Грамматические нормы современного русского языка
Упражнение № 15.
Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов.
1. Спор этот впоследствии вызвал пристальное внимание исследователей.
2. В ходе процесса представители господина Михайлова заявили ходатайство о пересмотре видеозаписи заседания окружкома.
3. В построении всех известных зарубежных рынков государственные кредиты играют немалое значение.
4. Говорили о необходимости увеличить уровень благосостояния каждого гражданина в России.
5. Для полноценного лечения необходимы новые лечебные центры, обустроенные современным оборудованием.
6. Здесь ветеранам всегда окажут нужную заботу.
7. Все остальные выставили глубокое сомнение, что он изменится.
8. Победа в конкурсе чревата вам главным призом.
9. Еще одна задача была поставлена и успешно осуществлена организаторами.
10. Книга пользуется у читателей огромным интересом.
Упражнение № 16.
Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Отметьте контаминационные конструкции. Сделайте необходимую правку.
1. Открылся центр профилактики правонарушений, его сотрудники будут оказывать консультации подросткам.
2. Чтобы обеспечить себя от преследований, нужно казаться беззаботным, а это всегда сбивает с толку.
3. Главное наследство, которое она переняла от отца, – знаменитая фамилия.
4. Чаще всего при этом я испытываю другие мысли.
5. Граждане, остающиеся на позиции подданных, не принимают активной роли в политической жизни.
6. Эта территория снискала в последнее время какие только есть лавры по своей криминальности.
7. Эти слова не играли никакого значения в его прогнозах перед выборами.
8. Вам известно, как происходили тогда обстоятельства?
9. Не было возможности предпринимать такие меры, которых от нас ждали.
10. Мы сделали самые низкие цены.
Упражнение № 17.
Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости, внесите в предложения необходимые изменения.
1. Я не делаю никаких поступков, которые могли бы кому-нибудь мешать жить.
2. И мы должны идти по тому же пути развития, только стараясь избегать тех ошибок, в которые впадали европейские народы вследствие ложного понимания прогресса.
3. Мы были вынуждены спросить интересующие нас вопросы по телефону.
4. Что за желание брать на себя обязанности, о которых никто не просил, и производить советы тем, кто их слушать не будет?
5. Экскурсии полезны для развития кругозора.
6. Этот обогреватель удовлетворяет всем потребностям покупателя.
7. Житель графства Норфолк покорил в этот раз все рекорды.
8. Многое зависит от личности, которая занимает этот пост, и от того, как она владеет им.
9. Наша работа носит различные направления.
10. К этой рубрике мы питаем особенный трепет.
Упражнение № 18.
Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости, внесите в предложения необходимые изменения.
1. Кто же виноват в том, что продукты так дороги? Первым делом надо удешевить их стоимость.
2. Сегодня уже никто не спорит, даже самые отъявленные реформаторы, что десятилетие российских преобразований в экономике прошло бездарно.
3. Таня приняла все в сердце, испытав при этом чувство стыда за свое беспросветное благополучие.
4. В третьей книге писателя происходит еще один важный этап.
5. Программа кандидата – это 65 страниц убористого текста, охватывающего практически все аспекты жизни страны.
6. Академик совершил блестящую научную карьеру.
7. Подробно углубляться на этом мы сейчас не будем.
8. Они и не подозревали, что очень скоро потерпят аварию.
9. Солдат думал, что, если донесет, ему пощадят жизнь.
10. Традиционно завод выпускал военную технику, но мог выполнять и другую продукцию.
Упражнение № 19.
При необходимости исправьте предложения, устраняя повторение однокоренных слов или употребление слов, не вносящих нового значения. Проанализируйте ошибки.
1. Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.
2. Корабли приближались все ближе и ближе к берегу.
3. Строители внезапно и неожиданно ускорили темпы строительства и теперь строят даже в выходные дни.
4. Новая техника помогает сделать более легким трудоемкий труд рабочих.
5. Для достижения намеченной цели пришлось объединить воедино все усилия.
6. Памятный монумент воздвигнут на поклонной горе.
7. Индейцы – коренные аборигены Америки.
