Учебно-Методические материалы
К семинарским занятиям
Цель семинарских занятий.Конкретизация и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях. Обучение их применению в практической деятельности. Использование развивающих технологий, цель которых сформировать у студентов умение осуществлять анализ, планирование, самоконтроль и самооценку собственных действий.
Задачи семинарских занятий направлены на активизацию самостоятельной работы студентов с учетом их индивидуальных способностей. На семинарских занятиях возможно использование наглядных пособий, технических средств обучения, использования ПК.
Контроль знаний студентов осуществляется путем устного, письменного, программированного опросов, тестирования.
Планируемый уровень усвоения знаний:
- «узнавание» - умение распознавать, различать, классифицировать;
- «воспроизведение» - способность дополнять, построить ответ по образцу;
- «применение усвоенной информации в решении определенного класса задач» - умение самостоятельно решать типовые и некоторые нетиповые задачи, используя для этого усвоенные в процессе обучения способы их решения;
- «трансформация» - умение творчески анализировать нестандартные проблемные ситуации и принимать решения с элементами инновационных подходов.
Процедура проведения занятий:
- введение в проблему;
- распределение ролей аналитиков и экспертов между малыми группами;
- группы аналитиков и экспертов в свободном режиме анализируют конкретную ситуацию (30‑45минут);
- краткие, емкие доклады о результатах работы от групп аналитиков и экспертов по блокам вопросов;
- дискуссия по блокам вопросов;
- резюме преподавателя по каждому вопросу;
- подведение итогов.
Используемые методы и приемы:
- метод анализа конкретных ситуаций;
- элементы деловой и ролевой учебной игры;
- научно-проблемные дискуссии;
- экспресс-опросы;
- тестирование;
- рефераты;
- методика «малых групп».
План проведения занятий:
1. Опрос по основным понятиям.
2. Формулировка студентами вопросов по теме.
3. Обсуждение предложенных вопросов.
4. Выполнение практических заданий.
Занятие 1
Тема. ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи курса, его место в системе экономических наук. Научные основы национальной экономики
Проблемные вопросы для обсуждения:
1. Понятие национальной экономики.
2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
3. Основные макроэкономические показатели и система СНС.
4. Главные макроэкономические пропорции.
5. Типы национальных хозяйственных систем.
Тестовые задания.
1. Выберите наиболее полное определение предмета курса «Национальная экономика Беларуси»:
а) национальная экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами;
б) национальная экономика изучает темпы и пропорции развития социально-экономических процессов воспроизводства в стране;
в) национальная экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов;
г) национальная экономика изучает целостную систему экономики как совокупность социально-экономических процессов, закономерностей ее функционирования и развития в разрезе структурно-функциональных элементов, подсистем, потенциалов и механизмов;
2. Укажите, являются ли верными следующие утверждения (да или нет):
а) основная цель национальной экономики состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности;
б) национальная экономика не является точной наукой, она может использовать статистические методы анализа для использования многих конкретных проблем;
в) по сравнению с естественными науками национальная экономика более связана с практической деятельностью и в меньшей степени опирается на фундаментальную теоретическую основу;
г) основная задача национальной экономики как науки состоит в том, чтобы овладеть методами анализа, прогнозирования, планирования, программирования и регулирования национальной хозяйственной системы в целом, ее субъектов и отдельных организационно-правовых форм рыночного хозяйствования.
3. Что отражают макроэкономические показатели?
а) эффективность работы отдельной фирмы;
б) изменение цен на рынках отдельных товаров;
в) общие тенденции в национальной экономике;
г) сущность экономических процессов;
д) закономерности развития национальной экономики.
4. Назовите отличительные черты экономической системы:
а) централизация управления;
б) совокупность всех экономических процессов;
в) формы собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;
г) формы организации;
д) способы и методы регулирования.
5. Какие элементы включает система национальных счетов?
а) показатели объема, динамики, структуры производства ВВП,
б) счет товаров и услуг, счет производства,
в) счет образования доходов,
г) счет распределения первичных доходов,
д) счет использования национального располагаемого дохода,
ж) счет операций с капиталом и др.
6. Что является важнейшим системообразующим фактором в процессе развития национальной экономики?
а) взаимодействие секторов, сфер, отраслей, производств,
б) структура национальной экономики,
в) проведение структурных преобразований,
г) поддержание пропорций на оптимальном уровне,
д) пропорциональность в развитии элементов экономической системы
Занятие 2