Деловое предназначение субъектов предпринимательского бизнеса
Понимание системного характера современного предпринимательского бизнеса, его устойчивости и целостности важно любому действующему предпринимателю, в том числе и начинающему. Надо лишь поскорее найти в этой системе достойное место для себя самого.
Поиск профессиональными предпринимателями достойного места в жизни связан с выявлением ими своего делового предназначения, которое обычно называется предпринимательской миссией. Предпринимательскую миссию необходимо выявлять каждому человеку, выходящему на старт деловой карьеры, независимо от того, делает он это впервые либо возвращается к занятию предпринимательством после перерыва.
Предпринимательская миссия (деловое предназначение) каждого из предпринимателей имеет две составляющие: внешнюю и внутреннюю. Внешнюю составляющуюпредпринимательской миссии образует совокупность потребительских, партнерских, конфликтных и иных ожиданий внешнего окружения, которые связываются им с деятельностью каждого из предпринимателей. От любого субъекта бизнеса все постоянно чего-то ждут. Кто-то томится в ожидании новых высококачественных товаров и услуг, кто-то рассчитывает обрести в его лице новый рынок сбыта, кому-то позарез необходим деловой партнер или устойчивый контрагент, а кого-то тяготит предвкушение выхода на рынок нового опасного соперника.
Внешнее окружение не просто пассивно и терпеливо ждет появления носителей искомой предпринимательской миссии, но и активно готовится к появлению ожидаемых субъектов бизнеса, демонстрирует готовность к встрече с ними. В среде потенциальных партнеров и клиентов происходит формирование своего рода спроса на предпринимателей, обладающих вполне определенным деловым предназначением. В среде потенциальных конкурентов формируется потребность в том, чтобы подобные предприниматели никогда не появлялись на рынке. Совокупность данных ожиданий, потребностей и спроса, формирующихся в экономической среде предпринимательского бизнеса, образует внешние импульсыпредпринимательства.Реакцией на них и является внешняя составляющая предпринимательской миссии.
Внутреннюю составляющую предпринимательской миссии образуют реакции предпринимателей на совокупность собственных намерений, потребностей и ожиданий, связанных с профессиональным занятием теми или иными видами предпринимательского бизнеса при существующем внешнем окружении. Все эти ожидания, потребности и намерения составляют внутренние импульсы предпринимательства.
Чтобы выявить, в чем именно состоит его деловое предназначение, каждому субъекту предпринимательского бизнеса необходимо понять или хотя бы почувствовать ожидания и потребности внешней среды. Ему также следует разобраться и в себе самом. Для этого надо осознать мотивы, подталкивающие его к предпринимательскому бизнесу, сформулировать стратегические цели, выразить с их помощью собственные стратегические ожидания от занятия предпринимательством.
Каждый профессиональный предприниматель действует, повинуясь собственной иерархии предпринимательских мотивов и целей. Одни видят успех в победе над конкурентами, другие - в выживании. Одни стремятся лишь к максимизации предпринимательских доходов, не брезгуя никакими средствами, другие, формулируя стратегические цели бизнеса, руководствуются, наряду с финансовыми и имущественными мотивами, также этической, философской, социальной и эстетической мотивацией.
Предпринимательская миссия (деловое предназначение) каждого из субъектов бизнеса является важным элементом системы бизнеса как единого целого. Она не может директивно устанавливаться или механически задаваться. Выявляя собственную предпринимательскую миссию, субъекты бизнеса действуют самостоятельно и проявляют свой деловой суверенитет. Одновременно они обязаны понимать необходимость достижения согласия с интересами своего внешнего окружения.
Предприниматели предстают как потенциальные конкуренты всем, кто окажется на их пути к относительно ограниченным благам, и вместе с тем - как участники единого ансамбля деловых связей; их деятельность признается общественно полезной и интегрируется в систему. Поэтому в процессе выявления предпринимательской миссии субъекты бизнеса ограничивают свою естественную свободу рамками познанной необходимости.
Свободав предпринимательском бизнесе представляет собой высшую степень самостоятельности предпринимателей, их независимость от интересов, решений и действий своего окружения. Неограниченную свободу предпринимательства нельзя отождествлять с деловым суверенитетом предпринимателей. Ее можно было наблюдать в прошлом, в период широкого распространения так называемой свободной конкуренции. Но сегодня представления о свободе предпринимательства являются не более чем пережитком былых времен, ярким напоминанием о том историческом периоде развития рыночной экономики, когда все субъекты бизнеса были свободны и мало считались с интересами друг друга. Сегодня, однако, все вынуждены считаться друг с другом. Поэтому свободный выбор в условиях современной рыночной экономики является отражением не только внутренних, но и внешних импульсов предпринимательства.