8. Рабочим выплачена зарплата за май месяц.
9. Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен.
10. Заброшенная деревня оказалась поселением чеченского населения.
Упражнение № 20.
Найдите примеры речевой избыточности.
1. На предприятиях стали появляться свободные вакансии.
2. В прошлом году состоялась первая премьера этого спектакля.
3. На этот день ростовские шахтеры перенесли свою забастовку, ранее запланированную на 10 марта.
4. Потянулись недели томительной двусмысленной неясности.
5. Но места для отступления назад у главнокомандующего не было.
6. Золотые слова, произнесенные в ту минуту царем, подписаны Репиным внизу.
7. Ртутная эпопея, о которой сообщили газеты вчера, получила новое продолжение.
8. Коррупция и продажность чиновников развалили страну.
9. Цена этого выбора чрезвычайно высока: или Россия на долгие годы и десятилетия утонет в гнилом болоте псевдореформ, или найдет свой путь в третье тысячелетие.
10. В своей автобиографии Раневская писала о своих друзьях, учителях, о своем одиночестве.
Упражнение № 21.
Определите тип речевой избыточности в предложенных примерах. Сделайте стилистическую правку.
Долгие и продолжительные аплодисменты. Информационное сообщение. Памятный сувенир. Интенсивные продолжительные тропические ливни. Незащищенные ладони рук. Первый дебют начинающего актера. Он был патриотом своей родины. Магазин букинистической книги. Текст статьи отредактирован редактором. Необходимо беречь каждую минуту времени. Старый ветеран предприятия. Хронометраж времени. План требует корректив и поправок. Развитие общения и коммуникации. Сверх запланированной нормы рабочие сдали торгующим организациям 20% сверхплановой продукции. Незаконные бандформирования. Сатирическая карикатура. Прейскурант цен. Выступающий оратор. Оплата платежей. Автобиография жизни. Коллега по профессии. Мемориал памяти. Демобилизоваться из армии. Народный фольклор. Перспектива на будущее. Показывать высокие показатели. Дешевые цены.
Упражнение № 22.
Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.
1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу.
2. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений.
3. Такая (такое) (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась (оказалось) преждевременной.
4. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице.
5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом.
6. Ниже своих возможностей (сработали, работали) в декабре строители.
7. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек.
8. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
9. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех.
10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались.
11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли.
Упражнение № 23.
Определите значение паронимов. Проиллюстрируйте примерами. Охарактеризуйте пути возникновения паронимов: а) случайное созвучие разнокоренных слов, б) словообразовательные процессы в кругу однокоренных слов.
1. Абонент-абонемент, континент-контингент, объективный-объективи-стский, реальный-реалистичный, соседний-соседский, невежда-невежа, процесс-процессия, здравица-здравница.
2. Практик-практикант, дипломат-дипломант, политичный-политический, идеальный-идеалистический, понятный-понятливый, экономия-экономика, деловой-деловитый, романист-романтик, пристроить-перестроить, смешение-смещение, человечество-человечность, незабвенный-незабываемый.
3. Адресат-адресант, фабрикант-фабрикат, материальный-материалистический, праздный-праздничный, обидный-обидчивый, индеец-индиец, претендент-прецедент, факт-фактор, прошение-прощение, поступок-проступок, несоизмеримый-неизмеримый, сытый-сытный, приукрасить-перекрасить.
Упражнение № 25.
Замените приведенные ниже слова устойчивыми выражениями.
Навсегда, заискивать, замолчать, пешком, красноречив, пустомеля, угодничать, разоблачать, помалкивать, ротозейничать, плакать, наживаться, отчаиваться, препятствовать, изводить, самоустраняться, умереть.
Упражнение № 26.
Определите значение фразеологизмов. Устно или письменно разделите предложенные устойчивые сочетания слов на группы: 1) эмоционально-экспрессивно окрашенные и 2) стилистически нейтральные.
