Четыре фактора, способствующих возникновению монополий
Каким образом фирма становится единственным поставщиком какого-то товара на рынке? По мнению экономистов, существуют 4 фактора, каждый из которых или их сочетания приводят к тому, что фирма становится монополией. Рассмотрим каждый из этих факторов.
1. Исключительный контроль над важнейшими вводимыми факторами производства.Французская корпорация «Перрье» продает минеральную воду, разлитую в бутылки. Она тратит каждый год миллионы долларов на рекламу уникальных свойств этой воды, утверждая, что вода добывается из минерального источника, возникшего в результате такого благоприятного сочетания геологических факторов, какое было отмечено единственный раз за всю историю этой местности. В штате Нью-Йорк компания Адирондакских безалкогольных напитков предлагает свое изделие, являющееся по существу обычной водопроводной водой, насыщенной углекислым газом. Я не могу определить различия между Адирондакской сельтерской водой и водой корпорации «Перрье». Но для многих потребителей, по мнению которых разница между этими двумя видами воды исключительно велика, не существует удовлетворительного заменителя воды корпорации «Перрье». Монопольное положение фирмы «Перрье» по отношению к этим покупателям является результатом исключительного контроля этой фирмы над невоспроизводимыми ресурсами.
Такое же монопольное положение сложилось и в результате полного контроля фирмы «Де Бирс Даймонд Майнз» над большинством мировых разработок по добыче и поставке необработанных алмазов. В настоящее время качество искусственных алмазов настолько улучшилось, что они нередко вводят в заблуждение даже опытных ювелиров. Но многие покупатели предпочитают приобретать настоящие алмазы. И дело здесь не просто в большей твердости камня и в сверкающем отражении лучей. Люди хотят иметь настоящий бриллиант, а компания «Де Бирс» является именно той компанией, которая их имеет.
Исключительный контроль над ключевыми вводимыми факторами, например ресурсами, не гарантирует постоянства монопольной власти. Например, предпочтение, отдаваемое настоящим алмазам, основано главным образом на том историческом факте, что добытые в копях алмазы действительно когда-то превосходили по качеству искусственные. Но, принимая во внимание, что в конце концов искусственные алмазы стало совершенно невозможно отличить от настоящих, можно утверждать, что вскоре не будет никаких оснований для такого предпочтения. В результате фирма «Де Бирс Даймонд Майнз», контролирующая добычу и поставки на рынок настоящих алмазов, перестанет быть монополией с неограниченной властью. Для производства выпускаемых в настоящее время изделий постоянно разрабатываются новые способы, и исключительность вводимых факторов производства, которая генерирует монополию сегодня, завтра может оказаться утерянной.
2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства.Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах на ресурсы) представляет собой нисходящую кривую, то самый дешевый способ удовлетворить потребности в продукции отрасли заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного продукта в рамках одной фирмы.
Рынок, который с наименьшими затратами обслуживается одной фирмой, носит название естественной монополии. Часто для иллюстрации приводится пример функционирования местной телефонной станции.
3. Патенты.В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью той или иной патентной системы. Патент обычно представляет исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования данного изобретения. Но наряду с выгодами существуют и издержки, связанные с использованием патентов. Соответствующая монополия, как будет показано в дальнейшем, обычно окупает издержки, устанавливая более высокие цены для покупателей Что же касается выгоды, то она достигается за счет осуществления большого числа изобретений, которые без патента внедрить было нельзя Хотя некоторые изобретения и совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий солидных исследовательских лабораторий и затраченных на их разработку средств Если фирме не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки, то у нее нет никакого экономического стимула для проведения дальнейших исследований и разработок При отсутствии патентов конкуренция вынудила бы фирму снизить цену до уровня предельных издержек, и темпы нововведений катастрофически бы снизились Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возмещать издержки на нововведения В Соединенных Штатах срок действия патента составляет в среднем 17 лет. Для одних изобретений этот срок слишком велик, для других — слишком мал Убедительным аргументом в пользу продления срока действия патента является опыт фармакологической промышленности, где на испытание и утверждение лекарства уходит несколько лет, которые также входят в срок действия патента.
