Макроэкономическая политика в открытой экономике
Теоретическое задание:
• поясните, в чем заключаются особенности моделирования открытой экономики?
• определите, какова эффективность денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в условиях открытой экономики при фиксированном и плавающем валютном курсе (для ответа на вопрос используйте приведенное далее задание и соответствующий пункт 1, 2, 3 или 4, в зависимости от своего варианта).
Задание:
С помощью графического изображения модели Манделла-Флеминга (см. рис. 2) покажите, как изменится равновесие, если:
|
Рис. 2 Модель Манделла-Флеминга.
1) государство переходит к более мягкой денежно-кредитной политике, а валютный курс фиксирован;
2) государство переходит к более мягкой денежно-кредитной политике, а валютный курс является плавающим;
3) государство переходит к более мягкой бюджетно-налоговой политике, а валютный курс фиксирован;
4) государство переходит к более мягкой бюджетно-налоговой политике, а валютный курс является плавающим.
• определите желательные сочетания денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики (в соответствии со своим вариантом (пункт 1, 2,3 или 4), имея ввиду 3 варианта: жесткий, промежуточный, мягкий), если открытая экономика функционирует в режиме плавающего валютного курса и находится на диаграмме Свона в области (см. рис. 1)
|
Рис. 1 Диаграмма Свона
1) ниже линии YY и выше линии САВ(область 1);
2) выше линии YY и выше линии САВ(область 2);
3) выше линии YY и ниже линии САВ(область 3);
4) ниже линии YY и выше линии САВ(область 4).
Практическое задание:
Малая открытой экономика с плавающим валютным курсом характеризуется следующими данными:
Показатели | |
Автономное потребление (Са) | |
Предельная склонность к потреблению (МРС) | |
Функция инвестиции (I) | |
Государственные расходы (G) | |
Автономные налоги (Тa) | |
Ставка пропорционального налога t | |
Трансферты (TR) | |
Номинальное предложение денег (Ms) | |
Значение дефлятора (def) | |
Реальный спрос на деньги ( ) | |
Изменение государственных расходов (∆G) | |
Чистый экспорт (Xn) | |
Мировая ставка процента(iмир) |
Примечание: все значения, кроме значения функции чистого экспорта взять из п. 3.1.
Предположим, что реальный валютныйкурсравен 1.
Определите:
· внутреннюю норму процента и ответьте на вопрос: находится ли экономика в равновесии?
· равновесный выпуск; опишите механизм достижения равновесия;
· равновесный обменный курс;
· каким должен быть уровень государственных расходов (при неизменной сумме налоговых поступлений) для того чтобы в равновесном состоянии реальный обменный курс сохранился на уровне 1?
Сделайте выводы по разделу.
Показатели для расчета ВВП (П.1.1.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели | ||||||||||||||||||||||||||||||
Косвенные налоги с предприятий | ||||||||||||||||||||||||||||||
Заработная плата | ||||||||||||||||||||||||||||||
Проценты по государственным облигациям | ||||||||||||||||||||||||||||||
Начисленная арендная плата | ||||||||||||||||||||||||||||||
Условно начисленная арендная плата | ||||||||||||||||||||||||||||||
Доходы от собственности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Экспорт | ||||||||||||||||||||||||||||||
Стоимость потребленного капитала | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | ||||||||||||||||
Государственные закупки товаров и услуг | ||||||||||||||||||||||||||||||
Дивиденды | ||||||||||||||||||||||||||||||
Нераспределенная прибыль предприятий | ||||||||||||||||||||||||||||||
Процентные платежи | ||||||||||||||||||||||||||||||
