В качестве самопроверки выполните следующие задания в тестовой форме
1. Решение экономического субъекта оптимально, если:
а) предельные издержки больше предельной выгоды; б) предельные издержки равны предельной выгоде; в) предельные издержки меньше предельной выгоды; г) издержки минимальны при максимальной выгоде.
2.Альтернативные издержки получения образования не включают в себя: а) заработную плату, которую бы вы получали, если бы вам не надо было учиться в университете; б) деньги на учебники; в) деньги на еду; г) плату за обучение.
3. Кривая производственных возможностей (КПВ) выражает:
а) взаимозависимость между двумя факторами производства; б) максимальный объем производства двух благ при данных ресурсах; в) соотношение между производственными мощностями и объемом выпуска; г) дополнительный выпуск при изменении объема ресурсов.
4. При повышении производительности труда КПВ может оставаться неподвижной, если: а) увеличивается объем используемого капитала; б) происходят структурные сдвиги от трудоемких к капиталоемким технологиям; в) снижается количество работников; г) сокращается заработная плата.
5. При наличии множества недостатков у ценового механизма есть одно неоспоримое преимущество, которое выражается в:
а) предоставлении личной свободы всем агентам рынка; б) эффективном распределении ресурсов; в) оптимальном распределении доходов; г) стабильном развитии экономики.
6. Какие два типа рынка включены в модель кругооборота?
а) реальный и денежный; б) благ и факторов; в) капитала и труда; г) товаров и услуг.
7. Альтернативные издержки новой библиотеки – это:
а) оплата ее персонала; б) цена строительства еще одной библиотеки в будущем; в) повышение интеллектуального уровня жителей; г) цена других благ, производство которых принесено в жертву строительства библиотеки.
8. Проблему редкости можно решить, если:
а) открыть новые, практически неисчерпаемые источники энергии; б) люди сумеют отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества; в) все страны станут постиндустриальными обществами; г) проблему решить нельзя.
Темы эссе:
1. Может ли современное общество жить по принципу «от каждого – по способностям, каждому – по труду»?
2.Недостатки рыночной экономики и преимущества плановой экономики.
3.Кривая производственных возможностей студента в ночь перед экзаменом: выучить вопросы и / или написать шпаргалки.
Тема №3. Возникновение и эволюция рыночной экономики (2часа).
Глоссарий
Натуральное хозяйство; товарное хозяйство; капиталистическое производство; рыночная экономика; тип рынка; структура рынка; инфраструктура рынка; аграрный рынок.
ПЛАН
1. Основные формы общественного хозяйства и их модели. Натуральное хозяйство. Товарная (рыночная) форма хозяйства. Простое и капиталистическое товарное производство. Общественная форма хозяйства.
2. Товарное производство как основа рыночной экономики. Исторические условия возникновения рынка. Важнейшие функции рынка. Частные и общественные интересы и их реализация в условиях рынка. «Невидимая рука» рынка.
3. Конкуренция и её виды. Типология рынка: неразвитый рынок, свободный (классический) рынок, регулируемый рынок, рынок несовершенной конкуренции, рынок монополии и рынок монопсонии, регулируемый рынок, социально ориентированный рынок, деформированный рынок в условиях административно-командной системы хозяйства.
4. Структура и инфраструктура рынка. Теория эволюции агропродовольственного рынка.
Дискуссионные вопросы
1. Обмен, причины его зарождения и последствия.
2. Теория рыночной экономики.
3. Экономическая теория рабочей силы как товара.
4. Особенности развития и состояния рынка в царской России.
5. Теневая экономика, «черный» и «серый» рынки: истоки и действующие лица.
6. Аграрный рынок и его особенности.
Практические задания
1. В чем единство и различие четырех общественных систем – «капитализма», «лейбористского социализма», «фашизма», и «марксистского коммунизма»?
