Закон предложения: рост цен при других равных условиях ведет к увеличению объема производства и наоборот, при снижении цен объем производства сокращается
Закон предложения находится в полном соответствии с логикой экономического и хозяйственного интереса производителей. Чем выше цена, при прочих равных условиях, тем выше валовой доход, а значит и прибыль производителя.
Необходимо различать изменение самого предложения и изменение величины предложения. Изменение предложения означает, что за теми же самыми ценами вырабатывают или поставляют больше или меньше товаров. Самое предложение и его динамика зависят от действия неценовых факторов.
Изменение величины предложения означает, что в зависимости от уровня цены товаропроизводитель вырабатывает и поставляет на рынок больший или меньший объем товара. Величина предложения является функцией цены и меняется только в результате изменения цены.
Факторы, которые определяют динамику предложения
-число поставщиков данного товара на рынок. Чем большее число поставщиков, тем более рыночное предложение;
-уровень интегрирования экономики в мировое хозяйство, которое определяет доступность национального рынка для заграничных производителей и мирового рынка для отечественных производителей:
Динамика импорта и экспорта влияет на объемы предложения на национальном рынке. Повышение экспорта приводит к сокращению предложения на национальном рынке, а увеличение импорта к ее повышению. Если потоки экспорта и импорта сбалансированные предложение на внутреннем рынке остается неизменной.
-расхода на производство данного товара, которые определяют минимально приемлемую для поставщиков цену (зворотня зависимость);
- уровень розвязки научно-технических исследований, и возможность инновации производства;
-цены на товары, которые могут быть выпущены данным производителем без важного изменения сырья и технологий;
Товаропроизводитель отдает предпочтение тем товарам, которые можно реализовать за более высокими ценами. Уровень налогов, дотаций, льгот, которые государство устанавливает на производство определенных товаров. Налоги увеличивают расходы, а итак уменьшается предложение, когда же государство субсидирует производство какого-нибудь товара, то это уменьшает расходы, а итак увеличивает предложение.
-ожидание поставщика относительно динамики цен.
5. Эластичность предложения, измерение ее уровня и определяющие факторы.
Способность предложения или его величины изменяться в результате изменения рыночных цен называется эластичностью предложения.
ЕS=% S / % Р;
Еd=( S/Sпоп)/( Р/Рпоп)
В зависимости от уровня коэффициента эластичности предложения различают 5 уровней эластичности предложения:
1.Если Еs>1, то предложение эластичное, она чутко реагирует на смену ценовой ситуации, даже незначительное изменение цены приводит к значительному изменению объемов продаж; при падении цены объем продаж значительно уменьшается и товаропроизводитель избегает возможного ущерба, а при увеличении цены объем продаж увеличивается и товаропроизводитель получает дополнительную прибыль.
2.Если Еs<1, то предложение не эластичное, она слабо реагирует на смену ценовой ситуации, даже значительное изменение цены не приводит к важным изменениям объемов продаж. Производитель не может получить вся возможная дополнительная прибыль, а в случае снижения цены понесет урон.
3.Если Еs=1, то предложение единичной эластичности, изменение предложения и цены происходят в одинаковой пропорции. Соответственно при повышении цены товаропроизводитель получает прибыль, а снижении цены страдает незначительного ущерба.
4.Если Еs=0, то предложение абсолютно неэластичное, никакое изменение цены не приведет к изменениям объемов продаж. Доход и прибыль производителя зависят только от уровня цены: TR=P*Q
5.Если Еs = ∞ , предложение абсолютно эластичное , объем продаж меняется без каких-нибудь перемен в цене. Доход и прибыль производителя зависят только от объемов продаж:
TR=P*Q
Факторы, которые определяют уровень эластичности.
Главным фактором, который определяет уровень эластичности есть
- фактор времени. Способность предложения изменяться под влиянием изменения цен зависит главным образом от времени, которое есть у производителя для того, чтобы приспособиться к любой ценовой ситуации. Различают кратчайшие, краткосрочные и долгосрочные рыночные периоды. Кратчайший период не разрешает отреагировать на смену цены и вынужден согласиться с ней (ситуация прайз-тейкер), товар продается по новой рыночной цене, и если она выросшая производитель получает дополнительный доход, ввалившаяся, то понесет урон. Краткосрочный период разрешает увеличить объемы производства за счет внутренних ресурсов: больше эффективного использования мощностей, введение новых форм организации работы и т.д.
