Формы международных экономических отношений
Целостность мирового хозяйства обеспечивается тем, что существует система международных экономических отношений, основными из которых являются: международная торговля товарами и услугами, вывоз капитала, международная миграция рабочей силы, международное научно-техническое сотрудничество, международные валютные отношения, международная экономическая интеграция.
Важнейшим и исторически самым первым элементом в системе мирохозяйственных связей является международная торговля, которая представляет собой совокупность сделок по обмену товарами и услугами между странами.
Среди основных причин, вызывающих международную торговлю, можно выделить неравномерность распределения и обеспеченности различных стран экономическим ресурсами, наличие в разных странах различных технологий разного уровня эффективности.
Торговые взаимоотношения стран основываются на принципе сравнительного преимущества. Согласно этому принципу страна специализируется на производстве тех товаров, которые она может делать с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами. Таким образом, каждому государству выгодно вывозить за рубеж товар, в изготовлении которого оно имеет сравнительное преимущество, а ввозить из-за границы продукт, который изготавливается в этой стране относительно менее эффективно. Отсюда следует, что международная торговля включает два взаимосвязанных процесса: экспорт, или вывоз, и импорт, или ввоз. Общая величина экспорта и импорта товаров и услуг образует внешнеторговый оборот.
Реальную выгоду (или реальные потери), которые приносит международная торговля, отражает платежный баланс страны. Платежный баланс – это соотношение платежей за границу (за импортируемые товары и услуги) и поступлений из-за границы (за экспортируемые товары и услуги) за определенный период времени. Если поступления превышают платежи, то платежный баланс данной страны активен, если разница этих платежей и поступлений отрицательная, то баланс пассивен. Разница между поступлениями из-за границы (величиной экспорта) и платежами за границу (величиной импорта) называется сальдо платежного баланса.
Соотношение между экспортом и импортом регулирует государство путем проведения политики протекционизма и фритредерства. Протекционизм – это политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранных товаров и ограничивающая импорт. Протекционистская политика имеет следующие направления:
· организация таможенного обложения, предусматривающего высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и более низкие – при экспорте;
· установление нетарифных барьеров, к которым относятся контингентирование (установление определенной квоты, или доли, на экспорт или импорт отдельных товаров), лицензирование (получение разрешения на осуществление внешнеэкономической деятельности) и государственная монополия (установление исключительного права государственных органов на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности).
Фритредерство, или политика свободной торговли, является политикой, противоположной протекционизму. В его основе лежит либерализация, суть которой состоит в том, что государство ставит цель открыть внутренний рынок для иностранных товаров и услуг, чтобы усилить конкуренцию на внутреннем рынке. При этом предполагается, что национальные предприятия выстоят в конкурентной борьбе.
В реальной жизни современные государства в своей внешнеэкономической политике сочетают и фритредерство, и протекционизм.
Международная торговля имеет огромное значение для жизнедеятельности мирового хозяйства, которое заключается в следующем:
· с ее помощью преодолевается ограниченность национальной ресурсной базы;
· она расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает связи национального рынка с мировым;
· благодаря ей обеспечивается получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;
· она способствует расширению масштабов производства за счет привлечения иностранных ресурсов.
В международной торговой деятельности Республики Беларусь можно выделить несколько направлений: развитие экспортных возможностей и обеспечение потребностей в импорте; привлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятий в целях внедрения новых технологий и производства новых видов продукции; создание дополнительных рабочих мест; освоение выпуска продукции, конкурентоспособной на мировом рынке; формирование развернутых кредитных отношений с зарубежными правительственными и неправительственными организациями.
Республика Беларусь осуществляет внешнеторговые операции с более чем 100 странами мира и перечень этих стран постоянно расширяется. Основными торговыми партнерами Беларуси является Россия и другие страны СНГ, Германия, Польша, США, Венгрия, Бразилия, Франция. Среди основных статей белорусского экспорта можно выделить: минеральные и азотные удобрения, тракторы, газовые плиты, холодильники, телевизоры, продукцию легкой промышленности, стекловолокно.
Международной экономической организацией, регулирующей торговые отношения между различными странами, является Всемирная торговая организация (ВТО). Посредством ВТО регулируется около 90 % мирового объема торговли. Целью деятельности ВТО является установление справедливых условий конкуренции между производителями, сокращение уровня импортных пошлин, устранение нетарифных барьеров, расширение международного обмена.