Предприниматели ограничивают свободу друг друга рамками допустимого, коридором независимости, внутри которого каждому из предпринимателей кажется, что он свободен. На самом деле он свободен лишь в пределах своего собственного делового суверенитета и делового суверенитета всех представителей среды своего бизнеса. Умный предприниматель никогда не сделает свободу самоцелью. Не сделает он таковой и рост предпринимательских доходов. Напротив, он прежде всего постарается понравиться своему окружению, заслужить его доверие, продемонстрировать ему желание быть полезным.
К примеру, ни один предприниматель-коммерсант, тайно мечтающий о «рынке продавца», никогда не согласится на появление такого рынка наяву. Главная задача любого предпринимателя, считает, к примеру, признанный авторитет в области коммерческого предпринимательства Фрэнк Беттджер, - добиться желания клиента сотрудничать с ним. «Заслуженное доверие - вот главный принцип хороших или отличных отношений с окружающими, - подчеркивает Ф. Беттджер. - Следуйте проверенному принципу: сначала сами поверьте в то, во что должен поверить ваш клиент». Деловое предназначение любого предпринимателя - «крутиться» в коридоре независимости и быть полезным своим клиентам круглосуточно, стремясь найти сочетание внешних и внутренних импульсов своей деятельности. Он вынужден заниматься этим регулярно, проверяя и перепроверяя свою предпринимательскую миссию в конце каждого очередного тактического цикла.
Каждый из субъектов предпринимательского бизнеса оказывает влияние на свое деловое окружение, но и сам при этом испытывает встречное влияние. Каждому из них чрезвычайно важно отдавать себе отчет в том, кто и какое воздействие может оказать на деятельность его фирмы и на кого он может повлиять сам, стремясь к достижению успеха.
Вполне возможно, что его внутренний настрой вообще неприемлем для внешнего окружения. В этом случае можно утверждать, что его деловое предназначение определено неправильно. Но если внутренние и внешние импульсы предпринимательства сочетаются между собой, справедливо утверждение о том, что предпринимательская миссия выявленас большой степенью точности.
Может ли современный предприниматель считаться свободным, находясь в коридоре независимости? По сути современная система бизнеса выдвинула деловой суверенитет предпринимателей как альтернативу их свободе, оставшейся в прошлом.
Субъекты предпринимательского бизнеса заботятся о сохранении и воспроизведении не абстрактной свободы, а именно делового суверенитета. Они вынуждены обеспечивать этот суверенитет, не игнорируя интересы других субъектов бизнеса, а, напротив, опираясь на данные интересы. Это подталкивает их к постоянному поиску согласия интересов, с достижением которого снимались бы угрозы их безопасному функционированию. Поэтому деловой суверенитет предпринимателей характеризует высшую степень допустимой предпринимательской свободыв современном обществе.
Приступая к занятию предпринимательским бизнесом, каждый предприниматель всегда задается рядом типовых вопросов, отражающих его реакции на ожидания внешнего окружения, связанные с его деловой деятельностью. Таковыми являются вопросы «для чего?», «для кого?», «что?», «как?», «с кем?» и «против кого?».
Отвечая на вопрос «для чего?», предприниматель уточняет внутренние импульсы деловой деятельности. Отвечая на вопрос «для кого?», он пытается понять, кому нужны результаты его деятельности и он сам как творец этих результатов. Сочетая положительные ответы на данные вопросы, каждый предприниматель старается выявить свое деловое предназначение и воплотить его в своей предпринимательской стратегии. Если хотя бы на один из этих вопросов не находится положительного ответа, бизнесом заниматься не стоит, ибо вместо осмысленного и успешного бизнеса начинающий предприниматель обязательно получит « monkey business » («мартышкин труд»)- бессмысленную и бесцельную имитацию деловой активности.
В дальнейшем, отвечая на вопросы «что?» и «как?», субъекты предпринимательского бизнеса очерчивают содержание и технологии деловой деятельности, к которой они намереваются приступить, убедившись в том, что их предпринимательские миссии определены правильно. Отвечая на вопросы «с кем?» и «против кого?», предприниматели очерчивают круг представителей внешнего окружения, с которыми они планируют вступить либо в партнерские отношения, либо в отношения конкуренции.
