Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения Древнего мира и средневековья.
I:
S: Что из перечисленного не является объектом изучения истории экономических учений:
-: история экономической теории как науки
-: история отдельных экономических теорий
+: история способов производства материальных благ
-: история категорий, используемых экономической теорией
-: история отраслевых и функциональных экономических наук
I:
S: История экономических учений берет свое начало с периода возникновения:
+: натурально-хозяйственной идеологии
-: меркантилистской идеологии
-: идеологии классической политической экономии
I:
S: Изучение истории экономических учений позволяет выявить, что экономической науке присуще:
-: однонаправленное развитие
+: неоднонаправленное развитие
-: неприятие «старых» идей и теорий
I:
S: Изучение истории экономических учений позволяет лучше понимать в развитии экономической науки ее:
-: прошлое
-: настоящее
+: прошлое и настоящее
I:
S: Предмет изучения истории экономических учений охватывает экономические теории:
-: отдельных экономистов
-: школ экономической мысли
+: отдельных экономистов и школ экономической мысли
I:
S: Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:
-: денежное хозяйство
+: натурально-хозяйственные отношения
-: либеральные рыночные отношения
-: крупную торговлю
-: ростовщические операции
I:
S: Завершающим этапом эпохи экономических учений дорыночной экономики явился этап:
+: меркантилизма
-: физиократического учения
-: смитианского экономического учения
I:
S: Вытеснение предыдущего этапа или направления экономической мысли новым (альтернативным) этапом или направлением в истории экономических учений происходит:
-: по завершении данного этапа либо направления
-: через временной лаг после завершения данного этапа либо направления
+: еще до завершения существования того или иного этапа либо направления
I:
S: Этап идеализации принципов «чистой» экономической науки имел место в эпоху экономических учений:
-: дорыночной экономики
+: нерегулируемой рыночной экономики
-: регулируемой рыночной экономики
I:
S: Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью:
-: ликвидации системы рабовладения
-: улучшения экономического положения рабов
-: скорейшего перехода к рыночной экономике
-: обеспечения роста налоговых поступлений в казну
+: не допустить разрушения основ натурального хозяйства
I:
S: Аристотель относит к сфере хрематистики:
-: земледелие
-: ремесло
-: пчеловодство
+: ростовщичество и торгово-посреднические операции
-: мелкую торговлю
I:
S: В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги - это:
-: совершенно бесполезный товар
+: результат соглашения между людьми
-: единственное проявление богатства человека и государства
-: техническое средство, облегчающее обмен
-: стихийно возникший товар
I:
S: Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:
-: нравственный принцип
-: затратный принцип
-: морально-этический принцип
+: затратный и морально-этический принцип одновременно
I:
S: Какой из указанных исторических памятников создан в Древнем Египте в XVIII в. до н.э.:
-: "Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери-ка-Ра"
+: "Речение Ипусера"
-: Законы царства Эшнунны
-: Законы царя Хаммурапи
-: "Домострой"
I:
S: Какой древнекитайской школе принадлежит следующее высказывание:"Дао, которое можно выразить словами, не есть истинное дао":
-: Конфуция
-: Мо-цзы
-: Легистов
-: Мэн-цзы
+: Лао-цзы
I:
S: Аристокл - это настоящее имя:
-: Ксенофонта
-: Сократа
-: Демокрита
+: Платона
-: Аристотеля
I:
S: Кто из древних античных авторов сказал: "Латифундии погубили Италию":
-: Тиберий Гракх
-: Гай Гракх
-: Катон
-: Варрон
+: Колумелла
I:
S: Какой древний источник признавал шесть основных прав человека (на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых):
-: "Экономикос"
-: "Государство"
-: "Политика"
-: "Никомахова этика"
+: "Библия"
I:
S: Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:
-: денежное хозяйство
+: натурально-хозяйственные отношения
-: либеральные рыночные отношения
I:
S: С какой целью законы Хаммурапи ограничивали долговое рабство:
-: обеспечения роста налоговых поступлений в казну.
-: скорейшего перехода к рыночной экономике.
+: не допущения восстаний и разрушения основ натурального хозяйства.
