Необходимость внешней торговли. Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо
Теория международной торговли Д. Рикардо, а ранее А. Смита, была призвана доказать в противовес меркантилистам необходимость и целесообразность свободной внешней торговли. А. Смит объяснял существование международной торговли и ее выгодность различием в абсолютных издержкахпроизводства товаров в разных странах. Международное разделение труда и специализация считались целесообразными, поскольку в каждой стране существовали особые условия и ресурсы, обеспечивавшие ей преимущества по сравнению с другими странами: возможность производить определенные товары с меньшими издержками (или возможность производить в единицу времени большее количество товаров).
В теории абсолютного преимуществаА. Смита принципы разумного поведения хозяйствующего субъекта переносятся на сферу международной торговли: если можно купить товар за рубежом по более низкой цене, чем у себя дома, то лучше сделать это, специализируясь на производстве того товара, который дешевле изготавливать дома вследствие наличия определенных преимуществ в данной отрасли.
Разделение труда и специализация стран на товарах, в производстве которых они обладают абсолютным преимуществом, экспорт этих товаров после покрытия внутренних потребностей в обмен на другие товары, издержки производства которых в других странах ниже, - все это дает возможность обеспечить общую экономию затрат в торгующих странах, поскольку каждая из них производит главным образом те товары, на которые она затрачивает меньше ресурсов, чем другие страны.
Д. Рикардо сделал следующий шаг в теории международной торговли, доказав ее целесообразность и для тех случаев, когда страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве каких-либо товаров. Он показал, что всегда, когда в отсутствие торговли сохраняются различия между странами в соотношении издержек производства разных товаров, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом:у нее всегда найдется товар, производство которого будет более эффективно, чем производство остальных, при существующем соотношении издержек в разных странах. Другими словами, отношение издержек производства этого товара к издержкам производства остальных товаров в данной стране будет ниже, чем аналогичное соотношение в других странах. Именно на производстве такого товара страна должна специализироваться и экспортировать его в обмен на другие товары.
Приведем пример. Пусть при имеющихся ресурсах страна А может произвести за год 60 единиц товара Y или 30 единиц товара X или любую комбинацию этих товаров в пределах, заданных кривой производственных возможностей (сплошная линия на рис. 13.1,а). Страна В (или остальной мир) с помощью имеющихся ресурсов может произвести 80 единиц товара Y, или 100 единиц товара X, или их любую комбинацию в пределах, заданных кривой производственных возможностей (сплошная линия на рис. 13.1,6). Очевидно, страна В обладает абсолютным преимуществом в производстве обоих товаров, а страна А не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров1. Однако соотношения издержек производства товаров X и Y в этих странах различны. Мы будем исходить из предположения о постоянстве издержек производства товаров Y и X в странах, а значит, постоянстве издержек замещения, что даст возможность представить кривые производственных возможностей в виде прямых линий. Различный наклон этих кривых в странах свидетельствует о разном соотношении издержек производства товаров X и Y. Для страны А это соотношение составит 60Y=30X, или 2Y=1X, а в стране В — соответственно 0,8Y=lX (для единицы товара Y эти же соотношения будут равны: 1Y=O,5X в стране А и 1Y=1,25X в стране В). Относительные цены товаров на конкурентных рынках определяются относительными издержками их производства и стремятся к указанным выше соотношениям.