Обычно предприниматели стараются ответить на подобные вопросы, формируя свои стратегические бизнес-планы. Такие бизнес-планы являются важным инструментом воплощения предпринимателями полученных представлений о собственной предпринимательской миссии. В процессе их составления каждый предприниматель тщательно анализирует собственный ППК, изучает конкурентов, формулирует стратегические и тактические цели бизнеса, которые должны соответствовать запросам рынка. Если предприниматель заинтересован в общественной поддержке своих начинаний, привлечении в свою деятельность внешних инвестиций, внимании потенциальных клиентов, либо, хотя бы, - во внешней экспертизе своих установок, он обязательно организует презентацию бизнес-планов.
В странах с рыночно ориентированной экономикой стратегические бизнес-планы имеют чрезвычайно широкое распространение. Как правило, они представляют собой многостраничный документ, в котором обосновываются действия, необходимые для реализации важного коммерческого проекта или создания нового предприятия. Стратегический бизнес-план включает разработку цели и задач, которые ставятся перед предпринимательской фирмой на перспективу, оценку сильных и слабых сторон производства, оценку ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей, а также анализ рынка и информацию о внешнем окружении. Бизнес-план позволяет показать выгодность предполагаемого проекта, привлечь возможных контрагентов, партнеров и потенциальных инвесторов. Наряду со стратегическими бизнес-планами, рассчитанными на перспективу, предприниматели используют так называемые оперативные или текущие бизнес-планы, рассчитанные на один год работы фирмы.
Содержание и структура бизнес-плана зависят от цели его составления и области применения, но в целом обычно он состоит из следующих элементов: резюме (кратко суммирующее основные моменты бизнес-плана); сведения о компании (раскрывается содержание бизнеса и направления работы); анализ рынка (определяется объем рынка сбыта для производимого продукта (работы или услуги), доля рынка, которую предполагается Захватить); план по маркетингу и продажам (где отражаются планируемые объемы продаж и пути их достижения); оперативный план (план приобретения оборудования, закупок, проведения строительства или ремонта и др.); план по трудовым ресурсам (подготовка и наем рабочей силы); финансовый план (здесь обобщаются прогнозные денежные потоки).
Прежде чем начать собственное дело необходимо очень тщательно и, по возможности, объективно определить свой сильные и слабые стороны с точки зрения профессиональных способностей, интересов, умственного развития, способностей к выполнению деловой деятельности. Для этого необходимо составить прогноз того, как воспримет эти сильные и слабые стороны внешнее окружение.
В США, к примеру, это делается с помощью специально разработанных тестов на определение специфических качеств субъектов предпринимательского бизнеса. При создании собственного бизнеса анализируются факторы, влияющие на формирование во внешней среде положительных оценок деятельности предпринимателей и потому активизирующие внутреннюю мотивацию данных предпринимателей прежде всего в сфере рационализации бизнеса и развития деловых способностей.
Подобную тщательность и серьезность американцев в деле создания собственного предпринимательского бизнеса можно объяснить тем, что в США не любят людей, берущих на себя обязательства, которые они не в состоянии профессионально выполнить на достаточно высоком уровне.
Деловое предназначение может не выявляться предпринимателями в ходе тщательного анализа внутренних и внешних ожиданий, а угадываться или даже предугадываться ими. В тех случаях, когда субъектам предпринимательского бизнеса удается угадать (предугадать) свою собственную предпринимательскую миссию взамен ее выявления, можно констатировать огромное везение либо необычайную интуицию удачливых предпринимателей. Ведь точные ответы на все типовые вопросы находятся ими по воле случая.
В реальной жизни ни один серьезный профессиональный предприниматель, конечно, не позволяет себе постоянно делать ставку лишь на удачу. Поэтому для правильного определения собственного делового предназначения он старается добиться соответствия внутренних и внешних ожиданий. Это возможно двумя способами - путем адаптации собственных стратегических целей к потребностям внешней среды либо путем адаптации внешней среды к своим собственным стратегическим целям. Чаще всего предприниматели прибегают к первому способу. Но некоторые идут и по второму пути.