4. Государственные лицензии или привилегии.На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии. Например, в зонах отдыха, расположенной в Массачусетсе, ни один ресторан-закусочная не может начать работать без специального разрешения. Администрация этих зон после проведения переговоров с несколькими компаниями останавливает свой выбор на одной из них и затем передает ей исключительное право обслуживания данной территории. Поскольку сам я принадлежу к любителям Биг Маков, я счастлив, что администрация недавно предпочла фирму «Бургер Кинг», отказав фирме «Макдональдс». Но такой выбор может разочаровать многих других покупателей. Ограничение доступа других фирм к торговле в данном месте объясняется просто отсутствием помещений для их торговых точек. В подобных случаях государственная лицензия является первопричиной возникновения монополии, но на самом деле и здесь имеет место эффект масштаба, только проявляется он в другой форме. Государственные лицензии необходимы и на других рынках (например, для таксистов), где эффект масштаба не является важным фактором.
Максимизация прибыли
Поведение фирмы-монополиста обусловлено не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издержками производства.
Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС):
MR = MC.
Дальнейший рост объема выпуска на одну единицу продукции приведет к превышению дополнительных издержек над дополнительным доходом. Если же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении с данным уровнем, то для фирмы-монополиста это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной дополнительной единицы блага.
Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска (рис. 28.1).
Рис. 28.1. Монопольная цена, выпуск и экономическая прибыль в коротком периоде
На рис. 28.1 изображены краткосрочные кривые средних и предельных издержек фирмы-монополиста, а также спрос на ее продукт и предельный доход от продукта. Монопольная фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующий точке, где MR = МС. Затем она устанавливает цену Рм, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ QM. При данных цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу продукции прибыль (Рм - АСМ ). Общая экономическая прибыль равна (Рм - АСМ ) х QM.
Если спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой-монополистом, понижаются, то извлечение прибыли невозможно. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR = МС, понизится ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки (рис. 28.2).
Рис. 28.2. Монопольная цена, выпуск и потери в коротком периоде
Когда фирма-монополист покрывает все свои издержки, но не извлекает прибыль, она находится на уровне самоокупаемости.
В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = = LRMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли.
Максимизация прибыли в долгом периоде показана на рис. 28.3.
Рис. 28.3. Оптимальный выпуск и максимизация прибыли в долгом периоде
Когда фирма-монополист прибыльна, она может рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком, и в долгом периоде.
Фирма-монополист контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая цены, она сокращает при этом объемы выпуска продукции.
В долгом периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде.
P = MC(QE). |
При монополии же, как отмечалось выше, MR(Q) < P(Q). Поэтому при объеме выпуска, максимизирущем прибыль монополиста,
MR = MC < P, | (11) |
т. е. монополист всегда устанавливает цену, превышающую предельные затраты.
Рис. 3. Установление монополистом цены на свою продукцию
Проиллюстрируем эти результаты графически. На рис. 3,аизображены линия спроса на продукцию предприятия-монополиста, кривые его предельной выручки, средних и предельных затрат, а на рис. 3,б - линия общей выручки и общих затрат монополиста. Монополист получает положительную прибыль в интервале объемов выпуска Q1Q2, где линия общей выручки расположена выше линии общих затрат. Своего максимального значения, равного длине отрезка LM, эта прибыль достигает при объеме выпуска QE, когда расстояние между кривыми TR и TC максимально. Заметим, что при выпуске QE наклон кривой TR в точке Lравен наклону кривой ТС в точке М (касательные к кривым ТRи TC в точках L и М соответственно параллельны), т. е. МR =MC. Это можно увидеть и на рис. 3,а, где при объеме выпускаQE кривые MR и MC пересекаются (MR = МС). Итак, фирма-монополист получает максимальную прибыль при выпуске QEединиц товара, которые реализуются на рынке по цене РЕ(рис. 3,а).