Валовые инвестиции | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | ||||||||||||||
Частные трансфертные платежи | ||||||||||||||||||||||||||||||
Государственные трансферты домохозяйствам | ||||||||||||||||||||||||||||||
Государственное потребление | ||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы домохозяйств на товары краткосрочного пользования | ||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы домохозяйств на товары долгосрочного пользования | ||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы домохозяйств на услуги | ||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы домохозяйств на покупку жилья | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | ||||||||||||||||||||
Импорт | ||||||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальные налоги (подоходный налог) | .34 | |||||||||||||||||||||||||||||
Налог на прибыль предприятий | ||||||||||||||||||||||||||||||
Взносы на социальное страхование | ||||||||||||||||||||||||||||||
Инвестиции в основной капитал | ||||||||||||||||||||||||||||||
Инвестиции в жилищное строительство | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | ||||||||||
Государственные инвестиции | ||||||||||||||||||||||||||||||
Изменение товарно-материальных запасов на конец года | -5 | -6 | -4 | -7 | -8 | |||||||||||||||||||||||||
Прибыль крупных предприятий | ||||||||||||||||||||||||||||||
Субсидии предприятиям | ||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы частного сектора на приобретение ценных бумаг |
Показатели для расчета уровня безработицы (П.1.2.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели | ||||||||||||||||||||||||||||||
Общая численность населения, в том числе: | ||||||||||||||||||||||||||||||
дети до 16 лет и люди, находящиеся в длительной изоляции | ||||||||||||||||||||||||||||||
студенты дневного отделения | ||||||||||||||||||||||||||||||
пенсионеры | ||||||||||||||||||||||||||||||
лица без особого места жительства | 0,7 | 1,2 | 2,2 | 1,4 | 1,8 | 2,6 | 3,1 | 2,2 | 5,1 | 2,1 | 3,4 | 1,6 | 0,8 | 0,9 | 1,6 | 1,2 | 2,5 | 2,7 | 4,6 | 3,4 | 5,1 | 4,8 | ||||||||
прекратившие поиск работы | ||||||||||||||||||||||||||||||
лица занятые неполный рабочий день | 0,8 | 2,6 | 4,6 | 1,2 | 2,4 | 0,6 | 8,6 | 10,6 | 7,4 | 0,5 | 0,8 | 3,4 | 0,4 | 0,9 | 3,2 | 8,3 | 6,3 | 3,2 | 5,4 | 1,4 | 5,3 | 0,1 | 0,7 | 4,1 | 8,2 | 0,2 | 2,4 | 3,7 | 6,2 | |
лица, находящиеся в отпуске | ||||||||||||||||||||||||||||||
лица, имеющие работу, но бастующие | 0,2 | 1,2 | 1,3 | 2,2 | 0,8 | 1,1 | 1,3 | 1,6 | 2,3 | 2,4 | 0,5 | 0,8 | 0,1 | 1,1 | 2,1 | 1,4 | 1,3 | 0,5 | 0,6 | 0,4 | 0,9 | 0,7 | 1,2 | 0,5 | 0,4 | 0,9 | 1,5 | 2,1 | 3,2 | |
лица, занятые на семейном предприятии без оплаты | 5,8 | 4,9 | 2,9 | 4,8 | 5,7 | 9,4 | 6,5 | 1,8 | 4,9 | 7,8 | 8,1 | 9,9 | 5,5 | 8,6 | 4,3 | 6,2 | 5,8 | 6,4 | 7,5 | 6,1 | 8,7 | 2,2 | 4,4 | 5,9 | 6,7 | 6,8 | 1,5 | |||
военнослужащие | ||||||||||||||||||||||||||||||
домохозяйки | 4,8 | 7,8 | 9,2 | 6,1 | 4,5 | 8,6 | 5,1 | 3,8 | 4,9 | 7,8 | 9,5 | 4,6 | 9,1 | 7,8 | 6,3 | 4,9 | 8,4 | 7,6 | 4,2 | 8,6 | 5,6 | |||||||||
лица, не имеющие работы и зарегистрированные в службе занятости | 8,4 | 18,5 | 15,9 | 8,4 | 9,1 | 15,7 | 11,6 | 10,1 | 11,3 | 18,4 | 19,3 | 7,2 | 17,7 | 16,2 | 32,5 | 3,1 | 5,4 | 12,3 | 37,5 | 15,4 | ||||||||||
Естественный уровень безработицы (U*) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент Оукена (β) | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Показатели динамики фактической занятости (Lt) за 10 лет для расчета показателей в П. 1.3) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Численность занятых в экономике в соответствующем периоде (Lt) | L2000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