Шаг за шагом, в самый раз, прикусить язык, на склоне лет, сходить с рук, на вес золота, не собрать костей, читать между строк, разделать под орех, час пик, аредовы веки, шевелить мозгами, сойти с ума, семи пядей во лбу, поддаваться на удочку, на первый взгляд, высосать из пальца, положение хуже губернаторского, от большого ума, синий чулок, хоть в петлю лезь!, вопрос жизни и смерти, единым фронтом, косая сажень в плечах, не мудрствуя лукаво, бельмо на глазу, камня на камне не оставить, нечист на руку, легок на помине, наломать дров, бросать слова на ветер, лебединая песня, развесить уши, на ходу подметки рвет, на широкую ногу, по наитию, семимильными шагами, лить пули, путеводная звезда, наступать на пятки, вносить свою лепту, мухи не обидит.
Упражнение № 27.
К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Обращайтесь к справочному материалу.
Без царя в голове, биться как рыба об лед, бить отбой, восходящая звезда, голубая кровь, дать ход, денег куры не клюют, денежный мешок, дело в шляпе, держать себя в руках, днем с огнем, заячья душа, держать себя в руках, играть первую скрипку, как из-под земли вырос, как по маслу, наставлять на ум, на заре жизни, не в своей тарелке, опустить крылья, рукой подать, себе на уме, сорить деньгами, упустить из виду, у черта на куличках, хозяин своего слова.
Материал для справок: ветер свистит в карманах, выйти из себя, дело табак, держать в уме, дрожать над каждой копейкой, душа на распашку, за тридевять земель, как рыба в воде, как сквозь землю провалился, как сыр в масле катается, на закате дней, семи пядей во лбу , не робкого десятка, ни гроша за душой, под самым носом, положить под сукно, последняя спица в колеснице, расправить крылья, семь пятниц на неделе, сбивать с пути, со скрипом, стоять на своем, угасшее светило, хоть пруд пруди, на каждом шагу, черная кость.
Упражнение № 28.
Объясните значение и, если это возможно, этимологию фразеологических выражений. Устно или письменно распределите их по трем группам: фольклор, мифология древнего мира, история.
Кануть в Лету, муки Тантала, валаамова ослица, одним миром мазаны, ариаднина нить, козел отпущения, аредовы веки, альфа и омега, прокрустово ложе, камень преткновения, рядиться в тогу, между Сциллой и Харибдой, от аза до ижицы, за тридевять земель, при царе Горохе, провалиться в тартарары, казанская сирота, пиррова победа, ахиллесова пята, кричать во всю Ивановскую, Троянский конь, положить в долгий ящик, вавилонское столпотворение, рожки да ножки, у разбитого корыта, прометеев огонь, коломенская верста, филькина грамота, искать жар-птицу, поднять на щит, перейти Рубикон, молочные реки и кисельные берега, метать громы и молнии, Дамоклов меч, гордиев узел, перековать мечи на орала, парфянская стрела, иерихонская труба, умыть руки.
Грамматические нормы современного русского языка
Грамматические нормы – это правила употребления морфологических норм и синтаксических конструкций.
Употребление грамматических форм имен существительных
Род несклоняемых существительных.
1. Большинство существительных иноязычного происхождения, обозначающих неодушевленные предметы, относится к среднему роду (бра, пальто, шоссе), кроме исключений: сирокко - м.р., бенгали, пушту, хинди – м.р.; кольраби, салями – ж.р. и некоторые другие.
2. Существительные, обозначающие животных, птиц, насекомых и т. д., относятся к мужскому роду вне зависимости от пола (маленький пони, подвижный шимпанзе). Исключение составляют: колибри, иваси, цеце – ж.р. и некоторые другие существительные, относящиеся к женскому роду. Применительно к самке животного такие существительные функционируют как существительные женского рода (кенгуру бежала).
3. Существительные, обозначающие лиц, могут быть и женского (опытная крупье, старая леди), и мужского рода (опытный крупье, мой визави) в зависимости от пола обозначаемого лица.
4. Названия средств массовой информации и географические названия имеют тот грамматический род, которым обладает родовое наименование: Эри (озеро – средний род), “Ньюс Уик” (журнал – мужской род).
