III - Национальный капитализм 30 – 50 годы XX века

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЕ СТРАН МИРА В 20 - 30-е ГОДЫ XX ВЕКА

20 - 30-е гг. XX века занимают свое вполне определенное место в мировой и отечественной истории. Именно в это время складывается новая геополитическая и экономическая ситуация в Европе, происходит окончательный выбор модели общественного развития СССР. Крупнейший за всю историю капитализма экономический кризис (1929-1933) породил активный теоретический и практический поиск новых форм экономических и социальных отношений. А в результате прихода к власти в Германии фашистского режима формируется механизм для подготовки к новой мировой войне. Политическую и экономическую ситуацию в Европе после окончания первой мировой и гражданской войны в России определяли такие основные составляющие, как экономическая разруха в большинстве европейских государств и условия Версальского мирного договора 1919 г., закрепившего результаты первой мировой войны. В соответствии с договором, Германия передавала часть территории соседним государствам, лишалась всех своих колоний, а также прав и привилегий в Китае. Вооруженные силы Германии были ограничены 100-тысячной сухопутной армией, комплектуемой на основе добровольного найма, и не имеющей современных вооружений; всеобщая воинская повинность была отменена. Германия обязывалась возместить в форме репараций убытки, понесенные правительствами стран Антанты. Составной частью Версальского мирного договора стал Устав Лиги Наций - международной межправительственной организации. Целью организации провозглашалось развитие сотрудничества между народами и гарантия их мира и безопасности. Реально же она была призвана охранять послевоенную систему устройства мира. Система послевоенных международных отношений, основанная на диктате стран-победительниц, по признанию политических деятелей того времени, должна была породить новые войны и новые социальные потрясения. Дело в том, что Версальский мирный договор лишь временно ослабил коренные противоречия в мире и в то же время выявил острые разногласия среди стран-победительниц. Явно обделенной чувствовала себя Италия. Сенат США отказался ратифицировать договор из-за нежелания США связывать себя участием в Лиге Наций (где преобладало влияние Англии и Франции). Версальская система в значительной степени была направлена против Советской России, на западных рубежах которой возник так называемый "санитарный кордон". Он включал в себя группу государств с антисоветскими режимами (Польша, Венгрия, Румыния и др.), которой предполагалось играть роль барьера, отделявшего очаг "красной опасности" от европейских демократий. В экономическом плане в 20-е годы происходит стабилизация мировой экономики, которая характеризовалась значительным ростом промышленного производства. Особенно быстро развивалась экономика США и Франции, в то время как Англия топталась на месте.

Возрождение экономики Германии произошло на основе принятого в 1924 г. плана Ч. Дауэса. Этот план предусматривал предоставление Германии займа в 200 млн. долларов. Приток иностранного (в основном американского и английского) капитала дал Германии возможность уже к 1927 г. по важнейшим экономическим показателям обогнать Англию и Францию, регулярно выплачивать репарации. К 1929 г. уровень мирового промышленного производства по сравнению с 1913 г. увеличился в полтора раза. Существенные изменения произошли в структуре производства. Бурно развивались, новые отрасли: химическая, автомобильная, авиационная. Широко распространялась конвейерно-поточная система производства, давшая возможность резко повысить производительность труда. Однако достигнутые успехи были непрочными. Быстрый подъём экономики привел к её "перегреву". Рынок товаров оказался перенасыщенным, а финансовая система не готовой к быстро изменившимся условиям.

В результате к концу 20-х гг. разразился мировой экономический кризис, имевший долговременные последствия. Характеризуя международную обстановку в 20-е гг. следует также отметить, что, несмотря на враждебность мировых держав к советскому государству, уже отмеченная противоречивость их интересов препятствовала созданию действенной антисоветской коалиции и, тем более, осуществлению военной интервенции. Хотя меры экономического и дипломатического давления советскому государству приходилось ощущать постоянно.

Кроме того, уже с начала 20-х гг. советскому руководству пришлось отказаться от надежды на скорую всемирную социалистическую революцию и помощь мирового пролетариата.

Необходимо было искать и использовать внутренние возможности выхода из острого кризиса, охватившего практически все стороны экономической и политической жизни советского общества к началу 20-х гг. и являвшегося следствием разрухи и дезорганизации производства, возникших в результате первой мировой и гражданской войн, и, отчасти, определенным итогом политики "военного коммунизма". Было уничтожено около четверти национального богатства, большая часть промышленности парализована.

Деревня открыто выражала недовольство политикой продразверстки, всевозможными реквизициями. Недовольство крестьянских масс проявилось в 1920-1921 гг. многочисленными антисоветскими выступлениями (особенно на Украине, Тамбовщине, Сибири).

Экономический кризис привел к сокращению продовольственных пайков в январе 1921 г., за которыми доследовали забастовки на ряде промышленных предприятий, в том числе в Москве и Петрограде. 1 марта 1921 г. восставший гарнизон Кронштадта.

В основе этого выступления лежало не только недовольство продразверсткой, но и в целом политикой правящей партии. Матросы выдвигали лозунги: "Власть Советам, а не партиям", "Да здравствуют Советы, но без коммунистов". Кризис поразил и РКП (б). Появились течения, критиковавшие сложившуюся в партии линию к преобладанию военных, бюрократических, недемократических методов руководства.