Второй формой международных экономических отношений является вывоз капитала, представляющий собой экспорт капитала юридическими и физическими лицами с целью более выгодного его размещения или использования.
Среди основных причин, вызывающих движение капитала из одной страны в другую, можно выделить следующие:
· перенакопление капитала, то есть образование его относительного избытка в стране, где он не может найти высокоприбыльного применения;
· возможность для собственников капитала использовать в экономически менее развитых государствах сравнительно дешевые по сравнению с отечественными факторы производства (низкая заработная плата, невысокие цены на сырье, воду, энергию);
· повышенный спрос на капитал в странах, куда он экспортируется, что обеспечивается неравномерностью развития экономики различных государств. При этом в странах, испытывающих потребность в иностранных инвестициях, создаются с этой целью более благоприятные условия: повышаются банковские проценты и дивиденды, представляются особые льготы и гарантии выгодного применения ввозимого капитала.
Таким образом, цель вывоза капитала состоит в том, чтобы получить в другой стране более высокую норму прибыли за счет преимуществ, связанных с его использованием здесь по сравнению с национальными условиями хозяйствования. Существует две формы вывоза капитала: предпринимательский и ссудный.
Предпринимательский капитал вывозится либо для создания собственного производства за границей в виде прямых инвестиций, либо для вложения денег в местные компании в виде портфельных инвестиций. Прямые инвестиции фактически обеспечивают полный контроль над объектами зарубежных капиталовложений. Возникающие вновь или приобретаемые готовые предприятия становятся филиалами расположенной в другой стране основной фирмы, которая образует центр международного производственного объединения. Портфельные инвестиции заключаются в приобретении акций иностранных предприятий в размерах, не обеспечивающих права собственности или контроля над ними. На такие капиталовложения идут, когда стремятся разместить свои средства в разных отраслях экономики или когда законодательство принимающей страны препятствует прямым инвестициям.
Ссудный капитал вывозится в виде займов, или кредитов, приносящих ссудный процент.
Последствия вывоза капитала для страны, ввозящей капитал, неоднозначны. С одной стороны, он способствует развитию экономики данной страны. С другой стороны, иностранный капитал поддерживает выгодное для себя, одностороннее, в основном, сырьевое, развитие национальной экономики страны, куда капитал ввозится.
На базе вывоза капитала и создания предприятий в других странах происходит интернационализация и транснационализация капитала, создание транснациональных корпораций (ТНК).
ТНК – это предприятие, которое:
1. Располагает дочерними компаниями в двух или нескольких странах.
2. Имеет такую систему принятия решений, которая позволяет осуществлять экономическую политику из одного или нескольких центров.
3. Обеспечивает такую связь дочерних компаний, что каждая из них оказывает влияние на деятельность других.
ТНК заметно изменяют структуру всей мировой торговли, в значительной степени подчиняя ее своим интересам, потому что они являются:
· техническими лидерами мирового производства;
· активными конкурентами в области доступа к иностранным природным ресурсам;
· наиболее мобильными предпринимателями в борьбе за новые, в том числе иностранные, рынки сбыта.
В мировой экономике насчитывается около 40 тыс. ТНК, обладающих неограниченной экономической властью. Среди них можно назвать следующие: американские корпорации «ЭКСОН» (нефтепереработка), «IВМ» (компьютерная техника), «БОИНГ» (самолетостроение) и «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРЗ» (автомобилестроение), англо-голландскую корпорацию «РОЙЯЛ-ДАТЧ-ШЕЛЛ» (нефтепереработка), японскую «ХИТАЧИ» (электроника). ТНК контролируют около 50% мирового промышленного производства; 90% мирового рынка пшеницы, кукурузы, лесоматериалов, табака; 85% рынка меди и бокситов. Они владеют 80% всех мировых патентов и лицензий.
Для современного вывоза капитала свойственны особенности, которые заключаются:
1. В росте масштабов экспорта производительного капитала с прямыми инвестициями в сферу новейших технологий.
2. В вывозе капитала, осуществляемом преимущественно между высокоразвитыми странами.
3. В возрастании роли развивающихся стран как экспортеров капитала.
Следующей формой международных экономических отношений является международная миграция рабочей силы. Она представляет собой перемещение трудоспособного населения страны за ее пределы.
Среди основных причин миграции можно выделить следующие:
· экономические (снижение спроса на рабочую силу и рост ее предложения, рост спроса на высококвалифицированных специалистов в развитых странах, межгосударственные различия в заработной плате);
· внешнеэкономические (демографические, политические, религиозные, национальные, культурные, семейные и др.).