5. Род сложносокращенных слов (аббревиатур) определяется по главному слову: МГУ (Московский государственный университет – мужской род), ООН (Организация объединенных наций – женский род).
6. Род сложных имен существительных определяется следующим образом: если первая часть слова не изменяется, то род определяется по второй части: в плащ-палатке – женский род, из царь-пушки – женский род, в луна-парке –мужской род. Если склоняются обе части, то род определяется по первому слову: самолет-амфибия – мужской род, школа-студия – женский род.
7. Форму мужского рода сохраняют существительные, обозначающие профессию, звание, должность лица независимо от пола: опытный хирург Иванова, молодой доцент Петрова.
Особенности употребления падежных окончаний имен существительных
8. Существительные мужского рода в родительном падеже единственного числа могут иметь окончания –а(-я) и –у(-ю). Выбор на –у (-ю) предпочтителен:
· когда есть указание на некоторое количество, то есть части от целого, вес (кусок сыру, чашка чаю);
· при наличии переходного глагола (поешь супу);
· у собирательных и отвлеченных существительных (много народу, наговорить вздору);
· после предлогов из, от, с, до, без (от роду, не до смеху, без умолку);
· Наблюдается тенденция преимущественного использования формы на –а (–я): тонна сахара, посев гороха. Формы на –у (-ю) убывают, кроме того, в отличие от форм на –а(-я) они стилистически несколько снижены.
9. В предложном падеже единственного числа имен существительных возможны окончания –у(-ю) или –е. Варианты с окончанием на –у(ю) распространены лишь в сочетаниях с предлогами в и за при обозначении места, реже – состояния или времени действия: в шкафу, на берегу, в жару, в цвету, в году. Заметна общая тенденция к сокращению круга слов, принимающих окончание –у(-ю). Такие слова, как правило, употребляются в устойчивых сочетаниях. В словах, допускающих свободное варьирование окончания –е и –у (бал, вал, ветер, грунт, жир, дуб, зоб, зуб, квас, крюк, круг, мыс, отпуск, пар, пир, суп, стог, слой, спирт, хлеб, холм, холод, цех, чай, чан, шкаф шелк), варианты на –е употребляются в письменной речи, а варианты на –у имеют разговорную или просторечную окраску.
10. В именительном падеже множественного числа существительные могут иметь окончания –ы(-и), -а(-я). В ситуациях официального общения нормативной для современного русского литературного языка признана норма на –ы(-и): инспекторы, секторы, слесари, лекторы, офицеры, договоры.
11. Формы на –а(-я) уместны для существительных, обозначающих лиц по профессии и утративших книжный характер: директора, доктора, профессора. Необходимо запомнить группу слов, в которых закрепилось окончание -ы(-и), а если в речи встречается вариант с окончанием –а(-я), то он носит ярко выраженную просторечную окраску, то есть выходит за рамки литературного языка:
Кремы, торты, полисы, порты, аэропорты, шоферы, офицеры, ректоры, плоскости, запчасти, возрасты, ведомости, выборы, выговоры, выпуски, вырезы, выходы, гербы, госпитали, гробы, громы, грунты, инспекторы, конструкторы.
12. Имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют или нулевое окончание, или окончание –ов(грузин, но греков). Некоторые слова этой группы могут иметь вариантные окончания: нулевое в разговорном стиле и –ов в книжно-письменных стилях (грамм – граммов, килограмм – килограммов, апельсин - апельсинов). Нулевое окончание имеют существительные, обозначающие:
· национальность с основой на н или р: болгар, грузин, осетин, татар, турок, но калмыков, монголов, узбеков, таджиков;
· устаревшие воинские профессии: гренадер, гусар, драгун, кадет, кирасир, но при указании количества: шесть уланов, десять гусаров;
· парные предметы: много валенок, эполетов, погон, чулок, манжет, но носков, очков.
Следует запомнить также формы следующих слов:
много дел, мест, каникул, плеч, макарон, хором, шаровар, яблок, барж, карат, нянь, простынь, сапог, святынь, но: консервов, мемуаров, подмостков, ананасов, бананов, брелоков, гренков, джинсов, коррективов, критериев, помидоров, рекрутов, рельсов.
