менеджмента - «Индивидуализм»

Культ одинокой сильной личности, в центре внимания - индивид

Управление на основе определения индивидуальных целей

В основе – англо-саксонская школа менеджмента – 3 основных элемента:

1. рынок

2. индустриальная форма производства

3. корпорация как организационная основа - крупные корпорации составляют типичную структуру общества

Упор - Управление производством

Производственный капитализм:

  • массовое производство,
  • рационализация производства,
  • системность,
  • эффективность использования ресурсов,
  • производительность,
  • равноправие,
  • иерархическая организация,
  • финансовые ресурсы.

Краткосрочный найм, годичные контракты, конкурентные отношения (служебная ротация).

Конкуренция: безличная и личная- (конформизм)

«минусы»:

  • Снижение гибкости
  • Снижение чувства удовлетворенности рабочих
  • Монотонность
  • Чрезмерная специализация труда
  • Сиюминутная выгода
  • Большое количество уровней управления
  • Рост бюрократического аппарата и транзакционных издержек

2. Японская модель менеджмента - «Группизм»

Доминирующая ориентация – на использование человеческого фактора.

Синтез импортных идей и культурных традиций

Система пожизненного найма

Система коллективного принятия решений

Управление людьми

В центре внимания – коллектив, группа

Социальная ориентация

Личная преданность компании (отождествление себя с компанией)

Уравниловка

Движение по карьерной лестнице – приоритет возрасту и стажу

Групповые методы принятия решений, групповая ответственность

Концепция непрерывного обучения – саморазвития

Управление качеством

Линейно-функциональный принцип

3 уровня – основа фирмы (максимальная мобильность, минимальное обюрокрачивание):

1. Совет директоров

2. Управление среднего звена

3. Управление низшего звена

6 признаков японского менеджмента (Хидаки Обсихара)

1. гарантия занятости и создание обстановки доверительности; человеческий фактор – упор на социальную группу

2. гласность и ценности корпорации

3. управление, основанное на информации

4. управление, ориентированное на качество

5. постоянное присутствие руководства на производстве (для содействия решению проблем, новаторские предложения, «Кружки качества»)

6. поддержание чистоты и порядка

- упор на:

  • Улучшение человеческих отношений
  • Согласованность
  • Групповая ориентация
  • Моральные качества служащих
  • Стабильность занятости
  • Гармонизация отношений между работниками и управляющими

«Не потребность является матерью изобретений, а наоборот» (Акио Морита)

Американская модель Японская модель
Управление производством Финансовые ресурсы В центре внимания – индивид Конкурентная ориентация Срочные контракты (годичные) Индивидуальные методы принятия решений Индивидуальная ответственность Управление людьми В центре внимания – группа Социальная ориентация Пожизненный найм Управление качеством (TQM) Движение по карьерной лестнице – приоритет возрасту и стажу Коллектив Групповые методы принятия решений Групповая ответственность Концепция непрерывного обучения – саморазвитие Личная преданность компании (отождествление себя с компанией)

3. Британская модель - «Прагматическое управление»

1. недостатки в системе образования (приоритет – искусству, культуре, технические знания – недостаточно внимания)

2. большие различия между белыми и синими воротничками – отражает социальную структуру общества: противоречие между 2 классами (недоверие, конфликт)

3. «этноцентризм» по отношению к иностранцам + языковое преимущество

4. индивидуализм – очень ярко выражен, сильнее, чем в других странах (целенаправленны, замкнуты, вежливы – безликая система общения)

5. минимальные вложения в образование

6. минимальные вложения в НИОКР

7. минимальные долгосрочные инвестиции (не приветствуются долгосрочные прибыли)

4. Французская модель - «Централизованное управление»

Пример повсеместного использования формальных структур, бюрократизация: сложная система правил, процедур, коммуникаций

Умеют заставить бюрократическую структуру работать эффективно!

5. Немецкая модель управления - «Прагматическое управление», «Финансово-промышленное управление»

немецкое экономическое чудо (Эрхард); Совет старейшин, сильные федеральные законы

«народные предприятия»

Ключевые участники

Структура владения

Структура корпоративного управления

Банки – активные участники в корпоративном управлении

Банки – долгосрочные представители в управлении корпорациями, большая роль банков (акционеры, кредиторы, депозитарии, эмитенты). Банковский контроль.