-: ограничения рабовладения
-: никакой конкретной цели законы не преследовали
I:
S: Все ли принципы изучения истории экономических учений указаны правильно:
-: научная истина относительна, а, следовательно - временна
+: изучение этой дисциплины является самоцелью
-: никакая теоретическая схема не содержит готовых рецептов
-: принцип последовательности
-: принцип неисключаемости
I:
S: Автором термина "политическая экономия" является:
+: Монкретьен
-: Аристотель
-: Ф. Аквинский
-: А. Смит
-: К. Маркс
I:
S: Оплата труда ремесленников, согласно законам Хаммурапи, предполагала:
+: твердую оплату и суровую ответственность
-: не предполагала твердой оплаты, но предполагала суровую ответственность за сделанную работу
-: зависела от принадлежности пациента к тому или иному сословию общества
-: не зависела от принадлежности пациента к тому или иному сословию общества
-: законы не регламентировали оплату труда
I:
S: Основная идея "Речения Ипусера":
-: как управлять государством в смутное время
-: нельзя допускать захвата чужих богатств
-: надо расширять посевные площади
-: надо выполнять ирригационную повинность
+: нельзя допускать бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства
I:
S: Какое из указанных этических понятий свойственно школе Мо Ди:
-: гуманность
-: верность
-: уважение к старшим
-: соблюдение норм взаимоотношений между людьми
+: всеобщей любви
I:
S: Какая из обязанностей государственного чиновника, согласно Артхашастре, указана неправильно:
-: установление устойчивого уровня товарных цен
-: использование товарных запасов
-: учет сезонного колебания цен
+: решение споров между жителями деревни
-: недопущение злонамеренного использования колебания цен
I:
S: Какое из указанных положений не свойственно Ксенофонту:
-: обоснование разделения физического и умственного труда
+: обращение денег в качестве торгового и ростовщического капитала
-: экономия - это наука обогащения своего хозяйства
-: земледелие по своему значению ставилось наравне с военным искусством
-: занятие ремеслом не включалось в предмет экономии
I:
S: Какое сословие "Идеального государства" Платона указано неправильно:
-: стражи (воины)
-: правители (философы)
+: рабы
-: ремесленники и мелкие торговцы
-: земледельцы
I:
S: Какое из указанных положений не свойственно Аристотелю:
+: богатство - это изобилие денег
-: рабство- это явление естественное
-: экономия - естественна, хремастика - неестественна
-: меновая торговля относится к экономии
-: рабство всегда должно быть основой производства
I:
S: Найдите неточность в уравнении обмена Аристотеля:
-: в самих товарах нет ничего такого, что могло бы приравнять их друг к другу
-: товарный обмен - это отношение не только между вещами, но и между их владельцами
-: в обменной сделке есть 4 участника
-: именно товаровладельцам присуща т. н. "субстанция ценности"
+: "субстанция ценности" - это потребность в том, что есть у обменивающихся
I:
S: Какое из высказываний принадлежит Варрону:
-: покупать надо только самое необходимое
-: рабы должны постоянно работать
-: старых и больных рабов продавать
+: покупать рабов разных национальностей, чтобы предотвратить восстания
-: все, что необходимо, нужно делать в своем хозяйстве силами рабов
I:
S: Какое из высказываний принадлежит Катону:
-: рабы - говорящие орудия
+: хозяин должен продавать, а не покупать
-: надо возвратиться к натуральному хозяйству
-: землевладельцы не должны жить в городах
-: землевладельцы не должны доверять имения управляющим
I:
S: Кто в Древнем Риме требовал ликвидации рабовладения:
-: Тиберий Гракх
-: Гай Гракх
+: Спартак
-: Колумелла
-: Катон
I:
S: Каким методом пользовались средневековые ученые-богословы:
+: нормативным
-: позитивным
-: эмпирическим
-: логическим
-: историческим
I:
S: Какой принцип хозяйственного уклада в средневековье указан неправильно:
-: монополизма
+: конкуренции
-: привилегии
-: протекционизма
-: больших доходов
I:
S: Какое из приведенных положений не может принадлежать патристам:
-: брать можно только «справедливую цену»
-: христианин не может быть купцом
-: деньги - зло, хотя и неизбежное
+: физическим трудом должны заниматься только рабы и иностранцы
-: идеал - монашество
I:
S: Какой из указанных постулатов не принадлежит Т.Аквинату:
-: человек обязан трудиться
-: целью труда может быть устранение праздности
-: труд по своей профессии - это служение Богу
+: продавать дороже, чем сам купил, всегда грех
-: собственность - это стимул к труду
I:
S: Кто из указанных авторов считал, что "справедливая цена" - это цена, которая дает нормальный для данного сословия доход, если вычесть из неё все издержки?
-: Григорий Богослов
-: Аристотель
-: Монах Иероним
+: Фома Аквинский
-: Адам Смит
I:
S: Кому принадлежит авторство следующего оправдания процента - если владелец денег дает их взаймы, он лишается того дохода, который мог бы получить, если бы сам пустил эти деньги в оборот:
-: Платону
-: Колумелле
-: Ибн- Хальдуну
-: Патристам
+: Канонистам
I:
S: Все ли перечисленные средневековые авторы являются патристами:
+: Александр Галесский
-: Климент Александрийский
-: Киприан Медиоланский
-: Августин
-: Василий Великий
I:
S: Что по мнению Фомы Аквинского не может быть целью труда:
-: содержание семьи
-: удовлетворение потребностей
-: устранение праздности
+: увеличение прибыли
-: благотворительность