Кризис формирующейся советской системы угрожал большевикам потерей власти: он требовал коренного изменения социально-экономической политики, отказа от "военного коммунизма", перехода от гражданской войны к общенациональному согласию.

Обсуждение проблем выхода из кризиса,, перехода экономики на нормальные условия развития началось уже в 1920 г. На Х съезде РКП (б) (март 1921 г.) принимается решение о замене продразверстки продовольственным налогом - первый шаг к новой экономической политике (НЭП). Как социально-экономическое явление, НЭП представлял собой комплекс мер, направленных на демократизацию экономической политики партии и проявившихся в изменении отношения к деревне, в поощрении торговли и обмена, в стабилизации финансово-денежной системы, в восстановлении производства, в придании ему большего динамизма и эффективности. Как реальный хозяйственный курс, НЭП обрел форму во второй половине 1921 г. Были изданы декреты, которые стимулировали развитие кустарной и мелкой промышленности. Происходила частичная денационализация мелкой промышленности. Экономически реформа заключалась также в попытке изменения отношения к управлению национализированной промышленностью на принципах хозяйственного и коммерческого расчета, расширения самостоятельности и инициативы предприятий, ослабления централизации. Чрезвычайно важным событием явилось проведение в 1922-24 гг. финансовой реформы и появление в стране твердой денежной единицы (червонца). В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит. В целях скорейшего восстановления сельского хозяйства было разрешено применять наемный труд, сдавать землю в аренду. На селе стали возрождаться различные формы кооперации. На базе НЭПа, в целом, успешно проходило восстановление народного хозяйства, производство продукции тяжелой промышленности в 1925 г. достигло 50 % довоенного уровня и в 1927г. превзошло его. В этом же году сельское хозяйство произвело продукции больше, чем до воины. Наполнился потребительский рынок, улучшилась жизнь людей, отступил голод. НЭП позволил стабилизировать ситуацию политически: прекратились мятежи и восстания, произошел переход от гражданской войны к миру. С переходом к НЭПу происходит определенная либерализация политического режима. Были значительно сокращены (в 10 раз) вооруженные силы, ослабла система принуждения, происходило "оживление" Советов, которые в годы гражданской войны превратились в простых исполнителей партийных решений. Однако процесс этот не был последовательным.

Допустив многообразие форм деятельности в экономике, правящие силы попытались компенсировать это в общественно-политической сфере. Сохранились конституционные положения о лишении политических прав, права участия в выборах отдельных категорий граждан. Крайне негативным было отношение руководителей страны к существованию политической оппозиций.

Ююю.На Х съезде РКП (б), в самом начале НЭПа, был специально поставлен вопрос об усилении борьбы с меньшевиками, эсерами, анархистами. Их обвиняли в организации "эсеро-кулагского бандитизма", в Кронштадском мятеже и т.д. Летом 1922 г. в Москве прошел открытый судебный процесс над лидерами эсеров, участились случаи арестов меньшевиков. В целом, по мнению специалистов по этой проблеме, эсеры в 1923 г. и меньшевики в 1924 г. на территории СССР перестали существовать как организованная политическая сила.

К 1928 г. относится факт ликвидации последней группы анархистов на территории страны. Руководство большевиков боролось не только против оппозиционных партий - оно не хотело мириться и со свободомыслием беспартийной творческой интеллигенции, считая её распространительницей буржуазных взглядов.

Так, осенью 1922 г. за границу эмигрировали около 200 видных представителей русской науки и культуры.

Большое влияние на общественно-политическое развитие страны в 20-е годы оказывала внутрипартийная борьба, которая включала в себя два основополагающих момента: 1) личное соперничество руководства большевиков за власть (особенно после смерти в январе 1924 г. В. И. Ленина), 2) разное понимание ими проблем строительства нового общества. В руководстве РКП(б) (с 1925 г. - ВКП(б)) в 20-е гг. существовало три приблизительно равных по влиянию течения.

Левые, (сторонники Троцкого), считали, что полное построение социалистического общества в СССР, отсталой в технико-экономическом отношении стране, возможно лишь в результате победы социалистической революции на Западе. После её свершения пролетариат Запада поможет осуществить индустриализацию в России и на её основе построить социализм. В социально-экономической области левые выступали за усиление централизованного планирования, за более быстрые темпы развития промышленности (во многом за счет сельского хозяйства), за. ограничение частного капитала.

Правые (лидер - Бухарин) полагали, что возможно построение социализма в одной стране. Чтобы добиться этого необходимо было не обострять отношения с крестьянством; более терпимо относиться к мелкому частному капиталу; плановая политика, по их мнению, не должна быть чрезмерно жесткой; крестьян следовало вовлекать в социализм через сбытовозакупочную кооперацию и не спешить с кооперацией производственной (колхозы).

Сталин лавировал между этими двумя течениями в зависимости от ситуации в партии и в стране. На протяжении 1921-1926 гг. Сталин поддерживал социально-экономическую линию правых.

А со второй половины 20-х гг. он начинает все больше склоняться к левым позициям. В практическом плане Сталину, опиравшемуся на партийный аппарат и использовавшему закулисные интриги, обман, демагогию, удалось сначала при активной помощи Каменева и Зиновьева дискредитировать Троцкого, затем, опираясь на Бухарина и Рыкова, оттеснить Каменева и Зиновьева, а к концу 20-х гг. при помощи Орджоникидзе, Куйбышева, Ворошилова и других победить правых.