Долгосрочный период разрешает увеличить объемы производства за счет дополнительных инвестиций, перелива капитала из других областей, за счет освоения новых технологий. При повышении цены - введение дополнительных производственных мощностей, открытие в области новых предприятий.
Вместе с тем, возможность производителя изменять объемы производства зависит не только от времени, но и от других факторов:
- степень загрузки производственных мощностей и наличие их резервов. В условиях рынка необходимый резерв мощностей, так, чтобы при благоприятной рыночной конъюнктуре была возможность немедленного роста производства.
- продолжительность производственного цикла;
- уровень интегрирования региональных рынков в национальной и национальный в мировой. Доступность рынков разрешает перераспределять ресурсы и товарные потоки и насыщать ими рынки, где цены повысились.
- уровень развития коммерческой информации и инфраструктуры рынка, который разрешает своевременно получать информацию и перемещение товаров на рынки с лучшей рыночной конъюнктурой. Рыночная конъюнктура – это экономическая ситуация, которая составляется на рынке и характеризуется определенным уровнем спроса и предложения их динамикой, активностью рыночных субъектов, ценами, объемами продажи, которые формируют особые условия хозяйствования.
- наличие в национальной экономике механизмов перераспределения инвестиционных ресурсов, уровень развития кредитно-банковской системы, рынка ценных бумаг, акционерной формы хозяйствования;
- гибкость производственных мощностей и возможность их переориентации на производство другой продукции.
6. Сущность рыночного равновесия и равновесной цены. Функции равновесной цены и ее динамика.
1. Спрос и предложение – диалектические противоположности, рынки, противоречивое единство которых, является движущим фактором развития рыночной экономики.
Противоречивость спроса и предложения разрешается на рынке путем приведения різнонаправлених тенденций и интересов покупателя и продавца к удовлетворяющей обеих стороны варианту рыночного соглашения. Этот вариант базируется на рыночном клиринге или равновесной цене.
Рыночное равновесие - это такая ситуация, когда объемы спроса = объемам предложения.
Равновесная цена – цена, которая составляется на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, по которому объем покупок, которые готу сделать покупке, будет равным объема продаж товаров, которые устраивают поставщиков.
Графически равновесная цена может быть найдена путем наложения один на один кривой спроса и предложения.
Если на рынке по какой-нибудь причине будет установлена цена выше или ниже равновесной - возникает разбалансирование рынка и расхождение объемов рыночного спроса и предложения, то возникнет избыточный спрос или дефицит. Если же величина предложения товара по этой цене превышает величину спроса на него, то имеет место избыточное предложение, появится избыток.
Рассмотрим это графически.
Допустим, в результате влияния чего-то продажная цена возделась выше равновесной к уровню P1. Как бы не возделась цена всегда найдутся покупатели готу заплатить эту цену. Но объем спроса Qd1 будет значительно ниже равновесного. Число же желающих продать по этой цене увеличится к Qs1 . Превышение объема предложения, над объемом спроса (Qs1 - Qd1) приведет к затовариванию рынка. Чтобы избавиться от товара продавцы начнут снижать цену, а производители - сокращать производство. В меру снижения цены начнет роста спрос на товар. Это будет длиться к восстановлению равновесия.
В противоположной ситуации – если рыночная цена (P2) опустится ниже равновесной, возникает недостаток товара. Желающих купить дешевый товар станет больше, объем спроса возрастет к Qd2. Количество продавцов по низкой цене сократится. Количество товара уменьшится, объем предложения упадет к Qs2 . в условиях возникшего дефицита (Qd2 - Qs2 ) появятся покупке, готу заплатить больше высокую цену. Ориентируясь на повышенный активный спрос, продавцы начнут поднимать продажную цену. Производители начнут расширять выпуск и заполнять недостаток товара. Из другой стороны повышения продажной цены будет сокращать избыточный спрос. В результате рынок возвратится к равновесному состоянию.