В данном случае они как бы «навязывают» своему окружению потребности в своих товарах (услугах, работах), а заодно - приучают это окружение к неизбежности собственного присутствия на рынке. Чтобы действовать так, предпринимателям надо обладать огромной силой воли, высокой энергетикой, быть постоянно активными и инициативными, демонстрировать высочайший уровень предприимчивости. Обычно данный путь выбирается теми, кто настойчиво предлагает обществу свои товары (услуги, работы), а также содержание и технологии своего бизнеса в качестве эталона. Это можно наблюдать, к примеру, в деловой деятельности предпринимателей, работающих в модельном бизнесе, в шоу-бизнесе, а также в поведении лидеров крупного производственного, финансового и коммерческого бизнеса.
В любом случае, какой путь ни предпочли бы субъекты предпринимательского бизнеса для сопоставления внутренних и внешних ожиданий от своей деловой деятельности, они действуют так, стараясь выявить «правильную», т.е. объективно существующую предпринимательскую миссию. Данная миссия, однако, должна быть не только правильно определенной, но и, безусловно, выполнимой.
Предпринимательская миссия не может быть невыполнимой изначально. В таком случае нет смысла говорить о том, что она вообще существует. Скажем, банковское дело никогда не станет деловым предназначением того или иного предпринимателя, мечтающего о карьере владельца банка, морально готового быть банкиром и реагирующего на потребности делового сообщества в появлении надежного кредитного учреждения, если данный предприниматель не обладает собственными или заемными ресурсами для открытия собственного банка.
Поэтому выявление предпринимательской миссии всегда сопряжено с признанием ее обязательной выполнимости. Но выполнение предпринимателями своего делового предназначения не случается автоматически. Выполнение предпринимательской миссии имеет временные рамки. Оно зависит от уровня предпринимательской конкурентоспособности каждого субъекта бизнеса, от степени обоснованности содержания и технологий делового поведения, возникновения, поддержания, развития и прекращения деловых отношений, а также от состава планируемых действий по укреплению потенциала предпринимательской конкурентоспособности.
Обоснованный расчет потенциала конкурентоспособности, оценка собственных сил и возможностей внешней среды дают ответ на вопрос, выполнима ли предпринимательская миссия вообще и, если выполнима, то в какие сроки. Вполне может статься также, что правильно определенная или угаданная предпринимательская миссия, в основном соответствующая ожиданиям внешней среды, окажется невыполнимой.
Для обеспечения выполнимости своей предпринимательской миссии субъекты бизнеса создают внутри своих предпринимательских фирм систему организационных и управленческих связей, с помощью которого они могли бы мобилизовать потенциал предпринимательской конкурентоспособности и осуществить деловое поведение. Совокупность этих связей обычно называется внутрифирменным менеджментом.
В мелком бизнесе функции менеджмента и предпринимательства чаще всего совпадают. Напротив, в крупном бизнесе менеджеры компании являются, как правило, наемными работниками. В менеджерах предпринимательской фирмы часто видят лишь служащих данной фирмы, организующих деятельность других сотрудников, направляющих ее на исполнение выбранных технологий делового поведения, а также на установление, поддержание, развитие или прекращение деловых отношений. Но главное во внутрифирменном менеджменте, прежде всего в топ-менеджменте фирмы - обеспечение выполнения делового предназначения предпринимателей.
Поэтому эффективный внутрифирменный менеджмент является, как и предпринимательская миссия каждого из субъектов бизнеса, важным элементом системы бизнеса как единого целого. Не только владельцы бизнеса, но и их окружение зависят от действий менеджеров компании.
В успешном внутрифирменном менеджменте заинтересованы владельцы фирмы, а вместе с ними - клиенты данной фирмы, ее партнеры и контрагенты, а также государство как выразитель интересов всех своих граждан. В нем не заинтересованы лишь конкуренты. Столкнувшись с сильным внутрифирменным менеджментом в стане соперников, предприниматели вынуждены находить способы активизации действий своих управляющих и повышения эффективности всего внутрифирменного менеджмента. Они идут на это для обеспечения выполнимости собственного делового предназначения в условиях повышенной конкурентной опасности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Основы бизнеса Круглова Н.Ю. М.: Изд-во РДЛ, 2005. — 560 с.
- http://www.bestreferat.ru/referat-52272.html
-Основы бизнеса (Отв. ред. Ю.Б. Рубин) 4-е изд., перераб. и доп. - М.: МФПА, 2003. — 839 с.
- http://be5.biz/ekonomika/p001/02.htm