В стране устранялись последние препятствия на пути к авторитарному режиму. Характеристика общественно-политического развития страны в 20-е годы была бы неполной без анализа проблем национально-государственного строительства и отношений страны с внешним миром.

К концу гражданской войны и иностранной военной интервенции формируется территория связанных военно-политическим союзом советских республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская советские республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики. В большинстве этих государственных образований у власти находились национальные коммунистические партии, входившие в состав единой РКП(б). В 1921-1922 гг. началось экономическое и политическое объединение советских государств в федеративный союз. Оно проходило в форме заключения соглашений и союзных договоров между РСФСР и другими республиками. Однако эта система оказалась недостаточно эффективной.

В августе 1922 г. ЦК РКП(б) создал специальную комиссию для подготовки предложений по вопросу о федеративных отношениях между РСФСР и другими советскими государствами.

Комиссия под руководством Сталина предложила включить советские государства в состав РСФСР на правах автономных республик (план "автономизации"). Это предложение было холодно встречено руководством большинства республик, не желавшим лишаться реальной власти. В этих условиях Ленин отверг сталинский проект и настоял на принятии образования федерации равноправных советских государств и соблюдения их суверенных прав.

В декабре 1922 г. на I съезде Советов РСФСР, Белоруссия, Закавказская Федерация (объединившая в марте 1922 г. Азербайджан, Армению, Грузию), Украина, подписав Союзный договор, образовали СССР. В 1922-24 гг. продолжалась разработка основ государственного устройства СССР, которые после многочисленных дискуссий были зафиксированы в Конституции СССР, принятой 31 января 1924 г.

Оценивая процесс нормирования СССР, нельзя сказать, что было найдено лучшее из всех возможных решений. Далеко не все вопросы национально-государственного строительства удалось решить так, чтобы удовлетворить всех.

Немало поспешного, недостаточно взвешенного проявилось и в вопросах о формах государственного устройства тех или иных народов, в решении территориальных вопросов. В результате СССР стал больше походить на унитарное государство, нежели на союз суверенных республик, как задумывалось первоначально.

Наряду с решением внутренних задач партийно-государственное руководство пыталось развивать отношения и с внешним миром. В течение 20-х гг. Советский Союз сумел, в основном, преодолеть дипломатическую изоляцию, добился дипломатического признания со стороны большинства развитых индустриальных государств.

Из великих держав только США не установил в этот период дипломатических отношений с СССР, отказываясь вести какие-либо переговоры до выплаты долгов и компенсации за национализированное имущество.

В 20-е гг. СССР стал проводить всё более активную политику в отношении азиатских стран, прежде всего, пограничных. Были подписаны договоры о дружбе, а также различные экономические соглашения с Афганистаном, Ираном, Турцией. В мае 1923 г. устанавливаются дипломатические и консульские отношения с пекинским (центральным) правительством Китая.

В то же время необходимо отметить, что советскую внешнюю политику в 20-е гг. определяли два противоречивых фактора. С одной стороны, национальные интересы требовали мирного сосуществования с зарубежными государствами; с другой - советское руководство, направляя деятельность Коминтерна, продолжало думать (хотя и не так явно, как раньше) о мировой революции, что затрудняло контакты с мировым сообществом, вызывало его недоверие (1924 г. -разрыв дипломатических отношения с Англией; 1929 г. - советско-китайский конфликт).

Таким образом, общественно-политическое развитие советского государства в 20-е гг. не было адекватно экономическим преобразованиям. Экономическая реформа не сопровождалась глубокой реформой советской "военно-пролетарской" политической системы, не произошло и подлинной демократизации, правящая партия продолжала властвовать методами командования, подавления инакомыслия.

А вхождение СССР в мировое сообщество было неполным и непрочным. Завершение к концу 20-х гг. восстановительных процессов, остро поставило вопрос о путях последующего развития, а в конечном итоге - и о дальнейшей судьбе НЭПа. К этому времени начали ясно вырисовываться противоречия нэповской модели общественного развития. Прежде всего, из-за недостатка капиталовложений становилось невозможным поддержание высоких показателей развития промышленности. В результате нарастало экономическое, а соответственно, и военное отставание СССР от передовых западных стран.

Поэтому уже с середины 20-х гг. советское руководство пошло по пути все большей централизации имевшихся в стране финансовых и материальных ресурсов для развития, прежде всего тяжелой промышленности. С этого времени набирает силу политика вытеснения частного капитала из промышленности и торговли при помощи налогового пресса, повышения ставок кредитной платы, судебных преследований.

В экономике боролись рыночные и командно-административные тенденции. Естественно, что длительное лавирование между рынком и директивой было невозможным. Падение хлебного экспорта (3 млн. т в 1926/27 гг., 344 тыс. т в 1927/28 гг. и почти ничего в 1929 г.) было чревато сокращением ввоза оборудования, которое закупали за границей в основном на доходы от экспорта.

Поскольку ставка на индивидуальные крупно товарные хозяйства отвергались, то у власти оставалась один путь -развертывание товарных коллективных хозяйств.

В коллективизации было и еще одно привлекательное для власти обстоятельство: десятки тысяч колхозов было проще поставить под административный контроль, чем миллионы индивидуальных крестьянских хозяйств, легче изъять "излишки" для проведения индустриализации.

