Германия. После Франко-Прусской войны 22 монархии и 3 вольных города объединились в Германскую империю во главе с императором
После Франко-Прусской войны 22 монархии и 3 вольных города объединились в Германскую империю во главе с императором, которым по Конституции 1871 г. мог быть только прусский король.
Еще в начале 70-х годов Германия была преимущественно сельскохозяйственной страной со слаборазвитой промышленностью. К 90-м годам положение резко изменилось. В Германии завершилась промышленная революция. Она была запоздалой, но это давало ряд преимуществ. Германия осуществила индустриализацию, широко заимствуя передовой иностранный опыт. Ее промышленность, особенно тяжелая, строилась на базе современной техники, тогда как в Англии и Франции наличие многочисленных устаревших предприятий увеличивало издержки производства.
Преодолению отставания Германии содействовала также пятимиллиардная контрибуция, полученная ею с побежденной Франции. Важную роль в экономическом подъеме Германии конца XIX в. сыграл захват Эльзаса и Лотарингии с их богатейшими запасами железных руд. В конце 70-х годов открытие Томаса (обесфосфоривание фосфористых руд) превратило эти залежи, ранее не находившие использования, в главную сырьевую базу Германии. В этих же районах находилась развитая хлопчатобумажная промышленность.
Конец XIX в. отмечен бурным ростом тяжелой промышленности. В 1890 г. было выплавлено 2,2 млн т стали против 0,2 млн т в 1870 г.; стремительно поднялась добыча каменного угля – с 26,4 млн т до 70,2 млн т. Развитие этих отраслей дало сильный толчок подъему машиностроения, росту железнодорожной сети. Германия обогнала все страны в локомотиве- и вагоностроении.
Серьезные сдвиги произошли в структуре германской промышленности. Рост производства средств производства был даже выше, чем в США. Наряду со значительным развитием старых отраслей тяжелой промышленности – каменноугольной и металлургической, быстрыми темпами развивались новые отрасли, в частности химическая, электротехническая.
Развитие химической промышленности и цветной металлургии, наряду с производством электротоваров, служило дополнительным стимулом для увеличения продукции тяжелой промышленности. Весьма велико было экономическое и общестратегическое значение «новых» отраслей хозяйства, создавших Германии важные преимущества на мировом рынке. В первую очередь это касалось производства меди, цинка, серной кислоты, красителей, искусственного шелка и других товаров. По объему и темпам роста промышленности Германия к 1914г. заняла второе место в мире после США. Удельный вес ее промышленной продукции составлял 15% мирового производства.
Передовые формы организации производства в этот период еще не охватили всю страну и все отрасли. Так, наряду с огромной насыщенностью фабриками Рейнско-Вестфальского района существовала отсталая Восточная Германия. Промышленность в этой части страны сохраняла кустарный характер и занималась переработкой сельскохозяйственного сырья.
В начале XX в. ускорился процесс образования монополий. К 1911 г. насчитывалось 600 синдикатов и картелей. Металлургическое производство на западе Германии контролировалось Рейнско-Вестфальским синдикатом; в электротехнической промышленности производство и сбыт оказались в руках двух монополий – Всеобщего общества электричества (АЭГ) и «Сименс-Гальске», между которыми в 1908 г. было заключено соглашение о тесной кооперации. Производство химических продуктов оказалось в руках шести компаний. В начале XX в. они объединили капиталы и создали два концерна, установивших тесные взаимосвязи в области производства и торговой политики.
В Германии монополизация производства опережала процесс его концентрации и осуществлялась, как правило, в картельных формах, охватывая отрасли не только тяжелой, но и легкой промышленности. Раннему возникновению картелей в Германии способствовала действовавшая (как и в США) система высоких таможенных пошлин. По охвату промышленности монополиями Германия занимала первое место в мире, причем наиболее картелированными оказались как раз отрасли тяжелой промышленности: металлургическая и каменноугольная.
Особенностью образования монополий в Германии являлась значительная роль банков в этом процессе, поскольку сама промышленность еще не успела создать необходимых накоплений и нуждалась в мобилизации средств. Крупные банки установили тесные связи с промышленностью: держали под контролем промышленные фирмы, которым были предоставлены долгосрочные кредиты, содействовали их упрочению.