Государственные банки – являются ключевыми акционерами

2-х палатное правление:

  • Правление
  • Наблюдательный Совет (его численность устанавливается законом и не подлежит изменению)

Права акционеров (ограничено число голосов, может не совпадать с числом акций)

Система противоречива в отношении мелких акционеров

Сильная трудовая этика

6. Шведская модель - «Партнерское управление»

коллективистская культура

шведский социализм, социальная ориентация

Централизованная система переговоров в области защиты прав трудящихся с участием профсоюзов

Цели Шведской модели:

  • полная занятость (главная и неизменная цель)
  • выравнивание доходов (стремление к равенству)

«Дом народов»

«Самая готовая к будущему страна в мире»

«Сделано с умом»

Управленческий стиль – более демократичный и ориентированный на сотрудничество, достижение согласия

«Равноправие, доверие, демократия, сотрудничество» - основные ценности

Достижение консенсуса (атрибут культуры) – основное при принятии решений (но время на принятие решений – дольше)

Дисциплина, уважение – основа рабочих коллективов

Принципы, которые можно позаимствовать у шведов:

  1. демократические коммуникации
  2. принцип простых правил
  3. неагрессивность

7. Итальянская модель - «Зависимое управление»

Стиль управления тесно связан с понятием «семьи» (рода, клана) («свои – чужие»)

Необычный динамизм и предприимчивость

Предпочитают личные контакты – сеть отношений (по типу семьи)

Автократия

Европейский менеджмент

Понятие стало широко использоваться в связи с развитием Европейского союза.

Европейская модель представляет собой совокупность национальных моделей с приоритетом командной работы и поликультурной среды.

Промежуточная позиция между 2 управленческими культурами (японской и американской)

Креативный характер

Толерантность

Многосторонние подходы к управлению организацией в зависимости от страны

Качество – идеология TQM

Европейская премия за качество

Культура предприятия/ здоровый климат

Совершенствование организационных процессов

Менеджмент качества

Менеджмент репутации

Менеджмент знаний

Демократичная система правления

Исследования и разработки

Инновации и креативность

Новые отрасли

В фокусе внимания – персонал

Ставка на молодежь

9. Китайская модель - «Гармонизация»

предмет управления – создание гармоничных отношений между людьми

гармонизация мира

гармония и творчество

взращивание всего сущего

личные связи и симпатии

контраст «свои – чужие»

связь через сердце – основа коммуникации

цивилизации присущ «сетевой характер»

взгляд на мир и отношение ко времени (чувство времени, момента)

холистическое (целостное) мышление

гибкое, подстраиваемое под условия среды

Суть вещей – в перемене: новые обстоятельства всегда важнее старых договоренностей (нарушение контрактов)

Практически невозможно сказать кому-то неприятную вещь – это считается неприличным

Гармония человеческих отношений всегда выше правды

Не считают, что воруют чужие изобретения: их работа и деловая культура основаны на подражании

10. Российская модель менеджмента:

Административно-командная система – глубокие корни

Стимулирование – субъективно

Система откатов, скрытое стимулирование, теневая экономика

Интенсивная реклама

Ценовая политика (хищническая, перекладываем на потребителя)

Монополизация

Низкий интеллектуально менеджмент (при довольно высоком интеллектуальном уровне нации)

Подходы (взгляды) к формированию модели менеджмента:

  1. Западническая модель – стремление к свободе, индивидуализм, прагматизм. Россия и США очень сходи своей ментальностью
  2. Модель самобытности – Россия способна создать свою модель, собственный образ мышления, основанный на патриархальности, консерватизме и православии; основа этой ментальности – общественная форма хозяйствования
  3. Смешанная – разумная адаптация зарубежной теории и практики менеджмента

Факторы, препятствующие развитию российского менеджмента:

  1. слабая управленческая компетентность
  2. своеобразие организационной культуры и менталитета
  3. транзитивный этап экономики
  4. традиция технократического подхода к управлению

Факторы, способствующие становлению Российской модели:

  1. Высокий научный и интеллектуальный потенциал населения
  2. Опыт государственного регулирования экономики
  3. Опыт освоения высоких технологий
  4. Предприимчивость в условиях либеральной экономики
  5. Целеустремленность народа

3 основные модели менеджмента:

Наши рекомендации