Нарастало также неприятие НЭПа со стороны многих рядовых членов партии (особенно рабочих "от станка"), крестьянской бедноты, партийных и советских функционеров. Указанные противоречия нэповской модели в конечном итоге привели к слому- НЭПа в конце 20-х гг. и осуществлению стратегии форсированной индустриализации в 30-е годы.

В третье десятилетие XX в. мир вошел в условиях самого сильного, затяжного и разрушительного кризиса, который начался в 1929г. и закончился в 1933 г. Его всеобщий характер проявился в том, что он поразил все без исключения капиталистические страны, и охватил все сферы хозяйства. Кризис отбросил капиталистическую экономику к началу XX в. Общее сокращение промышленного производства составило 38 %, в сельском хозяйстве - 1/3, в торговле - 2/3.

Выход из кризиса затрудняли монополии, резко сократившие производство ради сохранения высоких цен на продукцию. Это вызвало уменьшение спроса на сырье и оборудование, снижение платежного спроса населения, небывало высокий уровень безработицы.

В начале 30-х гг. рабочий класс пережил не только относительное, но и абсолютное обнищание. Общее число полностью безработных составляло 26 млн. человек, что вызвало во всех ведущих странах движение безработных. Одновременно усилилось демократическое и национально-освободительное движение. В рядах буржуазии возросло стремление к сильной власти. Ореол неограниченной свободы частной инициативы и предпринимательства несколько померк. Определяющим направлением стало усиление государственного вмешательства в экономику и социальные отношения, причем конкретный вариант государственно-монополистического регулирования определялся спецификой развития страны.

Наиболее яркими оказались альтернативные курсы Рузвельта и Гитлера. Франклин Рузвельт опирался на теорию английского экономиста Кейнса, предлагавшего поддерживать эффективный спрос и полную занятость за счет увеличения государственных расходов на расширение общественных работ, инфляционной налоговой политики, балансирования бюджета, ограничения заработной платы рабочих, регулирования занятости.

США начали выходить из кризиса на основе "нового курса". Рузвельт объявил себя сторонником простых американцев и стал осуществлять политику смелого экспериментирования и решительных действий. Он запретил вывоз золота, серебра и бумажных денег из страны; ввел мораторий на задолженность фермеров, доведенных до отчаяния; расширил социальное страхование; ввел дешевое гражданское строительство; отменил сухой закон и ввел большой федеральный налог на продажу алкоголя. Энергичные меры были предприняты для помощи, безработным и голодающим "казна выделила для специально созданной службы ФЕРА 500 млн. долларов. "Мозговой трест" нового президента видел выход из кризиса в перераспределении доходов, в защите народа от верхушки общества. Центральное место в системе реформ "нового курса" занял Закон о восстановлении промышленности - НИРА, нацеленный на контроль экономики и трудовых отношений. Регулирование промышленности во имя всеобщего блага осуществлялось с помощью кооперации между предпринимателями; сотрудничества между рабочими и работодателями; выработки норм производства и сбыта, минимальной заработной платы и максимальной продолжительности рабочего дня; определения уровня товарных цен и условий коммерческого кредита; устранения разрушительной конкуренции, ведущей к сокращению инвестиций и занятости. Беспрецедентная в истории США серия реформ оживила хозяйственную деятельность. Экономика страны прошла фазу кризиса: число банкротств промышленных кампаний в 1934 г. снизилось вдвое по сравнению с 1929 г.; увеличилось количество рабочих мест; по сравнению с 1933 г. на 1/4 вырос национальный доход; различные слои населения, хотя и не все одинаково, испытали материальное облегчение, произошло ослабление монополий вследствие создания множества мелких предприятий и банков. В обществе был создан психологический перелом, позволивший пережить еще один кризис в 1937-1938 гг. А усиление и расширение среднего класса обеспечило Рузвельту победу на очередных президентских выборах, несмотря на то, что проблем в США в конце 30-х гг. не стало меньше.

Если вмешательство Рузвельта в экономику носило ограниченный характер, так как основную долю американской собственности составлял частный сектор, то вмешательство нового рейхсканцлера Германии Гитлера приобрело всепоглощающий характер. Победив на демократических выборах в условиях недовольства общества, Гитлер стал осуществлять огосударствление всех сторон общественной жизни, сверхцентрализацию в управлении страной.

"Новый порядок" Гитлера, в отличие от "нового курса" Рузвельта, ориентировался на милитаризацию экономики, поддержку монополий, жесткое социальное нормирование и протекал на фоне ярого шовинизма, расизма, в рамках однопартийной системы.

В течение 1933-1934 гг. в Германии шел процесс консолидации нацистской системы. Правительство было выведено из-под контроля парламента (рейхстага). Оно получило право издавать законы, в том числе изменяющие конституцию. Были распущены или само ликвидировались все нефашистские организации и политические партии, унифицирована и поставлена под контроль пресса.

Местные органы власти превратились в послушный инструмент фашистской диктатуры. Завершающим актом в реорганизации политической, юридической и административной структуры страны стало сосредоточение после смерти Гинденбурга 2 августа 1934 г. функций президента в руках Гитлера.

Эти процессы облегчили централизацию экономической мощи в руках государства и верхушки монополистического капитала.

В принудительном порядке объединялись предприятия различных отраслей, делившиеся на 7 главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремесла, торговли, транспорта, банковского и страхового дела.

Имперские группы, как и окружные экономические палаты, назначались министром экономики из числа крупнейших промышленников и банкиров.