2. Какие из перечисленных черт характеризуют объективную необходимость товарного производства:
а. специализация производства;
б. общинная собственность на средства и результаты производства;
в. частная собственность на средства и результаты производства;
г. экономическое обособление производителей;
д. производство различных видов продукции, достаточных для обеспечения жизни самих производителей.
3. Выделите из перечисленных черт общественного производства те черты, которые характеризуют:
а. материальную основу возникновения и развития товарного производства;
б. причину существования товарного производства.
4. Укажите характерные признаки товарного производства неразвитого рынка, товарного производства свободного, регулируемого и деформированного рынков:
а. наличие наемного труда;
б. повсеместное использование личного труда производителя;
в. наличие общественного разделения труда;
г. частная собственность на средства производства;
д. почти полное отсутствие вмешательства государства в хозяйственную жизнь;
е. наличие нескольких моделей государственного регулирования;
ж. постоянное регулирование национальной экономики;
з. декларирование отсутствия наемного труда.
5. Укажите, какие из перечисленных причин вызывают необходимость рынка:
а. общественное разделение труда;
б. средства производства принадлежит рабочим;
в. трудовая и нетрудовая частная собственность на средства производства;
г. стихийный характер рыночный отношений;
д. работник лишен средств производства;
е. рабочая сила-товар;
ж. экономическое обособление товаропроизводителей?
6. Назовите функции, которые выполняет рынок в следующих случаях:
а. установление рыночной цены товара;
б. купля-продажа товара (по бартеру или за деньги);
в. возмещение затрат предприятий (фирмы) на изготовление продукции;
г. оплата поставок продукции;
д. банкротства фирмы;
е. внедрение НТП на отдельных предприятиях;
ж. дифференциация доходов.
Литература
Основная литература
1. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика. / Галина Петровна Журавлева, Николай Александрович Поздняков, Юрий Александрович Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 с.
Дополнительная литература
2. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. / под общ ред. А.В. Сидоровича.-2-е изд, перераб и доп. М.: Дело и Сервис, 2010.-624с.
з. Сажина М. А. Экономическая теория. учебник / Муза Аркадьевна Сажина, Георгий Георгиевич Чибриков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ, 2012. - 608 с
4. Микроэкономика: бакалавр. Электронный учебник / под ред. А. Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Задания для самостоятельной работы
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Основные формы общественного хозяйства и их модели. Натуральное хозяйство. Товарная (рыночная) форма хозяйства. Простое и капиталистическое товарное производство. Общественная форма хозяйства.
2. Товарное производство как основа рыночной экономики. Исторические условия возникновения рынка. Важнейшие функции рынка.
3. Конкуренция, виды конкурентной борьбы и конкурентные стратегии и её виды. Типология рынка.
4. Структура и инфраструктура рынка. Теория эволюции рынка.
Задания
Общие
1. Составьте глоссарий по изучаемой теме. Включите в него следующие категории: натуральное хозяйство; товарное хозяйство; капиталистическое производство; рыночная экономика; тип рынка; структура рынка; инфраструктура рынка; аграрный рынок. Внесите дополнительные категории по своему усмотрению.
2.Систематизируйте информацию по изучаемой теме в таблицу.
Покажите сходства и различия основных форм общественного хозяйства.
Формы общественного хозяйства | Сходства | Различия |
Натуральная | ||
Простая товарная (рыночная) | ||
Капиталистическая товарная |
3.Систематизируйте информацию о типах конкурентных стратегий в таблицу. Представьте характеристику каждого типа стратегии, какими по размеру предприятий они представлены, кто является основоположником «звериных» стратегий?
Типы конкурентных стратегий | Характеристика | Тактические преимущества |
Виолентная | ||
Патиентная | ||
Эксплерентная | ||
Коммутантная |
4.Составьте список всех видов и типов конкуренции. Подумайте почему конкуренция является главным признаком рыночной экономики?
5.Составьте кроссворд по данной теме.