Банковская реформа ускорила концентрацию банковского дела. Наряду с концентрацией по интересам, когда банки объединялись для проведения определенных операций по финансированию, с 80-х годов большее распространение получила территориальная концентрация, выразившаяся в сосредоточении крупнейших коммерческих банков в Берлине. С начала XX в. развивалась административная концентрация, т.е. деятельность административного аппарата банков по привлечению обширной клиентуры и ее капиталов, расширению участия в акционерном капитале других фирм и т.д. Перечисленные формы концентрации не увеличивали собственные капиталы банков, что являлось основной формой концентрации. За период 1895–1912 гг. в результате процесса концентрации акционерный капитал всех коммерческих банков страны возрос в 2,6 раза, их собственный капитал – в 1,7 раза. В начале XX в. в Германии функционировало пять мощных групп, охвативших 58 коммерческих банков, в руках которых оказался 71% собственного капитала всех банков страны. Каждая группа возглавлялась крупнейшим коммерческим банком – Немецким, Дрезденским, Торгово-промышленным, Учетной конторой, Шафгаузенским банковским союзом. Самой мощной была группа Немецкого банка, в состав которой вошли 24 банковских учреждения.
Концентрация банковского дела означала расширение масштабов деятельности кредитных учреждений, совершенствование банковских операций, благодаря чему они превращались в солидные и пользующиеся доверием учреждения. Уменьшался риск при проведении банковских операций вследствие лучшего знания ситуации на внутреннем рынке, своевременно перераспределялись средства между различными операциями, лучше удовлетворялись потребности в кредите за счет привлечения средств вкладчиков. Учредительская, эмиссионная деятельность, прямое участие в деятельности промышленных предприятий, содействие в управлении промышленным производством в качестве членов наблюдательных советов свидетельствовали о прочной связи банков и промышленности. Политика крупных промышленных союзов находилась в тесной связи с политикой крупных банков. Однако, как утверждал Кирдорф, глава Рейнско-Вестфальского угольного синдиката, власть банков относительно мощи промышленных союзов была слабее. Мелкое промышленное производство, торговля, сельское хозяйство не получали никакой пользы от прогресса банковского дела.
В первое десятилетие XX в. крупные коммерческие банки поставили перед собой задачу расширения и организации заграничных деловых связей. Заграничная деятельность немецких банков развивалась в следующих направлениях: эмиссия иностранных государственных займов, кредитование экспорта и импорта, поддержка промышленных предприятий за границей.
Усиление власти коммерческих банков ограничивало непосредственные контакты с торговлей, промышленностью и сельским хозяйством Германского центрального банка. Главный эмиссионный центр страны сосредоточился на операциях по регулированию денежного обращения, поддержанию стабильности национальной валюты.
Возросшая мощь банков изменила роль в экономике такого важного индикатора хозяйственных отношений, как биржа. Поручения клиентов по операциям с ценными бумагами теперь выполнялись банками. На биржу ценные бумаги попадали только через банки. Таким образом, биржа стала выразителем воли небольшой группы директоров банков.
С конца 70-х годов XIX в. в экономической политике произошел решительный поворот от свободной торговли к протекционизму. Высокие пошлины были призваны пресечь иностранную конкуренцию на внутригерманском рынке и способствовать установлению монопольных цен.
Внешняя торговля выросла на 60%. Германия вывозила преимущественно готовые товары и машины. На рубеже веков значительно выросли объемы импорта. Германия вынуждена была все в больших количествах ввозить сырье и полуфабрикаты для промышленности, продовольствие для населения. Увеличение пассива внешнеторгового баланса стимулировало товарную экспансию путем демпинга, т.е. продажи на иностранных рынках товаров по бросовым ценам и искусственного взвинчивания цен на внутреннем рынке.
Глубокие диспропорции и противоречия, обусловленные быстрыми темпами развития монополистического капитализма на не расчищенной от докапиталистических отношений почве, узость внутреннего рынка, отсутствие обширных колониальных владений, рост финансовой мощи и накоплений «избыточного», ищущего выгодного применения капитала толкали Германию к экспансии, энергичному экономическому проникновению в другие страны и чужие колонии. Развивая «мирную» экспансию, кайзеровская Германия усиленно готовилась к переделу колоний. По темпам роста вооружений Германия обогнала многие страны. Под знаком милитаризма происходила перестройка экономической и политической жизни страны. Растущими потребностями милитаризма в конечном счете определялись и стремительные темпы роста германской тяжелой промышленности.
Особенно быстро в начале XX в. осуществлялся вывоз капитала. За 12 предвоенных лет вывоз капитала из Англии и Франции вырос в 1,5 раза, из Германии – в 3 раза. Англия направляла капиталы главным образом в колонии, Франция – в Россию и страны Европы в форме ссудного капитала; Германия, не имея значительных колоний, более равномерно распределяла капиталы между Европой и Америкой. Причем для германского капитализма было характерно стремление проникать не только в отсталые, аграрные, но и в развитые промышленные страны. Однако, с успехом побивая конкурентов на мировом товарном рынке, преодолевая высокие таможенные барьеры, проникая со своими товарами в колонии Англии, Германия постоянно и болезненно ощущала отсутствие обширных колоний.