L2001 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
L2002 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
L2003 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
L2004 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
L2005 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
L2006 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
L2007 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
L2008 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
L2009 | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | |||
Номинальная зарплата в 2000 г(Wном) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Инфляционные ожидания | π1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
π2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели для расчета равновесного ВВП (П.2.1.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели | ||||||||||||||||||||||||||||||
Автономное потребление (Са) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Предельная склонность к потреблению (МРС) | 0,8 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 0,75 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 0,5 | 0,75 | 0,6 | 0,6 | 0,75 | 0,6 | 0,6 | 0,75 | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 0,6 | 0,75 | 0,6 |
Автономные инвестиции (Iа) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Государственные расходы (G) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Налоги (Т) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Ставка пропорционального налога t | 0,1 | 0,15 | 0,08 | 0,1 | 0,08 | 0,1 | 0,08 | 0,1 | 0,08 | 0,15 | 0,1 | 0,15 | 0,08 | 0,1 | 0,08 | 0,14 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,15 | 0,1 | 0,15 | 0,08 | 0,1 | 0,08 | 0,14 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,15 |
Трансферты (TR) |
Показатели для определения равновесия в модели IS - LM (П. 3) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели | ||||||||||||||||||||||||||||||
Функция инвестиций (I) | 50 – 2,5i | 80 – 2i | 75 – 2i | 15 – i | 75 – 3i | 40 – 2i | 80 – 2i | 60 – 3i | 70 – 3i | 60 – 2i | 50 – i | 65 – 2i | 40 – 2i | 30 – i | 60 – i | 80 – 3i | 80 – 5i | 50 – 2i | 75 – i | 60 – 2i | 30 – 2i | 50 – i | 60 – 2i | 80 – 3i | 50 – 4i | 50 – 2i | 60 – 2i | 60 – 2,5i | 40 – 3i | 50 – 2i |
Номинальное предложение денег (Ms) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Значение дефлятора (def) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Реальный спрос на деньги ( ) | 0,2Y – 5i | 0,3Y – 3i | 0,2Y – 4i | 0,4Y – 5i | 0,4Y – 2i | 0,4Y – 2i | 0,25Y – i | 0,4Y – 4i | 0,2Y – 5i | 0,4Y – 2i | 0,2Y – 2i | 0,5Y – 4i | 0,2Y – 4i | 0,4Y – 2i | 0,6У – 3i | 0,4У -- 2i | 0,4Y – 2i | 0,5Y – 5i | 0,4Y – 3i | 0,4Y – 2i | 0,5Y – 3i | 0,5Y – 4i | 0,8Y – 2i | 0,5Y – 4i | 0,3Y – 3i | 0,2Y – 2i | 0,7Y – 4i | 0,3Y – i | 0,4Y – 2i | 0,4Y – 2i |
Изменение государственных расходов (∆G) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Чистый экспорт (Xn) | 80 – 50e | 100 – 70e | 80 – 110e | 15 – e | 90 – 60e | 50 – 70e | 90 – 70e | 100 – 80e | 100 – 90e | 63 – 80e | 50 – 75e | 70 – 90e | 100 – 80e | 100 – 90e | 90 – 60e | 80 – 50e | 100 – 70e | 110 – 80e | 100 – 90e | 90 – 60e | 80 – 50e | 100 – 70e | 100 – 80e | 100 – 90e | 90 – 60e | 70 – 50e | 90 – 70e | 100 – 80e | 100 – 90e | 80 – 63e |
Мировая ставка процента(iмир) |
Указания для выполнения теоретических заданий в п. 3.3. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вариант | ||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 2 |