Особенности развития науки, бизнеса, государства в рамках стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г
В 2005 году были приняты Основные направления политики России в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году — Стратегия развития науки и инноваций до 2015 года. В 2008 году — до 2020года. В рамках реализации этих программ заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, а также по формированию развитой инновационной инфраструктуры. Однако несмотря на все меры по стимуляции инновационного развития, средний уровень достижения запланированных показателей составил около 40 процентов, а по отдельным ключевым показателям получена негативная динамика. Целью новой Стратегии был заявлен перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, в рамках которого доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5 - 10 процентов в 5 - 7 и более секторах, а доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40 - 50 процентов. Приоритетными направлениями инновационного развития в документе названы производство авиакосмической техники, нанотехнологии, композитные материалы, атомная и водородная энергетика, биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельные направления рационального природопользования и экологии. Как планируют авторы Стратегии, переход России на инновационный путь будет проходить в 2 этапа. Первый этап, предполагающий «повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям», рассчитан на 2011-2013 годы. В ходе этого этапа будут сформированы механизмы частно-государственного партнерства, обеспечивающих взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании НИОКР. Значимую роль в этом процессе будут играть Роснанотех и Внешэкономбанк, а также фонд «Сколково» после начала его реальной деятельности. При этом расходы на фундаментальную науку и образование должны остаться на текущем уровне. Как отмечается в Стратегии, радикальное повышение их эффективности будет достигаться за счет перераспределения финансирования с неэффективных направлений на перспективные, вплоть до полного свертывания госрасходов на неприоритетные прикладные исследования. На первом этапе также должна быть осуществлена полномасштабная интеграция национальной науки в глобальное научное сообщество. Второй этап запланирован на 2014-2020 гг. За это время ожидается повысить долю частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки. Также авторы документа уделили большое внимание проблемам высшего образования. Среди заявленных инициатив в этой области введение стандартизированного экзамена для поступления в магистратуру по примеру GRE subject test, поддержка международной активности студентов и преподавателей, привлечение представителей высокотехнологичного бизнеса к формированию образовательных программ и стимуляция горизонтальной мобильности управленцев от образования и науки. Такой интерес к вузам был проявлен неслучайно. Им отводится важная роль в процессе обучения молодежи – в первую очередь студентов технических и естественнонаучных специальностей - инновационному предпринимательству. Соответствующие модули будут включены в образовательные программы национальных исследовательских университетов. В НИУ должны быть созданы условия для развертывания полного цикла разработок, от выбора тематик исследований до продажи инновационных стартапов. При этом молодым инноваторам помогут «наставники», которых Минэкономразвития рассчитывает привлечь из числа преуспевающих предпринимателей, имеющих опыт реализации инновационных проектов. А для поддержания массового интереса молодежи к научно-технической и инновационной деятельности будет расширяться масштаб программ У.М.Н.И.К. и «Зворыкинский проект». Эти мероприятия министерство запланировало в расчете на то, что инновационное развитие России будет осуществляться по пути, который авторы Стратегии назвали «догоняющим развитием и локальной технологической конкурентоспособностью». В документе обсуждались еще два возможных направления: «инерционное импортоориентированное технологическое развитие» и «достижение лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях». Однако первый из них был исключен из рассмотрения, потому что он с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, а второй вариант был признан чересчур амбициозным для России на сегодняшний день. Новая Стратегия уже вызвала скептические отзывы экспертов. По словам главного экономиста «Уралсиб Кэпитал» Алексея Девятова, «есть опасности, связанные с выбором технологий и приоритетов. Всегда найдутся те или иные группировки, лоббирующие свои интересы, находящиеся в псевдонаучной плоскости. Нужны независимые эксперты, а таковых найти почти невозможно». С ним солидарен член комиссии Общественной палаты по науке и инновациям Владимир Гутенев, утверждающий, что необходимо использовать уже имеющиеся в стране заделы, а существенные бюджетные средства привлекать под очень строгим контролем. Кроме того, потребуется помощь бизнес-сообщества, которое будет играть роль не только партнера, но и контролирующей структуры. Важно выбирать те направления, которые имеют значительный экспортный потенциал, считает он. В частности, энергетическое машиностроение, ОПК, авиационное строительство, судостроение. «Пока что путь России в большей степени можно назвать инерционным», — скептичен г-н Девятов.
40. Формирование в России национальной инновационной системы: необходимость, цель, задачи, сущность и структура.
Впервые необ-ть формирован национальн иннов-ой стст (НИС) гос-во продекларировало в 2002г, как одно из главных условий перехода к иннов-му пути развит страны.
Цель: обеспечить: 1) объединение усилий гос-ых органов управл-я всех уровней; 2) орган-ию научно-технич сферы; 3) предпринимат-ий сектор в интересах ускоренного испол-я НТ достижений для развития гос-ва.
Для достиж поставл целей надо решить следующ задачи:1) создать благопр-ю эк-кую и правовую среду для иннов-ой деят-ти; 2) сформир-ть иннов-ую инфрастр-ру (помощников иннов-ой деят-ти); 3)разраб-ть механизмы гос-го содействия и поддержки иннов-ой деят-ти.
Необходимость формирования нац-ой иннов-ой сист в Р была обуслов-на утратой в годы реформирования эк-ки сектора отраслевой прикладной науки и переходом ее на уровень национальн иннов-ой системы. Сущность нац-ой иннов сист -это совокупность субъектов и объектов иннов-ой деят-тивзаимозвязанных в процессе создания и реализ-ии иннов-ой продукции.
Структура: фундамент наука управляется гос-ом (формирует и развивает системы): 1) научно-технич орган-ии (ГНЦ, НИИ); 2) Вузовская наука; 3) малый наукоемкий бизнем; 4)инновац-ая инфрастр-ра (хоз-ие субъекты, способствующие осущ-ию иннов-ой деят-ти. К ней относят: технопарки, бизнес инкубаторы, венчурные фонды, инжиниринговые центры, консалдинг фирмы, патентные бюро). Этот сегмент не создает новое, а помогает новаторам создавать новое.