Тема 7. Прибыль и Рентабельность

Прибыль является обобщающим показателем хозяйственной де­ятельности предприятия и в общем виде представляет собой чис­тый доход предприятия, полученный из выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других финансовых результатов дея­тельности после возмещения материальных затрат и выделения средств на оплату труда. Необходимо различать балансовую (вало­вую) и чистую (остаточную) прибыль.

В формализованном виде балансовая прибыль определяется по формуле:

Тема 7. Прибыль и Рентабельность - student2.ru , (6.1)

где Тема 7. Прибыль и Рентабельность - student2.ru — прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

Тема 7. Прибыль и Рентабельность - student2.ru = В — С (здесь В — выручка от реализации продукции (работ, услуг); С — затраты на производство и реализацию продукции(работ, услуг);

Тема 7. Прибыль и Рентабельность - student2.ru — прибыль от реализации иных материальных ценностей;

Тема 7. Прибыль и Рентабельность - student2.ru — доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.

Чистая прибыль определяется путем вычитания из балансовой прибыли налогов, отчислений, штрафов и других первоочередных платежей.

Рентабельность — относительный показатель хозяйственной деятельности пред­приятия, характеризующий прибыльность производственной дея­тельности за определенный период.

Рентабельность производства определяется по формуле:

Тема 7. Прибыль и Рентабельность - student2.ru , (6.2)

где ОПФ — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

НОС — норматив оборотных средств, руб.

Рентабельность реализованной продукции определяется по фор­муле:

Тема 7. Прибыль и Рентабельность - student2.ru . (6.3)

Для предприятия также важно определить объем производства продукции, не­обходимый для получения прибыли, т.е. для вступления предприя­тия в зону прибыльности (рис 6.1.).

Тема 7. Прибыль и Рентабельность - student2.ru

Рис. 6.1. График безубыточности

Критический объем производства рассчитывается по формуле:

Vкр = Zпост/(Ц – Zv(ед.) ) (6.4).

где Vкр - критический объем, Ц- цена за единицу продукции;

Zv(ед ) - переменные издержки на единицу продукции.; Zпост – постоянные издержки.

ЗАДАЧИ

Задача 7.1. Предприятие производит продукцию одного наименования по цене 230 руб. за единицу. Удельные переменные расходы составляют 180 руб. Общая величи­на постоянных расходов 550 000 руб. В результате роста арендной платы общие постоянные расходы увеличились на 8%.

Определите, каким образом увеличение постоянных расходов повлияет на величину критического объема про­дукции.

Решение:

Задача 7.2. В I квартале удельные переменные расходы на изделие составили 95 руб., цена единицы продукции — 125 руб., общие постоянные расходы - 100 000 руб. Во II квартале цены на сырье выросли на 10%, что привело к росту переменных расходов также на 10%.

Определите, как изменение цен на сырье повлияло на критический объем продукции.

Решение:

Задача 7.3. Определить максимальный уровень цены закуп­ки сырья (сахарная свекла) в соответствии с расчетными данными таблицы.

№ п/п   Показатели   Ед. измерения Численные значения
  Розничная цена товара (сахар)   руб./т    
  Торговая надбавка   %    
  Налог на добавленную стоимость (НДС)   %    
  Рентабельность продукции   %    
  Издержки производства и реализации про­дукции без учета стоимости сырья     руб./т      
Удельный расход сырья на единицу готовой продукции т/т  

Задача 7.4. Выручка от реализации продукции — 500 тыс. руб.; затраты на производство продукции — 390 тыс. руб.; прибыль от реализации материальных ценностей — 14 тыс. руб.; прибыль от внереализационных операций — 12 тыс. руб. Определите балансо­вую прибыль; уровень рентабельности реализованной продукции.

Решение:

Задача 7.5. В I квартале года предприятие реализовало 5 000 изделий по цене 80 руб. за единицу, что покрыло расходы предприятия, но не дало прибыли. Общие по­стоянные расходы составляют 70 000 руб., удельные пе­ременные - 60 руб. Во II квартале изготовлено и реализовано 6 000 изделий. В III квартале планируется увели­чить прибыль на 10% по сравнению со II кварталом.

Сколько должно быть дополнительно реализовано про­дукции, чтобы увеличить прибыль на 10%?

Решение:

Задача 7.6. Сравните рентабельность продукции за три квартала на основе следующих данных:

Показатели   Ед. измерения   Квартал года  
I   II   III  
Количество выпущенных изделий   шт.        
Цена одного изделия   Руб.        
Себестоимость одного изделия Руб.

Решение:

Дата________________

Наши рекомендации