Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения Древнего мира и средневековья.

I:

S: Что из перечисленного не является объектом изучения истории экономических учений:

-: история экономической теории как науки

-: история отдельных экономических теорий

+: история способов производства материальных благ

-: история категорий, используемых экономической теорией

-: история отраслевых и функциональных экономических наук

I:

S: История экономических учений берет свое начало с периода возникновения:

+: натурально-хозяйственной идеологии

-: меркантилистской идеологии

-: идеологии классической политической экономии

I:

S: Изучение истории экономических учений позволяет выявить, что экономической науке присуще:

-: однонаправленное развитие

+: неоднонаправленное развитие

-: неприятие «старых» идей и теорий

I:

S: Изучение истории экономических учений позволяет лучше понимать в развитии экономической науки ее:

-: прошлое

-: настоящее

+: прошлое и настоящее

I:

S: Предмет изучения истории экономических учений охватывает экономические теории:

-: отдельных экономистов

-: школ экономической мысли

+: отдельных экономистов и школ экономической мысли

I:

S: Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:

-: денежное хозяйство

+: натурально-хозяйственные отношения

-: либеральные рыночные отношения

-: крупную торговлю

-: ростовщические операции

I:

S: Завершающим этапом эпохи экономических учений дорыночной экономики явился этап:

+: меркантилизма

-: физиократического учения

-: смитианского экономического учения

I:

S: Вытеснение предыдущего этапа или направления экономической мысли новым (альтернативным) этапом или направлением в истории экономических учений происходит:

-: по завершении данного этапа либо направления

-: через временной лаг после завершения данного этапа либо направления

+: еще до завершения существования того или иного этапа либо направления

I:

S: Этап идеализации принципов «чистой» экономической науки имел место в эпоху экономических учений:

-: дорыночной экономики

+: нерегулируемой рыночной экономики

-: регулируемой рыночной экономики

I:

S: Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью:

-: ликвидации системы рабовладения

-: улучшения экономического положения рабов

-: скорейшего перехода к рыночной экономике

-: обеспечения роста налоговых поступлений в казну

+: не допустить разрушения основ натурального хозяйства

I:

S: Аристотель относит к сфере хрематистики:

-: земледелие

-: ремесло

-: пчеловодство

+: ростовщичество и торгово-посреднические операции

-: мелкую торговлю

I:

S: В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги - это:

-: совершенно бесполезный товар

+: результат соглашения между людьми

-: единственное проявление богатства человека и государства

-: техническое средство, облегчающее обмен

-: стихийно возникший товар

I:

S: Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:

-: нравственный принцип

-: затратный принцип

-: морально-этический принцип

+: затратный и морально-этический принцип одновременно

I:

S: Какой из указанных исторических памятников создан в Древнем Египте в XVIII в. до н.э.:

-: "Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери-ка-Ра"

+: "Речение Ипусера"

-: Законы царства Эшнунны

-: Законы царя Хаммурапи

-: "Домострой"

I:

S: Какой древнекитайской школе принадлежит следующее высказывание:"Дао, которое можно выразить словами, не есть истинное дао":

-: Конфуция

-: Мо-цзы

-: Легистов

-: Мэн-цзы

+: Лао-цзы

I:

S: Аристокл - это настоящее имя:

-: Ксенофонта

-: Сократа

-: Демокрита

+: Платона

-: Аристотеля

I:

S: Кто из древних античных авторов сказал: "Латифундии погубили Италию":

-: Тиберий Гракх

-: Гай Гракх

-: Катон

-: Варрон

+: Колумелла

I:

S: Какой древний источник признавал шесть основных прав человека (на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых):

-: "Экономикос"

-: "Государство"

-: "Политика"

-: "Никомахова этика"

+: "Библия"

I:

S: Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:

-: денежное хозяйство

+: натурально-хозяйственные отношения

-: либеральные рыночные отношения

I:

S: С какой целью законы Хаммурапи ограничивали долговое рабство:

-: обеспечения роста налоговых поступлений в казну.

-: скорейшего перехода к рыночной экономике.

+: не допущения восстаний и разрушения основ натурального хозяйства.

-: ограничения рабовладения

-: никакой конкретной цели законы не преследовали

I:

S: Все ли принципы изучения истории экономических учений указаны правильно:

-: научная истина относительна, а, следовательно - временна

+: изучение этой дисциплины является самоцелью

-: никакая теоретическая схема не содержит готовых рецептов

-: принцип последовательности

-: принцип неисключаемости

I:

S: Автором термина "политическая экономия" является:

+: Монкретьен

-: Аристотель

-: Ф. Аквинский

-: А. Смит

-: К. Маркс

I:

S: Оплата труда ремесленников, согласно законам Хаммурапи, предполагала:

+: твердую оплату и суровую ответственность

-: не предполагала твердой оплаты, но предполагала суровую ответственность за сделанную работу

