Б) для студентов очно-заочной формы обучения. Семинар 1. (Тема 1: Экономическая теория как наука; Тема 2: Общие закономерности экономического развития)

Семинар 1. (Тема 1: Экономическая теория как наука; Тема 2: Общие закономерности экономического развития)

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет экономической теории: эволюция взглядов. Современная трактовка предмета экономической теории.

2. Система экономических наук и место в ней экономической теории. Экономическая теория и экономическая политика.

3. Общие проблемы экономического развития. Потребности и способы их удовлетворения.

4. Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора. Альтернативная стоимость.

5. Кривая производственных возможностей. Понятие экономической эффективности.

Выполнение тестов (см. «Фонд оценочных средств по дисциплине «Экономика»).

Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8, ПК-18.

Семинар 2. (Тема 3: Типы экономических систем. Тема 4: Рыночная экономическая система)

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика основных типов экономических систем и принципов их функционирования.

2. Собственность: экономическая и юридическая трактовка. Многообразие форм собственности в современной экономике.

3. Модели осуществления перехода к рыночной экономике: градуализм и «шоковая терапия». Экономические реформы в России на рубеже ХХ - ХХI веков.

4. Сущность и функции рынка. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура.

5. Модель кругооборота товаров, денег и ресурсов в рыночной экономике.

Выполнение тестов (см. «Фонд оценочных средств по дисциплине «Экономика»).

Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-16, ПК-18, ПК-19.

Семинар 3. (Тема 5: Общие основы рыночного механизма. Тема 6: Предпринимательство и его формы. Фирма в рыночной экономике)

(предполагает как форму дискуссии, так и форму практического занятия)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие рыночного механизма и его элементы. Взаимосвязи между спросом, предложением и ценой. Условие рыночного равновесия.

2. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности.

3. Сущность предпринимательства. Организационно-правовые формы предприятий.

3. Понятие издержек производства. Принцип альтернативных затрат. Виды издержек производства. Взаимосвязь объемов производства и издержек.

5. Результаты предпринимательской деятельности. Прибыль. Формы прибыли. Подходы к максимизации прибыли.

Выполнение тестов (см. «Фонд оценочных средств по дисциплине «Экономика»).

Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-16, ПК-18, ПК-19.

Семинар 4. (Тема 7: Модели рыночных структур. Тема 8: Рынки ресурсов и доходы)

Вопросы для обсуждения:

1.Общая характеристика рынка «совершенной» («чистой») конкуренции и монополистической конкуренции.

2.Особенности поведения фирм в условиях олигополии.

3.Монополизация рынка. Источники и формы монополизма. Понятие чистой монополии. Естественная монополия. Особенности поведения фирмы - монополиста.

4. Особенности функционирования рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Сущность и основные формы заработной платы. Факторы, влияющие на ее величину.

5. Рынок капитала и процент. Факторы, влияющие на величину процента.

6. Рынок земли. Особенности земли как фактора производства. Проблема землевладения и землепользования. Земельная рента. Цена земли.

Выполнение тестов (см. «Фонд оценочных средств по дисциплине «Экономика»).

Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-16, ПК-18, ПК-19.

Семинар 5. (Тема 9: Национальная экономика: макроэкономические параметры. Тема 10: Макроэкономическая нестабильность: цикличность, безработица, инфляция)*

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и структура национальной экономики. Основные показатели развития национальной экономики, используемые в системе национальных счетов, и взаимосвязь между ними.

2. Экономический рост как обобщающий результат функционирования национальной экономики и его измерение. Типы, факторы, последствия экономического роста.

3. Понятие и причины цикличности экономического развития. Виды экономических циклов. Фазы цикла. Антициклическая политика государства: цели и инструменты.

4. Безработица как социально-экономическое явление, причины ее возникновения и основные виды. Социально-экономические последствия безработицы.

5. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия. Антиинфляционная политика государства.

Выполнение тестов (см. «Фонд оценочных средств по дисциплине «Экономика»).

*Примечание: Занятие проводится в форме метода кейс-стади- обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.

Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-16, ПК-18, ПК-19.

Семинар 6. (Тема 11: Роль государства в экономике. Государственный бюджет и налоги. Тема 12: Мировая экономика и современные международные экономические отношения: основные понятия)*

Вопросы для обсуждения:

1. Причины и границы вмешательства государства в современную экономику. Основные направления макроэкономической политики государства.

2. Понятие государственного бюджета. Проблема сбалансированности бюджета: доходы и расходы, дефицит и профицит бюджета. Государственный долг.

3. Понятия налога и налоговой системы. Виды и функции налогов в современной экономике.

4. Современные тенденции развития мировой экономики. Глобализация экономики.

5. Основные формы и субъекты международных экономических отношений.

6. Россия в системе мирохозяйственных связей.

Выполнение тестов (см. «Фонд оценочных средств по дисциплине «Экономика»).

*Примечание: Семинарское занятие проводиться в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.

Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-16, ПК-18, ПК-19.

Наши рекомендации