Перспективы развития высокоскоростного движения в россии
А.О. Беленская
Научный руководитель
М.Г. Гостева
Красноярский техникум железнодорожного транспорта КрИЖТ ИрГУПС
Современный мир немыслим без высоких скоростей. Вступление в клуб высокоскоростного железнодорожного сообщения – это общепризнанный показатель развития не только транспортной сферы, но и социально-экономического потенциала государства в целом, качества жизни его граждан. Однако на пути к этой цели железнодорожной отрасли страны предстоит решить целый ряд задач организационного, финансового и технологического характера.
Россия уже вошла в круг стран, обладающих сетью скоростных электрифицированных железных дорог. Создание высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации относится к числу немногих проектов национального масштаба, результаты которых предопределяют историческое развитие государства. Строительство разветвленной инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта меняет традиционные представления о пространстве, консолидирует нацию и, в конечном итоге, является залогом успеха страны в будущем.
Мировой опыт строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей в странах Европы и Азии свидетельствует о том, что реализация таких проектов создаёт основу динамичного роста экономики страны и повышают ее устойчивость, наряду с собственной эффективностью, выступают катализатором развития отраслей промышленности, малого и среднего бизнеса, экономического подъема городов и регионов.
Экономика и благосостояние общества в Российской Федерации тесно связаны с развитием сети железных дорог, где одним из ключевых направлений является расширение полигона скоростных и высокоскоростных перевозок между крупнейшими агломерациями страны.
Главным итогом реализации Программы развития скоростного и высокоско-
ростного движения на сети железных дорог стал ввод в коммерческую эксплуатацию высокоскоростных электропоездов производства немецкой Компании "Сименс АГ" Velaro RUS, получивших в России имя "Сапсан". Конструкционная скорость электропоездов составляет 300 км/ч, эксплуатационная – 250 км/ч. Пробный рейс нового поезда состоялся в начале августа 2009 года, а регулярное сообщение открылось 18 декабря 2009 года. В ходе эксплуатации, уже 8 февраля следующего года выявлены существенный износ колесных пар, значительно превышающий расчётный. Минимальное время поездки между двумя столицами составляет 3 часа 45 минут.
Естественно, одновременно с достоинствами возникли и проблемы: вывод на линию высокоскоростных поездов вызвал негативную реакцию со стороны части общественности. Потенциальные пассажиры соответствующих направлений протестовали против отмены привычных им поездов. В частности, ряд электропоездов был отменён в Тверской области, и региональные власти утверждали, что причиной тому - «Сапсан», хотя руководство РЖД отрицало это. Жители посёлков, мимо которых проходит трасса «Сапсана», возмущались возросшими неудобствами и даже опасностями - воздушный вихрь «Сапсана» может сбить с ног человека, а его бесшумный ход уже повлёк за собой человеческие жертвы.
Проблема развития высокоскоростного экологически чистого наземного транспорта носит общенациональный характер. Ее решение позволило бы существенно улучшить ситуацию с организацией перевозок пассажиров на основных направлениях сети железных дорог, обеспечить увеличение пассажирооборота, сократить потребность в подвижном составе и в результате поднять престиж отечественных железных дорог и государства в международном аспекте. Поэтому тема развития высокоскоростного движения все время была в числе приоритетных. До сих пор эксплуатация высокоскоростных поездов в России осуществлялась на действующих железнодорожных линиях. За это время был выявлен ряд значительных недостатков: выплески пути после прохода высокоскоростного поезда, отсутствие возможности пропуска пригородных поездов и поездов дальнего следования, большие затраты на ремонт. Поэтому было принято решение о строительстве выделенных линий. Изучение опыта проектирования, строительства и эксплуатации ВСМ, накопленного зарубежными странами за более чем полувековой период, позволит России создать собственную систему нормативных
документов в этой области.
В рамках реализации Концепции предполагается организация и развитие интермодальных пассажирских перевозок в ряде крупнейших городов Российской Федерации, в которых планируется проведение матчей Чемпионата мира: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Самара, Екатеринбург, Калининград, Волгоград, Сочи, Казань и Ярославль.
В настоящее время в компании прорабатываются материалы по существующей и перспективной загрузке направлений Москва – Нижний Новгород – Арзамас – Саранск, Москва – Казань – Екатеринбург, Москва – Самара и Москва – Саратов – Волгоград с учетом повышения скоростей движения пассажирских поездов и возможного съема грузовых поездов с данных направлений, в том числе на период проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году, а также предложения по предварительному прохождению трассы и оценке затрат на строительство высокоскоростных магистралей Москва – Нижний Новгород (до 300 км/час) и Нижний Новгород – Чебоксары – Казань (до 300 км/час) с возможным продлением до Екатеринбурга.
Развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения имеет высокую степень важности, так как эти проекты носят объединяющий характер для страны. И, безусловно, организация скоростного сообщения – это задача государства, выполнение которой в определенном смысле позволяет сохранить целостность России.
Список используемых источников:
1. Стратегияразвития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. : утв. 17.06.2008 877-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/gov/results/832.
2. Развитие высокоскоростного железно- дорожного транспорта / И. П. Киселев // Электрификация и развитие железнодорожного транспорта России. Традиции, современность, перспективы: материалы Международного симпозиума «Элтранс-2001» (23–26 октября 2001 г.). – СПб. : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2002. – С. 190–19
3. Карасёва А. А., Васильева М. А. Анализ мирового опыта развития высокоскоростного железнодорожного транспорта // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 114-117.