Прибыль эта соответствует площади заштрихованного прямоугольника. Отметим, впрочем, что само по себе монопольное положение еще не гарантирует фирме получения положительной прибыли. Ведь вполне возможно, что покупатели не захотят платить за продукцию монополиста такую цену, которая позволила бы ему покрыть свои затраты на производство этой продукции (рис. 4).
Рис. 4. Монополия, минимизирующая убытки
В таком случае, очевидно, объем выпуска, при котором MR =MC, обеспечивает для фирмы-монополиста не максимизацию положительной прибыли, а минимизацию убытков. Площадь заштрихованного прямоугольника - это минимально возможная величина общих убытков фирмы при данных функциях спроса на продукцию монополиста и его затрат.
Попробуем теперь определить кривую предложения фирмы-монополиста.
Вспомним вначале наш анализ поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Зная принцип выбора фирмой оптимального (максимизирующего прибыль) объема производства, мы могли однозначно сказать, какой объем выпуска выберет фирма при каждом значении цены, т. е. построить кривую предложения фирмы (которой оказывалась восходящая ветвь кривой предельных затрат выше точки пересечения кривой МС с кривой AVC; см. лекцию 23). Возможно ли аналогичным способом построить кривую предложения фирмы в условиях чистой монополии? Оказывается, что нет, так как в данном случае восходящая ветвь кривой МС показывает не то, какой объем выпуска выберет фирма в зависимости от уровня цены товара (как в случае совершенной конкуренции), а лишь то, какой объем выпуска выберет фирма в зависимости от величины предельной выручки.
52Так как в условиях чистой монополии вход в отрасль других фирм блокирован, решение монополиста об изменении масштабов производства зависит только от соотношения кривых рыночного спроса и долгосрочных средних издержек. Причем в отличие от рынков с совершенной конкуренцией, где рыночные силы принуждают фирмы производить с минимальными долгосрочными средними издержками, монополист может выбрать любой объем выпуска (с долгосрочными средними издержками ниже или выше минимальных), позволяющий извлекать максимальную прибыль (рис. 17.2).
При анализе цены на монопольном рынке используется только кривая спроса и кривая издержек фирмы. Рыночная же кривая предложения не упоминается. Напротив, когда анализируются цены на конкурентных рынках, двумя самыми важными и наиболее часто используемыми показателями являются предложение и спрос.
Что же произошло с кривой предложения? Хотя монополии и принимают решение об объеме предложения, кривой предложения монополии лишены. Кривая предложения информирует нас об объеме предлагаемой фирмой продукции при каждой возможной цене. Но монополия назначает цену, а не принимает ее как данность. Поэтому не имеет смысла спрашивать, какой объем продукции собирается произвести монополия при данной цене, так как в тот самый момент, когда монополия определяет объём выпуска, она тем самым устанавливает и цену.
Существенным является то, что решение монополии об объеме выпуска невозможно отделить от кривой спроса, с которой она сталкивается. Форма кривой спроса определяет форму кривой предельного дохода монополиста, которая, в свою очередь, определяет максимизирующий прибыль объем выпуска. На конкурентных рынках решения об объеме предложения можно проанализировав без знания кривой спроса, для монопольных же рынках это не так. Таким образом, мы никогда не говорим о кривой предложения монополии.
53монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на исполнение определенного вида деятельности. С другой стороны, это организационные структуры государственных предприятий, объединяющиеся и подчиняющиеся государственным органам (министерствам). Они выступают на рынке как единый хозяйствующий субъект и между ними отсутствует конкуренция. Экономика бывшего Советского Союза относилась к наиболее монополизированным структурам. Более того, существовала абсолютная монополия самого государства на организацию и управление экономикой, которая базировалась на монополии государственной собственности. Государственный монополизм является наиболее опасным и разрушительным для экономических систем.
Экономическая монополия. Бе появление обусловлено экономическими причинами, она возникает на базе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К экономической монополии ведут два основных пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном росте его масштабов путем концентрации капитала. Второй — намного быстрее — базируется на процессах централизации капитала.
Основными организационными формами экономических монополий являются следующие.