Новые органы управления создавали и распускали промышленные объединения, регулировали распределение заказов, кредитов, сырья, объемы производства и уровень цен. Причем, 80 % всех инвестиций направлялось в военные отрасли.

Огромные средства государство направляло на исследования в области синтетического горючего, каучука, алюминия в целях создания собственной базы сырья.

В милитаризации экономики фашистский режим видел не только основу для реванша итогов первой мировой войны, но и важнейший фактор своей стабилизации.

Как и другие фашистские страны, Германия избежала второго мирового экономического кризиса в 30-е гг.

Директивное планирование, сверхцентрализованное управление дали результаты: к 1935 г. тяжелая промышленность Германии достигла до кризисного уровня, а в 1939 г. превзошла его почти в 1,5 раза.

Военные расходы возросли в 10 раз и составляли 58 % бюджета. В 1936 г. был объявлен "четырехлетний план" подготовки экономики и армии к войне.

Его генеральный уполномоченный Г. Геринг получил диктаторские права: его распоряжения имели силу закона.

В то же время, производство предметов потребления не достигло уровня 1928 г., так как предприятия, не попавшие в число "решающих" и "важных", переживали серьезные трудности.

Хозяйственная структура страны была деформирована. В то время, как США и другие западные страны насыщали с середины 30-х гг. потребительский рынок приемниками, автомобилями, мотоциклами, первыми холодильниками и стиральными машинами.

Германия первой наладила производство металлического урана, продвинулась далеко вперед на пути открытия ядерной цепной реакции.

Важные сдвиги произошли в структуре германского общества. Значительная часть буржуазии, не связанная с военными наказами, стала играть второстепенную роль в жизни страны.

Не осуществились обещания нацистов "оздоровить среднее сословие". Подавляющая масса трудящихся лишилась завоеванных многолетней борьбой демократических прав и свобод.

Сложилась система внеэкономического принуждения, лишавшая квалифицированных рабочих свободы передвижения и трудоустройства, увеличившая накануне войны рабочий день до 10-14 часов. Для юношей и девушек 18-25 лет была введена трудовая повинность.

Общим итогом 30-х гг. для Германии явился механизм тоталитарной диктатуры, подготовившей общество к агрессивной войне в целях мирового господства. При всем различии политических курсов Франклина Рузвельта и Адольфа Гитлера их объединяют два направления - антисоветизм и антикоммунизм, активно внедрявшиеся в идеологические конструкции не только этих, но и других западных стран.

Этому способствовали нашумевшие в мире политические процессы, проходившие в СССР.

В 30-е гг. наша страна много строила, готовила кадры, вкладывала средства в развитие фундаментальной науки. Благодаря таланту ученых, инженеров, рабочих были быстро спроектированы и построены такие гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий угольно-металлургические комбинаты. Запорожский "Азовсталь", Московский метрополитен, признанный лучшим в мире.

В 1932 г. в СССР началось крупномасштабное производство синтетического каучука - на 6 лет раньше, чем в Германии, опережавшей в этом направлении другие страны.

Был налажен массовый выпуск самолетов, грузовых и легковых автомобилей, тракторов, комбайнов.

В период довоенных пятилеток (1929-1941) СССР совершил такой рывок в создании тяжелой промышленности, который позволил создать потенциал одного уровня с самыми развитыми странами по отраслевой структуре, техническому оснащению, возможностям производства всех видов продукции.

СССР обеспечил свою экономическую самостоятельность, заложил основу для победы в экономическом противоборстве с фашистской Германией в годы второй мировой войны.

В конце 30-х гг. СССР занимал по абсолютным объемам промышленного производства второе место в мире, уступая лишь США.

Значительно сократилось отставание от индустриальных стран по производству промышленной продукции на душу населения.

Более однородной стала социальная структура общества, в 1928-1940 гг. были достаточно высокими по сравнению с другими странами мира реальные темпы развития промышленности, хотя они оказались ниже, чем в годы НЭПа.

В то же время, не получили должного развития легкая и пищевая отрасли.

Индустриализация достигалась высокой ценой - уровень жизни населения оставался низким в сравнении с развитыми странами, хотя и несколько вырос к концу 30-х гг. В 30-е гг. решались многие вопросы не только хозяйственного, но и культурного строительства, образования и здравоохранения, ликвидации безработицы, поощрялся добросовестный, самоотверженный труд, распространялся передовой опыт.

В середине десятилетия активно разрабатывались различные формы морального и материального стимулирования передовиков. Это совпало с отменой карточной системы и появлением товаров в магазинах. Однако достижения во всех сферах жизни советского общества могли быть значительно выше, если бы не режим личной власти Сталина, который формировался на протяжении предшествующего десятилетия.

Будучи Генсеком РКП (б) с 1922 г:, Сталин занимался кадровыми вопросами и получил возможность опираться на средний слой партийных работников - секретарей обкомов и крайкомов партии.

Помогли создать культ личности Сталина непосредственные исполнители его воли - Молотов, Мехлис, Микоян, Хрущев, Ворошилов, Ежов и др.

Большую роль в восхождении Сталина на вершину пирамиды власти сыграла пропаганда его образа как непогрешимого вождя, сопровождавшая советских людей с детских лет до старости.

Обеспечивая себе место вождя в советской стране, Сталин настойчиво эксплуатировал социалистическую идею и авторитет Ленина. Он присвоил право популяризировать ленинские идеи, искажая и упрощая их.

