Готовимся писать сжатое изложение
И |
зложение — это традиционный для методики преподавания русского языка вид работы по развитию связной речи, который включен в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Целесообразность использования сжатого изложения как средства контроля знаний заключается не только в речевом развитии учащихся, но и в подготовке их к аннотированию, реферированию и конспектированию учебного материала в старших классах, т.е. к освоению научного стиля речи.
Особую актуальность этот вид работы на уроках русского языка приобретает в связи с введением новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений по русскому языку[1].
Изложение способствует развитию основных речемыслительных механизмов. С помощью изложений закрепляются знания о типах и стилях речи, обогащается словарный запас школьников, совершенствуется синтаксический строй их речи, повышается грамотность, развивается логическое мышление, формируются навыки важнейших видов речевой деятельности — слушания и письма.
Слушание как вид речевой деятельности включает два процесса - восприятие и смысловую переработку информации, которые протекают одновременно.
Особенность слухового восприятия заключается в его осмысленности. Исследования Н.И. Жинкина, А.А. Смирнова, А.Н. Соколова показали, что осмысление информации происходит путем:
— расчленения материала на части посредством его «смысловой группировки»;
— выделения «смысловых опорных пунктов»;
— эквивалентных замен, когда слова, словосочетания, смысловые отрезки текста заменяются наглядным образом (кодируются), а при восстановлении декодируются в слова-эквиваленты, сохраняющие смысл высказывания.
В процессе расчленения происходит выделение главного в каждой части, нахождение главной мысли. Это своеобразные «смысловые опорные пункты», которые при декодировании помогают слушателю восстановить воспринятую информацию.
Второй составляющей слушания после смыслового восприятия является понимание, которое трактуется в психологии как:
— механизм слушания, связанный со смысловым восприятием и функционирующий за счет работы механизмов
внутренней речи, установления смысловых связей и смыслоформулирования;
— продукт, результат речевой деятельности слушания.
Поэтому для эффективности процесса понимания текста учащимися при подборе текстов изложения нужно учесть:
а) насколько текст адаптирован к уровню учащихся данного класса;
б) есть ли в тексте избыточная информация или текст содержит только важные
факты. Избыточность, по мнению С.К. Кукушкиной[2], компенсирует необратимость звучащей речи во времени, способствует уменьшению числа ошибок и недопонимания при передаче сообщений,
создает резерв времени для прогнозирования. Избыточная информация помогает слушающему в восприятии текста, а ее отсутствие ведет к информационной перегрузке и снижает эффективность его
понимания;
в) объем текста любого изложения не должен превышать объема текста для подробного изложения, а абзац не должен превышать 5-6 предложений;
г) структура текста определенного типа речи должна быть традиционной, не перегруженной большим количеством частей;
д) содержание текста не должно быть перегружено большим количеством отступлений, пояснений, дополнений.
На экзамене в 9 классе ученику предстоит написать сжатое изложение.
В отличие от других изложений текста, сжатое предполагает передачу содержания исходного текста кратко, обобщенно, а следовательно, требует воспроизведения основного, существенного содержания. Оно является для учащихся более сложным, чем подробное. Задача ученика продемонстрировать следующие умения:
—выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;
—производить исключение и обобщение;
—определять родовые и видовые понятия;
—различать целые объекты и их части.
В современной методике преподавания русского языка накоплен большой дидактический материал, необходимый для организации и проведения изложений в классе. Однако в методике работы над сжатым изложением наблюдается весьма существенный пробел: отсутствует четкая и подробная информация о том, на какой
принцип должен опираться ученик, сворачивая текст; какова должна быть степень такого сжатия и т.п.
В процессе подготовки к изложению учителю следует познакомить учащихся с приемами сжатия текста. Резервы сжатия текста всегда обусловлены языковым материалом. Примером могут служить отношения гипонимии и меронимии.
«Гипонимическое, или родовидовое отношение связывает слово, обозначающее род сущностей или явлений, со словами, обозначающими виды, выделяемые в рамках этого рода». Этим отношением связаны слова в парах животное — волк; птица — воробей. Слово, выражающее более общее понятие в этой разновидности семантических отношений, называется гиперонимом, а слово, обозначающее частный случай, вид указанного рода объектов или явлений, называется гипонимом.
