Анализ возможностей интернет-магазина продуктов питания

Процесс эволюции интернет-магазинов продуктов питания можно считать одним из самых непростых в истории Интернета. С одной стороны, трудно представить себе будущее, где нет привычного заказа продуктов на дом. С другой стороны, многочисленные попытки, которые были сделаны за последние 10 лет в этом направлении, пока не выявили масштабной и прибыльной бизнес-модели. Например, провал крупнейшего интернет- магазина Webvan.com для ритейла в Америке в 2001 году входит в число самых крупных ошибок бизнеса последних десятилетий - магазин быстро обанкротился, несмотря на то, что инвестиции в проект составили $2,3 млрд.

На современном этапе интерес к вопросу таких интернет-магазинов со стороны крупного ритейла достаточно велик. Поэтому стоит обратить внимание то, какие проблемы препятствуют их широкому распространению, а также, какие бизнес модели наиболее перспективны.

Основные типы интернет-магазинов для товаров ритейла:

  • Самостоятельный полноценный магазин (система). В этом случае торговля ведется через распределительный центр.
  • Интернет-витрина обычного магазина или сети.
  • Независимый интернет-магазин. Такой магазин не связывает себя с каким-либо обычным магазином или сетью, но не имеет своего распределительного центра, а где-либо закупает продукты под заказ.
  • Вариант, который можно назвать "Продуктовое такси". Компания привозит на дом продукты из конкретного магазина, по ценам магазина, зарабатывая на сервисе доставки.

Есть факторы, которые осложняют жизнь всем этим типам магазинов. Прежде всего, это принцип - "все или ничего". Представим ситуацию, что вам доставили все, что надо, за исключением 3-4 позиций, за которыми вам необходимо идти в магазин. Смысл доставки сводится в этом случае только к услуге мужской силы - вам не надо самим таскать тяжести. Далее идут недоверие к качеству товаров, сложности с возвратами, невозможность быть пунктуальным в силу транспортных проблем мегаполиса, желание клиентов, чтобы в интернет магазине товары были дешевле, чем в обычных и т.д.

Проблема "все или ничего" предопределяет масштаб инвестиций в создании самостоятельного интернет магазина продуктов питания. Его конкурентоспособность сильно зависит от эффективности распределительного центра с ассортиментом в десятки тысяч позиций и хранением таких сложных товаров, как заморозка или охлажденка.

Есть факторы, которые специфичны для каждого типа магазинов. На второй тип магазина очень влияет принципиальная невозможность иметь в интернет- магазине актуальные остатки товаров, так как часть товаров путешествует по торговым залам в тележках покупателей. Кроме того, экономическая заинтересованность крупного сетевого ритейла в интернет-витринах представляется крайне сомнительной. Во-первых, в любом случае еще несколько лет это будет ничтожно малой долей их бизнеса. Во-вторых, идея интернет-магазинов идет вразрез с их основным бизнесом, главная задача которого - пригласить покупателя в торговый зал. В-третьих, интернет витрина требует открытой публикации цен, а это большая психологическая проблема, которую ритейл будет преодолевать еще несколько лет.

На третий тип интернет-магазинов влияет негарантированность ассортимента, опасения относительно источников происхождения товаров, сомнительные шансы развить достаточно крупный бизнес по такой технологии и т.д.

Отдельно необходимо отметить транспортную проблему. Это макрофактор, который активно влияет на востребованность интернет-магазинов.

По данным многих исследований, основную аудиторию, интересующуюся продуктами питания в Интернете, составляют женщины 35-44 лет, имеющие двух детей и средний заработок на члена семьи – 2500 грн. 30 % респондентов отметили, что они ищут информацию о новых товарах, изучают свойства товара и отзывы о нем перед покупкой, а также ищут информацию о ценах. Все это свидетельствует о том, что потенциал интереса к интернет-магазинам постоянно растет.

Многие аналитики прогнозируют, что будущее интернет-торговли продуктами питания за магазинами "шаговой доступности". Эта модель работает как в мегаполисе, так и в небольшом городе. Главное достоинство интернет-магазина шаговой доступности в том, что это реальный инструмент конкурентной борьбы с сетевым ритейлом. Специалисты считают, что в ближайшее время возникнут интернет-проекты, которые предоставят магазинам шаговой доступности такой сервис в аренду. Для запуска магазина окажется достаточным предоставить сервису "товарную матрицу" магазина и согласовать дизайн интернет-сайта.

В любом случае, часть торговли продуктами питания через несколько лет переместится в Интернет. Какая форма торговли в конечном счете окажется доминирующей - определят конкуренция и наиболее эффективная бизнес-модель.

Склепкович О. О.

Научный руководитель: Маковейчук К. А., к. э. н., доцент

Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского

Наши рекомендации