13. Подавляющее большинство существительных среднего рода, оканчивающихся в именительном падеже единственного числа на –ье, принимают в родительном падеже множественного числа окончание –ий: размышленье – размышлений.
Вариантные формы допускаются у слов:
ущельев – ущелий, верховьев – верховий, низовьев – низовий, угодьев – угодий, копьев – копий, будней – буден, граблей – грабель, двойней – двоен, яслей – ясель (разг.).
Сохранили прежнюю форму слова:
платьев, устьев, подмастерьев, лохмотьев, отребьев.
Склонение некоторых имен и фамилий
14. Иностранные имена склоняются независимо от того, употребляются ли они отдельно или вместе с фамилией: романы Жюля Верна, памяти Индиры Ганди.
15. Русские и иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам: с Джорджем Бушем – с Барбарой Буш, к Евгению Поляку – к Анне Поляк.
16. Украинские фамилии на –о в русском языке не склоняются: с писателем Короленко.
17. Славянские и романские фамилии на –а склоняются: фильмы Александра Митты, о Джульетте Мазине.
18. Иностранные фамилии на –ов и –ин имеют в родительном падеже окончание –ом :с Чарльзом Дарвином, в отличие от русских фамилий, имеющих окончание –ым : академиком Павловым, летчиком Чкаловым.
Упражнение № 30.
Определите род несклоняемых имен существительных, согласуя с ними прилагательные и причастия в именительном падеже единственного числа. При затруднении определения рода несклоняемых иноязычных существительных обращайтесь к словарю.
Военн… атташе, правительственн… коммюнике, маршрутн… такси, трамвайн… депо, великолепн… шоссе, горяч… какао, черн… кофе, авторитетн… жюри, известн… маэстро, заключенн… пари, нов… бра, маленьк… колибри, юн… мисс, удачн… интервью, утренн… “Таймс”, летн… Сочи, австралийск… кенгуру, прыгающ… шимпанзе, стар… какаду.
Упражнение № 31.
Определив род сложносокращенных имен существительных, допишите пропущенные окончания.
Таганрогск… роно, РТС закончил… ремонт техники, вуз объявил… прием, ТГПИ открыл… новые факультеты, МИД заявил… протест, ГЭС пущен…, МХАТ начал… новый сезон, ГИБДД изменил… систему дорожных знаков, ЖЭК вывесил… объявление, ТАСС сообщил… программу полета, нов… АТС, ВДНХ реорганизован…, ЗАГС открыт…, НИИ открыл…сь(ся) недавно.
Упражнение № 32.
Определите род имен существительных. Свой выбор обоснуйте.
1. Гоголевский ревизор – сам… знаменит… инкогнито в русской литературе.
2. Виски подавал…сь(ся) всем гостям без исключения.
3. Маленьк… пони делал… первые несмелые шаги.
4. Широк… авеню в тот час, когда машины не создают пробок, привлека… множество лихих водителей.
5. От хинди, официально принят… в Индии, урду отличается числом арабских и персидских заимствований и арабской графикой.
6. У нее был… чудесн… сопрано, но она потеряла свой восхититель-ный голос, когда однажды попыталась взять сам… верхн… соль.
7. Он написал настолько ужасн… резюме, что ему, конечно, отказали в работе.
8. На названия тотемных животных всегда накладывал…сь(ся) абсолютн… табу.
9. Исход матча определил… красивейш… пенальти.
10. При посадке самолета прав… шасси не вышл…
11. В понендельник на сайте компании появил…сь(ся) интересн… Интернет-программа .
12. Неизлечим… СПИД поверг… тогда в ужас все человечество.
13. Нов… шкаф-купе оказал…сь(ся) вместительнее нового.
14. ЛДПР предложил… своего кандидата на выборы губернатора.
15. Давно доказано, что сам… эффективн… пиар – это скрытый.
16. США объявил… Ираку нефтян… эмбарго.
17. Белорусск…ФСБ обещал… возместить ущерб всем пострадавшим во время акции протеста.