Отношение меронимии связывает имя некоторого объекта с именами его составных частей. Так, слово дерево связано отношением «часть — целое» со словами ветка, лист, ствол, корни. В отличие от представителей некоторого вида, каждый из которых одновременно является и представителем соответствующего рода (например, дуб / береза / ольха и т.п. суть деревья), ни одна из частей целого не является сама по себе целым (например, ни ветка, ни лист, ни ствол, ни корни не есть дерево[3])».
Мероним — это объект, являющийся частью для другого. Например, монитор — это мероним для слова компьютер.
Холоним — это объект, который включает в себя другое. Например, у лестницы есть ступеньки. Лестница — холоним для слова ступенька. Мероним и холоним — противоположные понятия.
Предлагаем структуру урока в рамках данного подхода.
1. Организационный момент.
Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.
2. Постановка цели и задач урока.
Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока изложения — развитие речевых способностей учащихся на примере литературных образцов. Частная цель урока сжатого изложения — сократить текст, опираясь на гипонимические и мерони-мические отношения.
Ученику предлагается записать текст в сжатом виде, исключив из него понятия, обозначающие вид (гипонимы), и части целых объектов (меронимы). Таким образом, текст сжимается за счет употребления понятий, обозначающих род (гиперонимов), и целых объектов (холонимов).
Использовать эти термины при обучении изложению не обязательно. Можно ограничиться понятием «родовидовые отношения», что достаточно легко усваивается учениками любого возраста.
3. Первичное знакомство с текстом (учитель читает полный текст изложения).
Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Учитель настраивает учащихся на активное восприятие его содержания. Во время первого чтения ученики должны определить тему и основную мысль текста.
4. Языковой анализ текста.
Цель: указать на правописание «трудных» слов, а также имен собственных, дать толкование непонятных (например, историзмов, неологизмов, устаревшей формы слов и др.) ученикам слов. Грамотно проведенный языковой разбор помогает учащимся воспроизвести авторскую речь.
5. Вторичное чтение текста по абзацам.
Цель: обратить внимание учащихся на особенности авторского стиля, использование изобразительно-выразительных средств.
6. Написание изложения.
Цель: творческая работа учащихся по созданию собственного текста на основе прослушанного.
7. Заключительное чтение.
Цель: дать возможность учащимся проверить написанное, критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контролировать свою работу — одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность обучения.
В Приложении приводятся примеры сжатия текста на основе гипонимических и меронимических отношений.
При подготовке к экзамену в 9 классе по русскому языку на уроках необходимо использовать сжатое изложение как средство контроля знаний. При обучении сжатому изложению важно познакомить учащихся с приемами сжатия текста, одним из которых может быть прием, построенный на основе отношений гипонимии и меронимии.
Приложение [4]
Условные обозначения, используемые в текстах (разные виды подчеркиваний):
гипероним (родовое понятие)
гипоним (видовое понятие)
холоним — объект, который включает в себя другое
мероним — объект, являющийся частью для другого
Текст№ 1
Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелеными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. То попадется им красный подосиновик, то белый боровик, а то и простая сыроежка. Красная и сочная земляника, душистая малина, черника, черная смородина, кислая брусника — все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы, и показались маленькие плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настает пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Рожь пожелтела, заколосилась, отяжелела, поспела; овес закудрявился, пшеница оделась в золотистую парчу, зарумянилась гречиха, весь в завитках лежит горох. В огородах одни овощи сменяются другими. Раньше других поспевают салат и редиска, за ними следуют редька, морковь, бобы и горох, позже начинают копать картофель. Капуста свертывается в кочны лишь в начале сентября.
Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем[5]. (192 сл.)
Вариант сжатого изложениятекста № 1
Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелеными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. А в садах отцвели деревья и показались плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настает пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Злаки заколосились, поспели. В огородах одни овощи сменяются другими.
Летом всем живым существам веселье и раздолье. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем. (102 сл.)