Существуют следующие виды международной миграции рабочей силы:
1. Постоянная, или безвозвратная, то есть переселение со сменой места жительства.
2. Циклическая, или периодическая, то есть перемещение на определенный срок с возвратом к прежнему месту жительства.
3. Маятниковая, или челночная, представляющая собой регулярное перемещение населения на работу или учебу из одной страны в другую и обратно.
4. Регулируемая, основанная на организованном наборе и регулировании специалистов.
5. Нерегулируемая, заключающаяся в самостоятельном перемещении населения (воссоединение семей, переезд к прежнему месту жительства после окончания трудового договора).
6. Легальная, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством.
7. Нелегальная, противоречащая действующему законодательству.
8. Миграция малоквалифицированной рабочей силы, состоящая в ее перемещении из развивающихся стран в промышленно развитые.
9. Миграция высококвалифицированной рабочей силы, или «утечка умов», осуществляемая как выезд специалистов в промышленно развитые страны. Среди ее причин можно выделить высокую заработную плату, лучшие условия труда и быта, социальный комфорт.
Специализированным учреждением ООН, осуществляющим на мировом рынке рабочей силы деятельность по решению проблем миграции рабочей силы, занятости, условий организации и оплаты труда, профессионально-технического обучения, является Международная организация труда (МОТ).
Важной формой международных экономических отношений является международное научно-техническое сотрудничество. Оно представляет собой участие юридических и физических лиц в мировых научных разработках с целью получения новых знаний и использования их в экономике и технике.
Международное научно-техническое сотрудничество выступает в следующих формах:
1. Материальное, заключающееся в обмене наукоемкой продукцией.
2. Нематериальное, состоящее в обмене чертежами, описаниями, патентами, лицензиями.
3. Оказание услуг в виде обмена специалистами, техническим персоналом, помощи в области менеджмента и маркетинга.
4. Коммерческий обмен научно-техническими знаниями, заключающийся в передаче технологии по лицензиям, инжинирингу, консалтингу.
5. Некоммерческий обмен научно-технической информацией, состоящий в проведении международных конференций и симпозиумов.
6. Межфирменное сотрудничество в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, осуществляемое в прикладных исследованиях и связанное с разработкой и созданием опытных образцов продукции.
Важнейшей формой международных экономических отношений являются международные валютные отношения. Это совокупность экономических отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. Через валютные отношения осуществляются платежные и расчетные операции в мировой экономике. Международные валютные отношения осуществляются в рамках международной валютной системы, представляющей собой набор правил, законов и учреждений, которые регулируют эти отношения.
Ее составными элементами являются:
1. Основные международные платежные средства (национальные валюты, золото, ЕВРО).
2. Механизм установления и поддержания валютных курсов. Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице других стран. Валютные курсы могут быть фиксированными и плавающими. Если государство жестко устанавливает курсовое соотношение между своей национальной валютой и иностранными, то такой валютный курс называется фиксированным. Валютный курс, меняющийся под влиянием изменений спроса на данную валюту и ее предложения, называется плавающим валютным курсом. При фиксированном режиме понижение курса валют называется девальвацией, а повышение – ревальвацией. В условиях плавающих курсов валют аналогичные процессы носят название обесценивания и удорожания валюты. Методом непосредственного воздействия на валютный курс является валютные интервенции - воздействие на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Так, чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк продает иностранную валюту в обмен на национальную и, наоборот, для снижения валютного курса скупает иностранную в обмен на национальную.
На состояние валютного курса влияют две группы факторов:
· структурные факторы, отражающие состояние экономики данной страны. К ним относятся: показатели экономического роста (ВВП, объем промышленного производства), состояние платежного баланса, рост денежной массы на внутреннем рынке, уровень инфляции и инфляционные ожидания, платежеспособность страны и доверие к национальной валюте на мировом рынке;
· конъюнктурные факторы, связанные с изменением ситуации в секторах мирового финансового рынка: спекулятивные операции на валютных рынках, степень развития конкурирующего с валютным рынком рынка ценных бумаг.