Индивидуальные
1. Подготовить каждому студенту на выбор одну из конкурентных стратегий Выделить в ней главные особенности и приоритеты. Смоделировать поведение предприятия, согласно выбранной конкурентной стратегии. Изложить последовательность тактических действий и методов конкурентной борьбы.
2. Подготовить каждому студенту ситуацию, позволяющую смоделировать поведение субъекта рыночной экономики в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
3. Осуществить подбор материала по «теневой экономике». Объяснить причины ее появления, механизм функционирования, отрицательные последствия. Представить методы по ее устранению и как решается и должна решаться эффективно эта проблема в России и других странах.
4. Представить характеристику всех инфраструктурных элементов рынка. На выбор каждому студенту представить характеристику одного из них. Пояснить его значимость. Привести конкретные примеры.
Вопросы для самопроверки
1.Каковы причины перехода от натурального хозяйства к товарному?
2.В чем состоит сходство и различие между натуральным хозяйством и товарным?
3.Как следует трактовать понятие «монополия» и «монопсония»?
4.Как следует трактовать понятие «дуополия» и «полиполия»?
5.В каких сферах экономики преобладает олигополистический рынок? Как конкуренты взаимодействуют друг с другом?
6.Чем ситуация олигополии отличается от монополии, от совершенной конкуренции, от монополистической конкуренции?
7.В начале XX в. в России существовал промышленный синдикат «Продамет». «Продамет» выплачивал премии входящим в нее
предприятиям, снижавшим объем производства. С какой
целью?
8.Как вы думаете, в каких из перечисленных отраслей может существовать, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция: выпуск самолетов; производство марочных вин;
выращивание овощей; производство шоколада; производство духов и косметики?
9.Телевизоры в городе продают всего две фирмы. Одна из
них повышает цепы вдвое. Подумайте, как в этой ситуа-
ции может действовать ее конкурент?
В качестве самопроверки выполните следующие задания в тестовой форме.
1.К основным типам экономических структур относится:
а) совершенная конкуренция, монополия, монопсония;
б) монополистическая конкуренция, монопсония, олигополия;
в) олигополия, монополия, монополистическая конкуренция;
г) олигополия, двустороння монополия, дуополия.
2.В реальной жизни не встречается:
а) чистой конкуренции и монополии; б) монополистической конкуренции и монополии; в) олигополии и монополии; г) олигополии и монопсонии.
3.Из переменных рыночных структур самой показательной является пара:
а) количество фирм и покупателей; б) количество фирм и однородность продукта; в) количество покупателей и однородность продукта; г) легкость входа и выхода и контроль над ценами.
4.Какой из рынков более всего приближается к условиям совершенной конкуренции?
а) нефти; б) электроэнергии; в) зерна; г) услуг кафе.
5.Чем отличается монополистическая конкуренция от совершенной?
а) однородностью продукции; б) множеством продавцов;
в) легкостью входа и выхода; г) множеством покупателей.
6. Дуополия – это ситуация, когда:
а) одному покупателю противостоит один продавец;
б) в отрасли функционирует две фирмы;
в) одному продавцу противостоят два покупателя;
г) двум фирмам противостоит один покупатель.
7.Общее между олигополией и монополистической конкуренцией заключается в том, что в обеих рыночных структурах:
а) производится исключительно дифференцированный продукт;
б) достаточное внимание уделяется рекламе;
в) каждая фирма способна существенно контролировать цены;
г) отраслевой вход и выход затруднены.
8.Санкт-Петербургский розничный рынок картофеля является примером:
а) совершенной конкуренции; б) монополии; в) монополистической конкуренции; г) олигополии.
9.В краткосрочном периоде экономическую прибыль могут получить:
а) олигополисты; б) фирмы, действующие в условиях совершенной конкуренции; в) фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции; г) любая фирма в любой рыночной структуре.