18. НАСА заказал… России космический модуль “Заря”.
19. Стараниями адвоката обвиняемый был представлен в суде в качестве невинн… жертвы случая.
Упражнение № 33.
Выберите форму имени существительного. Отметьте вариантные формы.
1. Он здесь без (года, году) неделя. Мы с нетерпением ждали (года, году) окончания школы.
2. Этот вопрос вот так с (хода, ходу) и не решить. Мы обычно не замечаем (хода, ходу) времени.
3. Ребенок и (часа, часу) не может посидеть спокойно. Не прошло и (часа, часу), как мой друг вернулся. Это случилось около (часа, часу) дня.
4. Этого (шага, шагу) я от него не ожидал. Он и (шага, шагу) не ступит, не посоветовавшись с адвокатом.
5. В академическом (часе, часу) 45 минут. Он работал допоздна и возвращался всегда в первом (часе, часу) ночи.
6. Стол стоял очень неудобно, в темном (угле, углу). В прямом (угле, углу) 90 градусов.
7. В грамматическом (строе, строю) алтайских языков еще много неясного. Он был небольшого роста, поэтому в (строе, строю) стоял последним.
Упражнение № 34.
Раскройте скобки, правильно расставляя ударения и выбирая окончания у имен существительных.
Заграничные (паспорт), коллективные (договор), опытные (доктор), предстоящие (выбор), молодые (офицер), приехавшие (лектор), известные (профессор), вновь назначенные (директор), искусные (повар), праздничные (торт), новые (сорт) пшеницы, внимательные (инспектор), сторожевые (катер), секретные (бункер), прошлогодние (выбор), личные (пропуск).
Упражнение № 35.
Выберите форму родительного падежа множественного числа имен существительных. Отметьте вариантные формы. Дайте стилистическую характеристику вариантов.
1. (Монголы) отличает узкий разрез глаз и широкое лицо.
2. В лагере (партизаны) все готовились к ночлегу, дежурные проверяли запас (патроны).
3. Взвод (солдаты) маршировал на плацу. Топот их (сапоги) раздавался по всей округе.
4. От сильного удара поезд сошел с (рельсы).
5. Табор (цыгане) раскинулся у реки.
6. Для приготовления кетчупа необходимо много первосортных (помидоры).
7. Тройка вороных уносила от купеческих (хоромы) жениха и невесту.
8. На складе магазина огромный запас (чулки) и (носки).
9. Все армейские чины, кроме (генералы) и (маршалы) носят брюки без (лампасы).
10. Ни один новогодний стол не обходится без (мандарины).
11. В итальянской кухне используется много разных сортов (макароны).
Упражнение № 36.
Поставьте существительные в скобках в форму родительного падежа множественного числа.
1. В городе было отреставрировано пять (колокольня).
2. До острова оставалось не менее пятнадцати (миля).
3. На стрельбах надо было поразить не так много (мишень), как мы ожидали.
4. За этот месяц священником было отслужено немало (обедня).
5. Компания планирует построить несколько (пекарня) к новому году.
6. Не много (пустыня) образовалось таким необычным образом, как эта.
7. Войдя в комнату, она увидела множество (свеча).
8. Сладкий вкус спелых (абрикосы) напоминал о летнем зное.
9. На рынке часто попадались пирамидки из красивых, блестящих (баклажаны).
10. На память нам подарили несколько ярких (брелок).
11. Подсолнухи занимали тридцать (гектар) земли.
12. Он всех принимал одинаково радушно: (русский), (грузин), (казах), (англичанин), (киприот).
13. В молодости ее мать была без ума от (гусар).
14. Она устала от бесконечных шумных (дебаты).
15. Без (комментарий) этот текст непонятен.
16. Возможно, (критерии) истины не существует
Упражнение № 37.
Поставьте имена собственные в нужный падеж.
1. Серпилин так до сих пор и не написал Сталину о (Гринько).
2. Тогда несовершеннолетнему (Нестор Иванович Махно) смертный приговор заменили бессрочной каторгой.