С помощью Зиновьева, Каменева и других, Сталин "замолчал" отрицательные характеристики Ленина в свой адрес и его предложение переместить Генсека на другой, менее значимый пост.

После смерти Ленина в результате массовых призывов изменился количественный и качественный состав партии, так как её размывали изнутри случайные, карьеристки настроенные люди.

Немаловажную роль в формировании режима личной власти Сталина сыграли карательные органы советского государства, юридические основы для работы которых были созданы в конце 20-х гг.

Введение в действие первой главы 58 статьи Уголовного кодекса РСФСР "Преступления государственные" в 1927 г. позволило организовать политические процессы. Первым стал шахтинский в 1928 г. Он вписался в начавшуюся работу по свертыванию НЭПа. Затем последовала серия процессов - над Промпартией в 1930 г., над меньшевиками в 1931 г., над специалистами фирмы "Метрополитен -Виккерс" в 1933 г.

Общими чертами политических процессов являлись:

отсутствие доказательств вины подсудимых,

ссылки на их собственное признание; инициирование процессов органами ОГПУ;

обвинение, в основном, технической и научной интеллигенции.

Эти черты проявились и при проведении московских процессов "в 1935-1938 гг., направленных против большевистского руководства, военных кадров, руководителей народного хозяйства, общественных организаций и т.д.

Рискуя не только свободой, но и жизнью, часть членов партии критиковала и осуждала Сталина за насильственные методы коллективизации и завышенные темпы индустриализации, за ничем не оправданные человеческие жертвы.

Недоверие Генсеку выразили 270 делегатов XVII съезда партии при голосовании за список Центрального Комитета.

Были и отдельные группы недовольных партийцев, например

"союз марксистов-ленинцев" под руководством М.Н. Рютина, открыто призывавший к свержению Сталина; группа советских и партийных работников во главе с С.И. Сырцовым и В.В. Ломинадзе;

группа наркомов - А.А. Смирнова, Г.В. Толмачева, Н.В. Эйсмонта.

На июньском (1937 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) член ЦК И.А. Пятницкий и нарком здравоохранения Г.Н. Каменский потребовали прекращения репрессий и смещения Сталина.

К мировому общественному мнению взывали дипломаты Ф.Ф. Раскольников и А.Г. Бармин, не вернувшиеся на Родину. Большое мужество проявили отечественные ученые, выступавшие с объективными оценками экономики страны. В 30-е гг. в ЦСУ СССР велась работа по сравнению достижений США и СССР, которая выявила отставание СССР в 4,5 раза.

Лишь к началу 40-х гг. удалось вывести сельскохозяйственное производство на уровень 1928 года. Тяжелое состояние отрасли объясняется тем, что в годы второй пятилетки завершилась сплошная коллективизация, подорвавшая устойчивость сельского хозяйства. Другая причина кризиса связана с форсированной индустриализацией, которая, как и в начале XX в., в значительной мере осуществлялась за счет деревни.

Кульминация репрессий пришлась на 1937-й год, когда уже была принята Конституция СССР, содержавшая положения о построении социалистического общества и полной ликвидации эксплуататорских классов.

Об отсутствии организованной оппозиции в партии и стране Сталин заявлял и раньше, на XVII съезде РКП (б).

Однако сразу после съезда и особенно после убийства С.М. Кирова 1 декабря 1934 г. начались массовые расстрелы коммунистов и беспартийных. Многие советские люди стремились сделать для своей страны как можно больше полезного, искренне веря в чистоту моральных устоев нового общества и стойко преодолевая трудности в построении социализма.

Сталин использовал это настроение общества для реализации своего тезиса об обострении классовой борьбы в условиях строительства социализма.

Расправляясь с инакомыслящими, он опирался на широкую поддержку масс, убежденных в виновности "врагов народа".

Масштабы политических репрессий точно не установлены. Официальные цифры колеблются от 3,8 млн. до 4,2 млн. человек. Исследования статистических данных тюрем и лагерей показывают, что число арестованных в СССР доходило до 1 % населения в год и за все годы Советской власти через лагеря прошли 12 млн. человек.

Альтернативные подсчеты расходятся в очень большом диапазоне. Называют от 6-8 до 80 млн. - последняя цифра вошла в книгу Гиннесса.

Она стала результатом анализа всей демографической ситуации в стране и учитывает не только прямые потери населения в мирное время, но и недорождаемость в результате войн, эпидемий, стихийных бедствий. В любом случае нельзя умалить ужаса репрессий, унесших жизни людей разных сословий и политических взглядов - служащих, интеллигентов, рабочих, крестьян; коммунистов, эсеров, меньшевиков, кадетов и др.

Все процессы в советском обществе протекали противоречиво.

Одновременно с репрессиями против старых кадров проявлялась забота о подготовке ученых, инженеров, педагогов, творческой интеллигенции.

Шло приобщение народа к отечественной и мировой культуре. Открывались музеи, библиотеки, кинотеатры.

Страна боролась с неграмотностью - в 1934 г. было введено всеобщее начальное образование.

Партийные организации воспитывали в каждом коллективе энтузиазм, интерес к общественным делам, высокие нравственные черты, чувство патриотизма. В то же время, двойная мораль разлагала партийное и государственное руководство.

