Истоки и специфика средневековой европейской цивилизации
Хронологические и территориальные рамки средневековой европейской цивилизации. Проблемы периодизации.
Хронологические и территориальные рамки средневековой европейской цивилизации. Проблемы периодизации.
Итальянские гуманисты — лингвисты и литераторы, стремясь возродить классическую латынь, назвали время, отделяющее их век от классической древности, «средним веком».
В XV в. этот термин стал употребляться и историками для обозначения периода истории от гибели Западной Римской империи до современной им эпохи Возрождения.
Начальной вехой Средневековья считали то низложение последнего римского императора (476 г.), то время правления Константина (306-337), то нападение арабов на Европу (начало VIII в.). ще более произвольно трактовали конец Средних веков: то это было падение Константинополя (1453 г.), то открытие Америк и (1492 г.), то начало Реформации в Германии. Эта эпоха длилась более тысячи лет, ее можно датировать V-XV вв.
Вследствие Великих географических открытий, начало которым положил Колумб, открывший Америку, взгляды людей на мир резко изменились: было положено начало колониальным захватам; мир перестал быть разобщенным.
Географические пределы средневекового мира — это Западная и Центральная Европа.
Если античная история концентрировалась главным образом в районе Средиземноморья, то арена средневековой истории была шире: она охватывала большую часть Европейского континента.
Здесь жили разные народы с собственными языками и обычаями, но их объединяла одна религия — христианство и единый язык образованности и богослужения — латынь.
В историографии принято делить историю Средних веков на три периода: раннее Средневековье (V-X вв.) — время формирования феодального способа производства; классическое Средневековье (XI-XV вв.) — время максимального развития феодализма; позднее Средневековье (XV-XVI1 вв.) — период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства.
В Средние века Западная Европа была тесно связана с Восточной Римской империей и странами, где получила распространение третья после христианства и католицизма мировая религия— ислам, или мусульманство. Поэтому история Восточной империи и мусульманских стран (Аравия и др.) также рассматри-ппс'гся в курсе истории Средних веков.
Для восточных стран термин «Средние века» употребляется для обозначения первых 17 веков н.э., вплоть до того момента, когди Восток становится объектом европейской торговли и КОЛОНИАЛЬНОЙ экспансии.
Учитывая «отставание» восточных обществ в своем развитии о| Чипадной Европы и степень зрелости феодальных отношений, и истории Востока выделяют следующие этапы:
1) I IV вв. — переходный период зарождения феодализма;
2) 7-Х вв. — период раннефеодальных отношений со свойственным ему процессом натурализации экономики и упадка древних городов;
3) XI XII вв. — домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-кооперативного строя жизни, культурный взлет;
4) XIII в. — время монгольского завоевания, прервавшего разви-. тис феодального общества;
5) XIV-XVI вв. — послемонгольский период, характеризуемый замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти.
История феодального общества представляет не только академический, но и глубоко теоретический и научно-практический интерес.
Многие явления в жизни современных народов и государств уходят своими корнями в средневековое прошлое: складывание классов буржуазного общества, формирование наций и национальных культур, борьба угнетенных масс против поработителей, борьба за свободомыслие против духовной диктатуры церкви, освободительные движения против чужеземного ига и национального угнетения, начало создания колониальных империй.
Истоки и специфика средневековой европейской цивилизации.
В начале нашей эры Европа не состоит в общности у истоков стояли 2 мира – Античный и варварский мир. Варвары находились на догосударственной ступени развития. 2 мира столкнулись и начал зарождаться феодализм, народы стали взаимодействовать, сгладились различия росло число населения. Формировались гос-ва основанные на континуитете (приемственность – связь с прошлым все взято из античного мира). Скандинавский полуостров и Британия развивались без синтеза тое сть в основе лежало варварство. Центр европы – умеренный синтез тое сть смесь античности и варварства. Италия римская основа вотсок – варварство. Христианское влияние религия легла в основу гос-ого устройства и т. д. Формировало ментальность людей. Бытовали ручной труд не развитая торговля, примитивные коммуникации, низкий уровень техники, традицианизм. Большое влияние имел природный фактор эти черты присущи с 5- 15 век.