Излишек потребителя и производителя
Представим ограниченное осями координат пространство в виде поля для рыночного обмена. В этом случае линии спроса и предложения поделят его на четыре зоны экономической активности (рис.17). В зоне I цена предложения превышает цену спроса при любом объеме. Поэтому если в этой зоне и возможны рыночные сделки, то они будут носить случайный характер. Зона II представляет собой «мертвую зону», так как взаимодействия продавцов и покупателей здесь в принципе возникнуть не может — все возможные цены выше цен спроса и ниже цен предложения. В зоне III возможны покупки, но невозможны продажи, так как цены не обеспечивают возмещения производственных затрат. И только в зоне IV возможно устойчивое осуществление рыночных операций. При этом линия контрактовпоказывает все возможные пары «цена—количество» для данного уровня спроса и предложения.
Любое отклонение рыночной цены от равновесного положения приводит к сужению поля осуществления обменных операций. Следовательно, максимальной выгоды все участники рынка достигнут в точке рыночного равновесия, где в одинаковой степени соблюдаются интересы и покупателей, и продавцов. Суммарная выгода, которую получат участники рынка в результате добровольного рыночного обмена, принимает форму излишков потребителя и производителя, выступающих мерой общественной выгоды от достижения равновесия.
Рис.17. Зоны экономической активности.
Представим рыночный спрос в виде спроса отдельных потребителей (рис. 18). Субъективные оценки ценности блага у разных потребителей будут разными, а значит, разной будет и их готовность платить, или цена спроса. Первый потребитель готов заплатить за единицу блага максимальную цену в размере шести долларов, второй — пяти, третий — четырех, четвертый — трех, а пятый — двух долларов. В данном примере только денежная оценка пятого покупателя совпадает с равновесной рыночной ценой блага (Pe). В действительности все потребители будут покупать благо по одной и той же рыночной цене, равной 2 долларам.
Поскольку готовность платить отражает величину альтернативных издержек, которую соглашается нести потребитель ради приобретения единицы блага, то покупка блага по более низкой цене принесет ему излишек полезности.Величина этого излишка представляет собой разницу между максимальной ценой, которую готов заплатить потребитель, и той, которую он фактически заплатил. Величина такого излишка у каждого потребителя будет разной, а пятый потребитель в нашем примере не получает его вообще. Суммируя полученную всеми потребителями дополнительную выгоду, мы получим общий «излишек потребителя», представляющий собой суммарную дополнительную полезность, которую извлекли потребители благодаря рыночному обмену. В нашем случае она составит: (6-2) + (5-2) +(4-2) +(3-2) +(2-2) = 10 долларов.
Для непрерывной линии рыночного спроса величина совокупного излишка потребителя определяется как площадь треугольника, расположенного над линией равновесной цены и ограниченного осью ординат и линией рыночного спроса. Таким образом, излишек потребителя — это дополнительная полезность, полученная потребителями в процессе рыночного обмена благодаря тому, что фактически уплаченная ими за благо цена ниже той, которую они готовы заплатить за него.
Рис.18. Излишек потребителя и излишек производителя.
Излишек производителя формируется в виде разницы между рыночной ценой и той минимальной ценой, по которой он готов продать благо. В отличие от потребительского излишка, который возникает в связи с различиями в субъективной оценке полезности блага, излишек производителя является следствием различий в эффективности использования производственных ресурсов.
Суммируя полученную всеми производителями дополнительную выгоду, мы получим общий «излишек производителя», представляющий собой суммарный дополнительный доход, который они (производители) извлекли благодаря рыночному обмену. Величина совокупного излишка производителя для непрерывной линии рыночного предложения определяется как площадь треугольника, расположенного под линией равновесной цены и ограниченного осью ординат и линией рыночного предложения. Таким образом, излишек производителя — это дополнительный доход, который получат производители, обеспечивающие производство блага с предельными издержками ниже равновесной рыночной цены.
Сумма совокупных излишков потребителя и производителя дает представление о той общественной выгоде, которую извлекает общество благодаря использованию механизма рыночного обмена.
Доцент, к.э.н.,Ревицкая Т.В.