Конституция 1936 г. являлась по оценкам юристов, самой демократической конституцией того времени. Однако она носила во многом декларативный характер.

Социализм, который должен был раскрепостить личность, в сталинском варианте государственного социализма привел к её де индивидуализации.

В 30-е гг. произошло попятное движение в сравнении с 20-ми гг. в государственном строительстве: заметно ослабла роль Советов; усилились бюрократические методы в государственном руководстве; партия окончательно превратилась в государственную структуру.

Тормозом в развитии страны явился отказ от демократических элементов общественной жизни -оппозиции, дискуссии, многопартийности.

В конечном итоге социализм оказался сродни тоталитаризму, при котором государство осуществляет полный контроль над всеми областями жизни общества.

Внешнюю политику советское руководство строило исходя из общих тенденций международного развития, сложившихся в начале 30-х гг. обострения международной обстановки, нарастания сил реваншизма и войны, движения мира к новой войне. В этих условиях СССР проводил активную деятельность, направленную на борьбу с фашистской агрессией и создание системы коллективной безопасности в Европе.

Практическими шагами на этом пути явилось установление в 1933-1935 гг. дипломатических отношений с США, Испанией, Уругваем, Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией, Албанией, Бельгией, Люксембургом и Колумбией.

Все это свидетельствовало об укреплении международного авторитета СССР и создавало благоприятные условия для активизации его внешнеполитической деятельности.

В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций, а в следующем году были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи.

В 1936 г. был заключён договор с Монгольской Народной Республикой, а в 1937 г. - договор о ненападении между СССР и Китаем. Серьёзным фактором, осложнившим положение СССР, явилось складывание блока агрессивных государств на основе Антикоминтерновского пакта и подписание Мюнхенского соглашения.

Ещё раньше при попустительстве стран Запада стали возможны ремилитаризация Рейнской области, война в Испании и победа в ней фашистского режима, аншлюс Австрии и оккупация Германией территории Чехословакии.

В этих условиях, не продвинувшись в переговорах со странами западной демократии, СССР подписал 23 августа 1939 г. пакт с Германией о ненападении.

"При всем различии оценок, сложившихся по поводу этого договора, очевидно, что он предотвратил возможность создания единого антисоветского фронта. СССР удалось отодвинуть границы от своих жизненно важных центров.

В 1939-1940 гг., уже в ходе второй мировой войны, в его состав вошли Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия, Латвия, Литва и Эстония.

На Дальнем Востоке СССР пришлось военным путем, в сражениях на озере Хасан и в районе Халхин-Гола предотвратить японскую агрессию, имевшую антисоветскую направленность. Закончилась победой и советско-финская война, длившаяся 105 дней, с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г.

Она позволила усилить стратегические позиции СССР на северо-западе, отодвинуть границу от Ленинграда. Однако, эта война нанесла нашей стране политический и моральный ущерб, подорвала её авторитет на международной арене: по требованию ряда стран 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций.

Итак, внешнеполитическая деятельность СССР в 20-30-е гг. носила противоречивый характер.

Методы её осуществления находились в прямой зависимости от изменений международной обстановки и стремления советского руководства любой ценой оттянуть войну.

На этом пути Советскому Союзу удалось достичь ряда крупных успехов: выйти из дипломатической изоляции, установить партнерские и дружественные отношения с пограничными государствами, заключить двусторонние договоры о торговле, ненападении, нейтралитете или взаимопомощи со многими странами мира.

Однако многие задачи, связанные с обеспечением безопасности страны, решить в полной мере не удалось.

И для мира в целом, второе и третье десятилетия оказались неспокойным временем. Определенная стабилизация, достигнутая в 20-е гг. после первой мировой войны, осталась позади уже в конце десятилетия. Во весь рост встали вопросы, которые приобрели долговременный характер. Начался поиск оптимального решения социальных проблем, эффективных хозяйственных механизмов, формирования национальных, идей, адекватных изменяющимся условиям и т.д. Каждая страна выбирала свой путь, ориентируясь на достигнутый уровень развития, специфику и традиции, а также на требования общества. В то же время в 30-е гг. в мире действовала общая тенденция усиления роли государства во всех сферах жизни общества. В капиталистических странах это была реакция на экономические кризисы в СССР, на сложность задач построения нового общества.

IV - Управленческий капитализм 50 – 80 годы XX века

Во время войны произошел крах колониальной системы, оказавший влияние на историю мировой экономики послевоенных лет. Смешанная экономика послевоенных лет. Послевоенный период подтвердил способность капиталистического хозяйства к экономическому росту. Именно в рамках этого хозяйства происходило освоение НТР, повышалась экономическая эффективность производства.

Особенностью послевоенного сектора явилось создание государственного сектора экономики. Это было обусловлено двумя обстоятельствами: . материальными потерями, разрушениями военных лет; государство должно было включиться в процесс восстановления, способствуя своим участием увеличению объемов производства и занятости населения; . начавшейся структурной перестройкой экономики; участие государства как предпринимателя и как регулирующего органа, должно было ускорить этот процесс.