3. Условия конвертируемости валют. Конвертируемость валюты – это свободный обмен денежной единицы одной страны на валюту других стран и на международно признанные платежные средства при различных международных расчетах. Валюта считаетсяконвертируемой, если она отвечает трем критериям: используется без ограничений для любых международных расчетов, обменивается без ограничений на любую другую валюту, данный обмен совершается по определенному официальному курсу. Различают внешнюю и внутреннюю конвертируемость. Внутренняя конвертируемость означает, что граждане и физические лица данной страны могут без ограничений покупать иностранную валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с иностранными партнерами. При внешней конвертируемости свободный обмен любых валют на национальную валюту действует только в отношении иностранных граждан и физических лиц. С точки зрения режима конвертируемости различают:
· свободную конвертируемую валюту (СКВ), которая обладает полной внешней и внутренней конвертируемостью;
· частично конвертируемую валюту, обменивающуюся лишь на некоторые иностранные валюты;
· неконвертируемую валюту, к которой относятся валюты стран с жесткими запретами и ограничениями по ввозу, обмену, продажам и покупкам национальной или иностранной валюты.
4. Формы международных расчетов.
5. Режим международных валютных рынков и мировых рынков золота.
6. Международные валютно-кредитные организации, регулирующие валютные отношения на межгосударственном уровне. Наиболее влиятельными из них являются: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Содержание их деятельности заключается в стремлении создать такой механизм координации мировых валютных отношений, в котором бы сочетались рыночные возможности с государственным регулированием. Эти организации содействуют развитию международных экономических отношений путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, разработки реформ по оздоровлению мировой валютной системы, предоставления кредитных ресурсов странам – членам этих международных организаций, определения тенденций в экономическом развитии этих стран и выработки рекомендаций по их прогрессивной ориентации и развитию.
Важной формой международных экономических отношений является международная экономическая интеграция, представляющая собой процесс хозяйственного и политического объединения стран, позволяющий проводить согласованную межгосударственную экономическую политику. Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействия стран: более широкий доступ к различным ресурсам, возможность производства в расчете на всю интегрированную группировку стран, создание привилегированных условий для своих предприятий и фирм, гармоничность совместного решения социальных проблем.
Среди форм экономической интеграции можно выделить следующие:
· зоны свободной торговли, в рамках которых отменяются таможенные пошлины и другие торговые ограничения между странами-участницами;
· таможенный союз, предполагающий, кроме зоны свободной торговли, установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении стран, которые в него входят;
· платежный союз, который позволяет обеспечить взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной единицы;
· общий рынок, обеспечивающий его участникам согласованную экономическую политику, свободу передвижения товаров, капиталов и рабочей силы;
· экономический союз, предусматривающий координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых сферах – валютной, бюджетной, денежной, а также создание межгосударственных органов с наднациональными функциями;
· свободные экономические зоны (СЭЗ), которые отличаются отсутствием ограничений на деятельность иностранных фирм, правом перевода их прибылей и капиталов в свою страну, а также их инфраструктурным обеспечением.
Наибольшее развитие международные интеграционные процессы получили в Западной Европе. Здесь примером крупнейшего интеграционного регионального объединения можно считать Европейский союз (ЕС). В ЕС налажен свободный обмен национальных валют и создана европейская валютная система со своим механизмом формирования расчетов, установления валютных курсов. Учреждена коллективная валютная единица (евро), которая стала международным платежным средством. В этом интеграционном объединении преодолены многочисленные пограничные и таможенные барьеры, разделяющие государства. Все это позволило достичь ряд положительных результатов, к которым можно отнести прямую экономию средств за счет снижения издержек при устранении торговых и производственных барьеров, выигрыша от объединения рынков и усиления конкуренции. Интеграция помогла западноевропейскому капиталу в ряде хозяйственных сфер на равных противостоять своим основным конкурентам – США и Японии.
В Северной Америке выделяется Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), в состав которой входят США, Канада и Мексика. Среди 20 региональных группировок Азии и Латинской Америки можно выделить Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАФТА), Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Ряд стран бывшего СССР (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) образовали в 1992 г. Содружество Независимых Государств (СНГ). Отличительной особенностью данного интеграционного объединения является реинтеграция стран, ранее входивших в единое государство, на новой равной основе, соответствующей их современному статусу.
В 1996 г. принято соглашение о создании Таможенного союза между Россией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном, а также более продвинутого в интеграционном плане Содружества Беларуси и России, которое в 1997 г. было преобразовано в Союз Беларуси и России. В 1999 г. подписано соглашение о преобразовании этого образования в Союзное государство, интеграционный процесс в рамках которого продолжает углубляться.