Колониальная политика Германии, начавшись с поощрения колонизаторских попыток частных лиц, постепенно привела к созданию при помощи специальных кредитов имперских колоний. Накануне первой мировой войны Германия, обладая экономической мощью, значительно превосходившей мощь Англии и Франции, владела колониями общей площадью почти в 12 раз меньше, чем Англия, и приблизительно в 5 раз меньше, чем Франция. В колониях Франции проживало более чем в 4 раза, а в колониях Англии -более чем в 30 раз больше населения, чем в колониях Германии.
В экономическом развитии страны важную роль играло вмешательство государства в экономическую жизнь. В1880 г. был учрежден Высший экономический совет, занимавшийся выработкой законопроектов и уставов. В 1896 г. была проведена реорганизация торговых палат, направленная на расширение их роли в развитии промышленности и торговли, принят новый торговый устав. Государство поощряло синдицирование промышленности.
Иначе складывалась ситуация в сельском хозяйстве. Для Восточной Германии был характерен юнкерский путь аграрной эволюции, для остальных районов – крестьянский, осложненный большими арендными платежами и малоземельем. Крупным хозяйствам – юнкерским и владениям гроссбауэров (кулаков) – принадлежало 54% земли; 2/3 крестьянских хозяйств относились к категории мелких, имевших до 2 га земли.
В Пруссии развитие капитализма в сельском хозяйстве тесно переплеталось с пережитками феодализма. Сохранились так называемые «поместья-округа», в которых помещику принадлежала полицейская и административная власть, действовали «Уставы о челяди», ставившие бедняков в полную зависимость от юнкера. Значительную часть сельского населения составляли «огородники», «усадебные поденщики», «бобыли» – батраки, получавшие от помещика небольшой клочок земли, жилище, топливо, не имевшие права покинуть юнкерское поместье без разрешения.
Сохранение фидейкомисс – правила, запрещавшего любые операции с землей, полученной по наследству, – сдерживало развитие рынка земли.
Сельское хозяйство страны сильно пострадало от аграрного кризиса конца XIX в. Цены на зерно упали почти на 30%. Арендная плата, особенно в Пруссии, повысилась. Государство попыталось защитить отрасль повышением пошлин на рожь и пшеницу в пять раз.
Кризис ускорил интенсификацию сельского хозяйства. Более чем в пять раз увеличились посевы сахарной свеклы, картофеля, стало расти поголовье скота. За 1870–1913 гг. урожайность повысилась на 33–50%. Внедрялись сложные севообороты, расширилось использование техники, искусственных удобрений. Юнкера и гроссбауэры под защитой протекционистских тарифов и государственных субсидий сравнительно безболезненно переходили к интенсивным методам хозяйствования.
Государственная поддержка – законы об ограничении произвола ростовщиков, создании агрономических обществ, опытных станций и сельскохозяйственных школ – приносила пользу в первую очередь гроссбауэрам. Мелкие хозяйства отставали в развитии и разорялись.
Юнкерство богатело не только за счет доходов от земли, но и участия в деятельности банков, промышленных монополий. Приобретая акции различных предприятий, помещики изымали средства из сельского хозяйства, обрекая его на замедление темпов развития, техническую отсталость.
Ограниченный платежеспособный спрос на промышленные изделия со стороны батраков и мелкого крестьянства сдерживал расширение внутреннего рынка; производство сельскохозяйственного сырья не соответствовало мощи германской промышленности. Ежегодный дефицит сельскохозяйственного производства достигал 2 млрд марок и имел тенденцию к постоянному росту. В конце XIX в. Германия из страны – экспортера сырья превратилась в их импортера. Зависимость от импорта сырья сдерживала развитие легкой промышленности, не давала возможности снизить стоимость рабочей силы.
Аграрные проблемы подталкивали немецкие монополии к активным действиям на внешних рынках, стимулировали территориальную экспансию, порождали миграцию населения. Шел массовый отток населения в города, из восточных районов в западные, ширилась эмиграция на Американский континент. С 1881 по 1891 г. прусские области покинули почти миллион человек, а в следующие пять лет еще миллион. Бегство из деревень приводило к тому, что крупным хозяйствам становилось все труднее находить свободные рабочие руки. Юнкера призывали правительство принять чрезвычайные меры по удержанию рабочих рук в деревне, но эти призывы не получали поддержки в ландтаге (парламенте).