Положение 10 ведущих стран в экспорте России
(млн. долл., в текущих ценах, фоб)
Страна | 1992 г. | 1995 г. | 2009 г. |
ВСЕГО | 79869,1 | ||
Германия | 5950,2 | ||
Италия | 2962,6 | ||
Белоруссия | 1712,2 | ||
США | 2898,1 | 2647,9 | |
Китай | 2864,4 | 3431,8 | |
Украина | 4742,9 | ||
Великобритания | 2324,7 | ||
Нидерланды | 2304,6 | 3201,1 | |
Швейцария | 869,1 | 3356,4 | |
Япония | 1702,4 | ||
Итого по десяти странам | 28331,2 | 38720,2 |
Источник: Россия в цифрах, -М., Росстат, 2010
Упражнение 9
Опираясь на данные таблицы 9, рассчитайте
- процент изменения стоимостного объема товарного импорта России в 2009 г. по сравнению с 1995, 2000 и 2008 гг. Сделайте соответствующие выводы.
- долю различных групп товаров в товарном импорте России в 1995, 2000 и 2009 гг. Сделайте выводы об их изменении.
Таблица 9
Товарная структура импорта России
(млрд. долл. в фактически действовавших ценах)
Товарные группы | 1995 г. | 2000 г. | 2004 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Машины и оборудование | 15,7 | 10,6 | 31,1 | 72,6 | |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) | 13.2 | 7,4 | 13,9 | 35,2 | 30,1 |
Продукция химической промышленности | 5,1 | 6,1 | 12,0 | 35,2 | 27,9 |
Металлы и изделия из них, драгоценные камни | 4,0 | 2,8 | 6,0 | 19,3 | 11,3 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 1,1 | 1,3 | 2,9 | 6,5 | 5,1 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь | 2,6 | 2,0 | 3,3 | 11,7 | 9,6 |
Минеральные продукты | 3,0 | 2,1 | 3,0 | 8,3 | 4,1 |
Прочие | 1,9 | 1,4 | 3,2 | 9,1 | 6,0 |
Всего | 46,7 | 33,9 | 75,6 |
Источник: Россия в цифрах, -М., Росстат, 2010
Примерная тематика рефератов
1. Современный мировой рынок, его структура.
2. Международная торговля товарами, ее место и роль в системе международных экономических отношений.
3. Проблемы и перспективы роста международной торговли (на примере какой-либо страны).
4. Географические направления международной торговли и их изменения. Масштабы товарных потоков.
5. Динамика товарной структуры международной торговли
6. Протекционизм и либерализация, их цели, методы, соотношение в современной внешнеторговой политике.
7. Инструменты государственного регулирования внешней торговли, их эволюция.
8. Особенности внешнеторговой политики развитых стран.
9. Особенности внешнеторговой политики развивающихся стран.
10. Особенности внешнеторговой политики новых индустриальных стран.
11. Особенности внешнеторговой политики стран с переходной экономикой.
12. Особенности внешнеторговой политики России.
13. Специфика ценообразования на различных типах мировых товарных рынков.
14. Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен.
15. Особенности формирования мировых цен на сырьевые товары.
16. Особенности формирования мировых цен на машины и оборудование.
17. Динамика мировых цен по различным товарным группам в начале XXI века.
18. Демпинг и демпинговые цены в международной торговле.
19. Антидемпинговая политика в международной торговле.
20. Место сырьевых товаров в международной торговле.
21. Международная торговля продовольствием.
22. Международная торговля машинами и оборудованием.
23. Современные тенденции в международной торговле услугами.
24. Международный туризм как специфическая форма торговли услугами.
25. Особенности развития международного рынка технологий.
26. Электронная торговля – экономическая сущность и значение в мировой экономике.
27. Регулирование международной торговли услугами.
28. Международные региональные торговые организации и их роль в развитии внешнеторговых связей стран.
29. ГАТТ/ВТО как важнейший инструмент многостороннего регулирования международной торговли
30. Проблемы и перспективы присоединения России к ВТО.
31. Место и роль внешней торговли России в ее современном экономическом развитии.
32. Динамика внешней торговли России в конце XX - начале XXI века.
33. Географическая и товарная структура внешней торговли России, ее изменения в конце XX - начале XXI века.
Оценочные средства для самоконтроля обучающихся.