10.Для гарантированного получения чистой прибыли фирмы должны:
а) бороться против монополий; б) дифференцировать свою продукцию; в) вступить в сговор с другими фирмами; г) нет никаких гарантий.
11.Самой эффективной рыночной структурой является:
а) совершенная конкуренция; б) монополистическая конкуренция; в) олигополия; г) нет ответа.
12. В группу условий совершенной конкуренции не входит условие:
а) имеется много продавцов и покупателей; б) с точки зрения покупателей товар совершенно однороден; в) информация об уровне цен крайне скудна как для продавцов, так и для покупателей; г) нет барьеров для входа в отрасль и выхода из нее.
13. Типичная фирма в совершенно конкурентной отрасли:
а) рассматривает рыночную цену как данную; б) в некоторой мере может контролировать вхождение новых фирм в отрасль; в) может продать больше продукта в том случае, если снизит цену; г) продает уникальный продукт.
14. На долгосрочную кривую рыночного предложения для совершенно конкурентной отрасли воздействуют:
а) число фирм в отрасли; б) цены на факторы; в) размер фирм в отрасли;
г) все вышеперечисленное.
Тема № 4. Системообразующие элементы рынка: товар и деньги. Собственность в рыночной экономике (2 часа)
Глоссарий
Экономические блага; товар; стоимость; потребительная стоимость; полезность; деньги; цена; функции денег; закон денежного обращения; собственность; формы собственности; национализация; приватизация; разгосударствление.
ПЛАН
1. Экономические блага и их классификация. Блага и услуги. Полные и частичные блага, взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Товар. Свойства товара: стоимость и потребительная стоимость. Трудовая теория стоимости А. Смита, Д. Рикардо. Современные свойства товара.
2. Стоимость, ценность, полезность. Развитие форм стоимости и появление денег. Цена как денежная форма стоимости.
3. Сущность денег. Функции денег. Эволюция форм денег: полноценные, бумажные, кредитные, электронные деньги. Законы денежного обращения.
4. Экономические институты и их роль в системе рыночного хозяйства. Экономическая и юридическая категории собственности. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей. Диффузия прав собственности в современном обществе. Экономические формы реализации прав собственности.
5. Формы собственности: государственная, частная, коллективная (групповая) собственность. Акционерная собственность. Интеллектуальная форма собственности. Смешанная собственность.
6. Реформа отношений собственности в современной России. Разгосударствление. Приватизация. Опыт зарубежных стран.
Вопросы для обсуждения:
1. Могут ли иметь потребительную стоимость - услуги?
2. Теория трудовой стоимости.
3. Функциональная теория стоимости.
4. Функция денег как мера стоимости.
5. Эволюция денег как двуединый процесс, его объективная обусловленность, основные тенденции.
6. Эволюция кредитных денег и их роль.
7. Какова роль государственного золотого запаса в условиях современной экономики?
8. Отношения и права собственности.
9. Отношения собственности в переходной экономике России.
10. Частная собственность, её достоинства и недостатки.
11. Необходимость и ограниченность использования государственной собственности в системе свободного рынка.
12. Кооперативная собственность: сущность и мировой опыт её использования.
13. Опыт зарубежных стран в проведении приватизации и разгосударствления.
14. Национализация и приватизация: экономическая целесообразность.
Практические задания
1. Укажите, в каких случаях благо становится товаром:
а. экономическое благо – продукт труда;
б. благо – продукт труда, созданный для обмена;
в. благо – дар природы;
г. благо удовлетворяет духовные потребности;
д. благо создано для потребления внутри хозяйства.
2. Меновое соотношение угля, железной руды и свинца 2:3:6. Как изменится это соотношение, если производительность труда по добыче угля: повысилась в 2 раза, интенсивность труда по добыче руды – в 3 раза, а стоимость свинца уменьшилась в половину?