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, а договариваются лишь о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товаров осуществляется общей сбытовой конторой.
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, т. е. производственную и коммерческую самостоятельность. Они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала бывшие владельцы отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
В наши дни картели, синдикаты, тресты потеряли свое значение и в чистом виде почти не встречаются.
В современных условиях на основе диверсификации капиталов создаются новые формы монополий — многоотраслевой концерн, конгломерат, консорциум.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий разных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Конгломерат — это огромный промышленный комплекс, в котором под единым финансовым контролем сосредоточены компании, действующие в разных, технологически не связанных между собой, сферах. Как правило, конгломераты принадлежат одной фирме и выпускают на одной или нескольких стадиях производства разнородные неконкурентные товары или оперируют на сегментах рынка, которые не пересекаются. Предприятия при этом имеют широкую автономию экономической деятельности, управление ими децентрализованное.
Консорциум создается на основе временных соглашений между несколькими банками и производственными корпорациями для проведения совместных крупномасштабных финансовых операций или осуществления производственных проектов (размещения крупных займов, строительства морских каналов, портов, трубопроводов и т. п.). После истечения общих работ консорциум распадается.
Характерными особенностями современного рынка являются объединение, переплетение, взаимопроникновение разнообразных организационных форм монополий, что свидетельствует о дальнейшем развитии, углублении процессов монополи
Социальные издержки монополии
Как оценить эффективность монополистического рынка? Мы убедились, что монополия в отличие от конкурентной фирмы назначает цену, превышающую маржинальные издержки. С точки зрения потребителей, монополия нежелательна.
Патентованные препараты против лекарств-дженериков
Ценообразование на монопольных рынках значительно отличается от практики установления цены на конкурентных рынках. Весьма удобный «полигон» для проверки наших теоретических построений — рынок лекарств, на котором сосуществуют конкурентная и монопольная структуры. Когда фирма разрабатывает новый препарат, она получаст мо-нопольное право на его продажу. Однако через некоторое время срок действия патента истекает и любая другая компания имеет право выпускать и продавать данное лекарство. В этот момент рынок переходит из монопольного состояния в конкурентное.
Что происходит с ценой на лекарство после истечения срока патента? Взгляните на рис. 15.6, отображающий рынок типичного лекарства. На диаграмме предельные издержки производства лекарства предполагаются постоянными (что более или менее верно для значительного числа препаратов). В течение срока действия патента фирма-монополист максимизирует прибыль, так как производит объем продукции, при котором маржинальный доход равен предельным издержкам. В то же время устанавливается цена, изрядно превышающая маржинальные издержки. Но когда срок патента истекает, прибыльность производства лекарства побуждает к вступлению на рынок новые фирмы. По мере того как рынок становится более конкурентным, цена будет снижаться, приближаясь к предельным издержкам.
Практика вполне согласуется с нашей теорией.
Монопольная власть - это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, чтобы кривая спроса на продукцию данной фирмы имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать, понижать) на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею. Обладание монопольной властью - это свобода устанавливать цену на свой товар.
Если конкурентная фирма может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем выпуска, то фирма-монополист может достигнуть этой цели, варьируя или объем выпуска, или уровень цен.
Проблема воздействия монополизма на поведение фирмы вытекает из теории монопольного спроса. Поскольку монополист выступает единственным производителем данного продукта, то спрос на его продукт будет совпадать с рыночным спросом, а кривая спроса на производство продукта монополистом будет совпадать с кривой рыночного спроса, которая является убывающей, и объем продаж можно увеличить лишь путем понижения цены. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена товара, поэтому кривая предельного дохода MR лежит всегда ниже кривой спроса (рис. 27.1). Изображая спрос в виде прямой наклонной линии, находим, что предельный доход составляет половину угла наклона линии спроса.
Рис. 27.1. Спрос на продукцию монополистической фирмы
В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Аббой Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:
L = (P-MC)/P.
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L == 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.
Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма:
L = (P-MC)/P = -l/Ed,
где Ed означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса.
Ценова́я дискримина́ция или ценова́я дифференциа́ция — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками[1].