-: зависела от принадлежности пациента к тому или иному сословию общества

-: не зависела от принадлежности пациента к тому или иному сословию общества

-: законы не регламентировали оплату труда

I:

S: Основная идея "Речения Ипусера":

-: как управлять государством в смутное время

-: нельзя допускать захвата чужих богатств

-: надо расширять посевные площади

-: надо выполнять ирригационную повинность

+: нельзя допускать бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства

I:

S: Какое из указанных этических понятий свойственно школе Мо Ди:

-: гуманность

-: верность

-: уважение к старшим

-: соблюдение норм взаимоотношений между людьми

+: всеобщей любви

I:

S: Какая из обязанностей государственного чиновника, согласно Артхашастре, указана неправильно:

-: установление устойчивого уровня товарных цен

-: использование товарных запасов

-: учет сезонного колебания цен

+: решение споров между жителями деревни

-: недопущение злонамеренного использования колебания цен

I:

S: Какое из указанных положений не свойственно Ксенофонту:

-: обоснование разделения физического и умственного труда

+: обращение денег в качестве торгового и ростовщического капитала

-: экономия - это наука обогащения своего хозяйства

-: земледелие по своему значению ставилось наравне с военным искусством

-: занятие ремеслом не включалось в предмет экономии

I:

S: Какое сословие "Идеального государства" Платона указано неправильно:

-: стражи (воины)

-: правители (философы)

+: рабы

-: ремесленники и мелкие торговцы

-: земледельцы

I:

S: Какое из указанных положений не свойственно Аристотелю:

+: богатство - это изобилие денег

-: рабство- это явление естественное

-: экономия - естественна, хремастика - неестественна

-: меновая торговля относится к экономии

-: рабство всегда должно быть основой производства

I:

S: Найдите неточность в уравнении обмена Аристотеля:

-: в самих товарах нет ничего такого, что могло бы приравнять их друг к другу

-: товарный обмен - это отношение не только между вещами, но и между их владельцами

-: в обменной сделке есть 4 участника

-: именно товаровладельцам присуща т. н. "субстанция ценности"

+: "субстанция ценности" - это потребность в том, что есть у обменивающихся

I:

S: Какое из высказываний принадлежит Варрону:

-: покупать надо только самое необходимое

-: рабы должны постоянно работать

-: старых и больных рабов продавать

+: покупать рабов разных национальностей, чтобы предотвратить восстания

-: все, что необходимо, нужно делать в своем хозяйстве силами рабов

I:

S: Какое из высказываний принадлежит Катону:

-: рабы - говорящие орудия

+: хозяин должен продавать, а не покупать

-: надо возвратиться к натуральному хозяйству

-: землевладельцы не должны жить в городах

-: землевладельцы не должны доверять имения управляющим

I:

S: Кто в Древнем Риме требовал ликвидации рабовладения:

-: Тиберий Гракх

-: Гай Гракх

+: Спартак

-: Колумелла

-: Катон

I:

S: Каким методом пользовались средневековые ученые-богословы:

+: нормативным

-: позитивным

-: эмпирическим

-: логическим

-: историческим

I:

S: Какой принцип хозяйственного уклада в средневековье указан неправильно:

-: монополизма

+: конкуренции

-: привилегии

-: протекционизма

-: больших доходов

I:

S: Какое из приведенных положений не может принадлежать патристам:

-: брать можно только «справедливую цену»

-: христианин не может быть купцом

-: деньги - зло, хотя и неизбежное

+: физическим трудом должны заниматься только рабы и иностранцы

-: идеал - монашество

I:

S: Какой из указанных постулатов не принадлежит Т.Аквинату:

-: человек обязан трудиться

-: целью труда может быть устранение праздности

-: труд по своей профессии - это служение Богу

+: продавать дороже, чем сам купил, всегда грех

-: собственность - это стимул к труду

I:

S: Кто из указанных авторов считал, что "справедливая цена" - это цена, которая дает нормальный для данного сословия доход, если вычесть из неё все издержки?

-: Григорий Богослов

-: Аристотель

-: Монах Иероним

+: Фома Аквинский

-: Адам Смит

I:

S: Кому принадлежит авторство следующего оправдания процента - если владелец денег дает их взаймы, он лишается того дохода, который мог бы получить, если бы сам пустил эти деньги в оборот:

-: Платону

-: Колумелле

-: Ибн- Хальдуну

-: Патристам

+: Канонистам

I:

S: Все ли перечисленные средневековые авторы являются патристами:

+: Александр Галесский

-: Климент Александрийский

-: Киприан Медиоланский

-: Августин

-: Василий Великий

I:

S: Что по мнению Фомы Аквинского не может быть целью труда:

-: содержание семьи

-: удовлетворение потребностей

-: устранение праздности

+: увеличение прибыли

-: благотворительность

Наши рекомендации