В результате в 1950-1960-х гг. во всех развитых странах складывается смешанная экономика. Во многих странах Западной Европы был принят так называемый неоэтатистский вариант смешанной экономики. Его характерные черты: национализация как главный путь образования государственного сектора, широкое воздействие государства на частное предпринимательство с целью ускорения его научно-технической перестройки и не менее широкий диапазон решаемых государством социальных задач. Страной-лидером названного варианта была Франция. Во второй половине 1940-х гг. во Франции под прямой контроль государства перешли энергоресурсы, сферы страхования, четыре самых крупных депозитных банка, несколько крупных промышленных фирм. Бывшим собственникам национализированных предприятий выплачивалась крупная компенсация, а для управления был полностью сохранен прежний опытный кадровый состав. Краеугольным камнем французской модели экономики стало государственное планирование.

В Великобритании первые акты послевоенного правительства относились к социальной сфере, была установлена прогрессивная шкала налогообложения, пересмотрены налоги на наследуемое имущество и т.п. Только с приходом к власти в 1946 г. лейбористкой партии было признано, что программа обеспечения полной занятости требует проведения национализации. Однако общая долгосрочная промышленная политика не сложилась. Она не проводилась даже применительно к национализированным отраслям, где все ведающие ими управления действовали автономно, не руководствуясь какими-либо задачами общегосударственного значения. В 1960-х гг. премьер-министр Г. Макмиллан выдвинул идею индикативного планирования. Тем не менее, государство не оказывало поддержки предприятиям, участвовавшим в планировании.

США и ФРГ отличало отсутствие политики национализации и системы общегосударственного планирования. США после Второй мировой войны. На протяжении всей войны роль США была главным образом экономической. Военные заказы послужили мощным стимулом для роста американской промышленности. Экономическая помощь европейским странам продолжалась и по окончании войны. Основной вклад в восстановление всего западноевропейского и в особенности германского хозяйства был сделан США, страной, первой вступившей в эпоху НТР и, безусловно, лидирующей на ее первом этапе. В 1950-1970-х гг. она являлась самой экономически сильной в системе мирового хозяйства.

Лидерство определялось по следующим основным показателям: самый большой объем ВВП; самый высокий уровень жизни; самая высокая в мире производительность труда. Главной основой таких выдающихся позиций становится их лидерство в развитии науки. Этому способствовали огромные масштабы финансирования НИОКР и большое сосредоточение научных умов в США.

Структурная перестройка экономики происходила по 2-м основным путям: преимущественное развитие новых отраслей, порожденных НТР (авиакосмическую, производство точных и сложных инструментов, электротехническую, химическую, общее машиностроение), и снижение экономической доли устаревающих отраслей. Они интенсивно перемещались в отдаленные, развивающиеся страны, их продукция замещалась импортом, а также в очень малой степени происходила их научно-технологическая модернизация.

Сложившийся в пользу США технологический разрыв был особенно велик в 1950-е гг., уменьшился в 1960-е гг. и по существу сошел на нет на втором этапе НТР после кризисных потрясений середины 1970-х – начала 1980-х гг.

Послевоенное возрождение Западной Германии. Работа в стране началась с денежной реформы. 1948 г. началась замена рейхсмарок новыми денежными знаками – дойчемарками по сложной программе. В ускорении роста промышленного производства большую роль сыграла помощь по плану Маршалла. Главной составляющей экономического роста считалось допущение свободной конкуренции, и было сделано объявление о свободе цен с ограничением концентрации капитала и образования монополий. Свободная рыночная экономика окончательно оздоровила денежную систему, и в 1958 г. была восстановлена конвертируемость немецкой марки. Циклические и структурные кризисы середины 1970-х – начала 1980-х гг.

Первый после Второй мировой войны мировой циклический кризис вспыхнул в 1974-1975 гг. Он поразил все страны, все отрасли экономики, вызвал огромное падение производства и по разрушительной силе был сравним лишь с «великой депрессией» 1929-1933 гг.

Важнейшей причиной масштабности, глубины экономических потрясений было переплетение циклических кризисов производства с так называемыми структурными кризисами, длительными, подчас хроническими потрясениями отдельных отраслей мирового хозяйства, отраслей ключевых, воздействующих на всю мировую экономику. Особенность структурных кризисов в том, что они возникают в известной мере независимо от движения промышленного цикла, порождаются всей системой международных экономических отношений.

Основу кризисов с середины 1970-х гг. составил энергетический нефтяной кризис. Страны ОПЕК стали диктовать цены на мировом нефтяном рынке, и в 1973-1975 гг. мировой рынок поразил так называемый нефтяной шок. Цены повысились с 1,8 долл. за барелль до 11,5 долл. Во второй половине 1970-х гг. начался медленный выход из кризиса. Источников накопления средств в развитых странах было достаточно, однако инвестиционная активность промышленных компаний оставалась низкой.

Капиталовложения вливались в производство на основе прежних технологий и отраслевых структур, не способных служить действенной основой для высвобождения из кризисов и подлинного промышленного подъема. Уже вырисовывалась необходимость перестройки отраслевой структуры производства, внедрения новых технологий, но пути их были еще неясны.

В результате в начале 1980-х гг. на мировое сообщество обрушился новый циклический кризис. В таких условиях с середины 1980-х гг. начались поиски новых нефтяных месторождений. Была открыта нефть в Северном море, на Аляске и в Мексике. Цены на нефть стали быстро падать, и в 1986 г. 1 баррель нефти стоил 6-7 долл. Подтвердился опыт всех предшествующих лет, свидетельствующий, что экономические кризисы всегда играют конституирующую роль в развитии экономики, дают толчок модернизации производства.

В развитых странах начался переход ко второму этапу научно-технической революции.

Наши рекомендации