3. Дайте критическую оценку русского легального марксиста М.И. Туган-Барановского: «Лошадь, которая тащит плуг, насколько не меньше участвует в создании меновой ценности земледельческого продукта чем рабочий, который идет за плугом. Точно так же ткацкая машина, замещающая ручного ткача, создает не менее меновой стоимости, чем вытесненный ею ручной ткач» (цитата по книге: «История русской экономической мысли» М., 1977. Т.3. С.1 -309.)
4. Самолет из пункта А в пункт В можно долететь за 1час, а автобус – за 10 часов. Авиабилет стоит 50 долл., автобусный билет – 10 долл. Какой способ передвижения дешевле для человека, зарабатывающего 2 долл. в час; 10 долл. в час?
5. Численность работников возросла в 10 раз, производительность труда – в 3 раза, интенсивность – в 1,5 раза. Как изменится объем выпуска продукции?
6. Разграничьте экономистов, являющихся сторонниками трудовой стоимости и теории предельной полезности:
а. А. Смит;
б. К. Менгер;
в. Э. Бем-Баверк;
г. Д. Рикардо;
д. К. Маркс;
е. Ф. Визер;
ж. Г. Госсен.
7. Назовите известных экономистов, у которых прослеживаются субъективные или объективные подходы к определению сущности денег.
8. Известно, что золото давно исчезло из обращения, но чеканка золотых монет продолжается. Каков экономический смысл чеканки золотых монет сейчас? Ответ обосновать и проиллюстрировать примерами.
9. Продано товаров за год на сумму 200 млрд. долл., из них в кредит – на 60 млрд. долл., сумма платежей, по которым наступил срок уплаты, - 30 млрд. долл., взаимно погашающиеся платежи – 30 млрд. долл., один доллар за год обращается 10 раз.
10. Как изменяется количество денег в обращении, если:
а. Сумма продаж возрастает на 50%;
б. Число оборотов доллара в год составит 12?
11. Права собственности – это:
а. право исключительного физического контроля над банком;
б. право применения полезных свойств блага для себя;
в. право обладать результатами от использования блага;
г. право решить, кто и как будет обеспечивать использование блага;
д. право на отчуждение блага;
е. право на уничтожение блага;
ж. право на передачу блага по наследству;
з. право на бессрочность обладания благом;
и. все ответы верны.
12. Для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы необходимо согласно теории прав собственности:
а. уменьшить зарплату тем, кто работает в зараженной зоне;
б. увеличить налоги на атомные электростанции;
в. выплатить компенсационные платежи всем, кто жил в зараженной зоне;
г. понизить законодательно установленный порог предельно допустимой концентрации радиоактивных веществ.
13. Укажите, какие из нижеперечисленных процессов можно отнести к национализации, денационализации, приватизации, деприватизации:
а. возвращение с санкции государства усадьбы на Балтийском побережье прежним владельцам;
б. распродажа и безвозмездное распределение акций;
в. возвращение собственности прежним владельцам усадьбы;
г. указ о повсеместной передаче земли в собственность государству;
д. отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции.
14. Если какое-либо имущество взять в аренду, то арендатор:
а. потенциальный собственник;
б. распоряжается потребительной стоимостью имущества;
в. полный собственник;
г. распоряжается ценностью данного имущества (может продать его или подарить);
д. владелец этого имущества;
е. данное имущество бесхозное;
ж. все ответы неверны.
Литература
Основная литература
1. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика учебник / Галина Петровна Журавлева, Николай Александрович Поздняков, Юрий Александрович Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 с.
Дополнительная литература
2. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика учебник / под общ ред. А.В. Сидоровича.-2-е изд, перераб и доп. М.: Дело и Сервис, 2010.-624с.
3. Сажина М. А. Экономическая теория учебник / Муза Аркадьевна Сажина, Георгий Георгиевич Чибриков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ, 2012. - 608 с
4. Микроэкономика: бакалавр электронный учебник / под ред. А. Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).