3. Состоялась встреча депутата (Ирина Хакамада) с избирателями.
4. Многие яркие воспоминания его детства связаны со сказками братьев (Гримм).
5. На балу присутствовали лорд и леди (Гамильтон), муж и жена (Буш) и супруги (Кент).
6. Знаменитым братьям (Томас) и (Генрих) (Манн) были посвящены последние лекции.
7. Наши современники плохо знакомы с творчеством (Расул Гамзатов).
8. Только недавно я прочла много интересного о (Шота Руставели).
9. Мы отправились в гости к (Юрий Шевчук) и (Наталья Шевчук).
Употребление грамматических форм имен прилагательных
1. Только качественные прилагательные могут иметь наряду с полной формой (светлый) краткую (светел). Краткие прилагательные обозначают временный признак, а полные – постоянный (ср.:он хитер – он хитрый, она смела – она смелая).
2. В русском языке краткие прилагательные обычно употребляются в роли сказуемого: Выводы автора ясны и точны.
3. Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: должен, намерен, обязан, рад, готов, способен (к чему-то), склонен (к чему-то).
4. При вежливом обращении на “вы” возможна или краткая форма (вы умны), или полная, согласованная в роде с реальным полом лица, к которому обращена речь (вы добрая, вы такой старательный). Форма (вы добрые) в обращении к одному лицу звучит как явное просторечие.
5. Большинство имен прилагательных в современном русском литературном языке имеет краткую форму на –ен, а не –енен: бедственный – бедствен, бессмысленный – бессмыслен.
6. Соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени (типа более интереснее) не соответствует нормам литературного языка.
7. Следует избегать плеонастического сочетания слова “самый” с превосходной степенью имени прилагательного типа “самый способнейший студент”, “самое ближайшее время”.
8. При полной форме имени прилагательного, употребленной в именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как правило, быть управляемые слова, а при краткой форме могут: он болен ангиной. Неверно: он больной ангиной.
Упражнение № 38.
Исправьте ошибки, связанные с употреблением в речи имен прилагательных.
1. Самым главнейшим из государств европейцев в Восточном Средиземноморье считалось Иерусалимское королевство.
2. Нанятые за плату работники оказывались более выгоднее собственных зависимых крестьян.
3. Нет ничего на свете более прекраснее человеческой души, подарившей миру частицу себя.
4. Посмотрим на человека, плывущего по течению: жизнь его скудная, бедная не только материально, но и духовно.
5. Александр Македонский был одаренный красотой, даром богов; глаза его были кротки и ясные, кожа чрезвычайно бела.
6. Во многих отношениях Голландия тогда была очень прекрасной, даже уникальной страной в Западной Европе.
7. В этот период в Европе многие крестьяне были освобожденные от личной зависимости.
Упражнение № 39.
Поставьте прилагательные в форму сравнительной степени. Объясните невозможность образования простой формы сравнительной степени.
1. Сегодня он чувствовал себя даже (больной), чем вчера.
2. В своей жизни она не встречала человека (великий), чем этот поэт, и одновременно (жестокий).
3. Такой исход операции казался ему еще (возможный) чем две недели назад.
4. Весь его вид становился день ото дня (гордый).
5. По мере того как человек приближался, его черты казались все (знакомые).
6. С годами у него развился (критический) взгляд на жизнь, чем в юности.
7. В связи с обстоятельствами он предпочел (ранний) отъезд, чем ожидал.
8. Их последующие выяснения отношений становились все (бурные).
Упражнение № 40.
Объясните, в каком значении следующие прилагательные могут иметь формы сравнительной и превосходной степеней, а в каком – нет.
Бедный, видный, глухой, живой, косой, кривой, мертвый, правый, густой, худой.
Упражнение № 41.
Выберите один из данных в скобках вариантов, обоснуйте свой выбор, обращая внимание на стилистическую характеристику прилагательных.
Татьяна Петровна, Вы (такая добрая, такие добрые)! Почему Вы, Николай, (так одинок, так одиноки). Неужели Вы, Илья, (не рад, не рады)? Вы, Ольга, (гордая, гордые).