Равновесная цена установливается для любого варианта соотношения спроса и предложения и представляет собой вариант удовлетворения реального платежеспособного спроса населения. Суть рыночного равновесия заключается в том, чтобы любой потребитель, которого устраивает данная цена товара, без каких-нибудь проблем находит товар на рынке и одновременно любой производитель, которого данная цена устраивает, без каких-нибудь проблем реализует свой товар. Иначе говоря, даже при абсолютной нехватке товаров, с точки зрения степени удовлетворения физической потребности в товаре, экономическая потребность в товаре удовлетворяется полностью и товар постоянно присутствующий на рынке.
Функции равновесной цены и ее динамика.
Равновесные цены находятся в постоянном движении, они меняются в результате изменения спроса и предложения. Для каждого нового соотношения спроса и предложения, рынок определяет свой новый вариант равновесия - новую рыночную цену и новый равновесный объем продаж.
Рассмотрим динамику цен при разных вариантах динамики спроса и предложения.
Графики
Цена - денежное выражение стоимости товара. Как экономическая категория, цена отображает комплекс экономических хозяйственных отношений между производителями, между обществом и отдельными товаропроизводителями, между сферами и областями национальной экономики по поводу отношения необходимых-общественно-необходимых расходов на производство товаров и распределения чистого дохода между отдельными производителями и областями народного хозяйства.
Регулирующее действие закона стоимости реально производится через экономические функции цены:
- ориентированная – заключается в том, что каждый товаропроизводитель, решая вопрос относительно области размещения ресурсов, анализирует свою хозяйственную деятельность, сравнивая свои расходы производства с рыночными ценами на товары.
- уравновешивающая– чтобы найти уровень равновесной цены, т.е. такой вариант рыночного соглашения между товаропроизводителями и потребителями, который удовлетворит обе стороны и обеспечил бы рыночное равновесие.
- учетная функция цены. Все расходы и результаты, как индивидуального, так и общественного производства, могут быть учтенные и рассчитанные только как соответствующая сумма цен товаров.
- распределительная. Сначала цены определяют распределение ресурса между областями, а потом распределяют доходы между конкретными товаропроизводителями. Результат - развитие структуры национальной экономики и приведение ее в соответствие со структурой и динамикой общественной потребности.
- стимулирующая. Цена побуждает товаропроизводителя постоянно снижать расхода, так как только при этом условию можно увеличить объем полученной прибыли.
-диффиринцирующая. Перераспределение доходов приводит к обогащению одних и к разрушению других товаропроизводителей. Дополнительные доходы разрешают расширять производство, а ущерб заставлял сокращать объем производства.
7. Особенности экономического поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Методика определения оптимального объема продажи конкурентной фирмы. Графическая интерпритация краткосрочного и долгосрочного равновесия конкурентной фирмы и области.
Большое количество товаропроизводетелей в отрасли влияет на особенности экономического положения конкурирующей фирмы. Для отдельной фирмы ее индивидуальный спрос на продукцию всегда является абсолютно эластичным. Т.е. фирма при существующем уровне цены может реализовать какой – либо объем производства. В тоже время отраслевой спрос есть обычным совокупным спросом, который обуславливается действием закона спроса и зависит от уровня рыночных цен. Поскольку фирма работает в условиях рыночного ценообразования она получает любую еденицу своей продукции по одной и той же цене. Соответственно придельный доход (МR) всегда равен рыночной цене. Поэтому график придельного дохода совпадает с графиком спроса конкурентной фирмы.
.
Валовый доход (ТR) зависит от уровня рыночной цены и объемов реализации. Графически валовый доход представляет собой кривую, которая поднимается. Угол наклона кривой ТR зависит от уровня рыночной цены, а ее длинна от объемов реализации данной конкурентной фирмы. Изменение цен на рынке свободной конкуренции происходит, как следствие изменения рыночного спроса, т. е. соотношение спроса и пределожения в пределах одной отрасли.
Проедлежение свободно конкурентной фирмы спадает, объмы производства, которые графически отвечают отрезку кривой МС, которая находится выше АС. Предложение в отрасли – это совокупное отраслевое предложение, которое графически представляет обычную растущюю кривую.
Свободно конкурирующая фирма постоянно работает в условиях «трайс-тейкер». Каждый раз, когда на рынке происходит изменение в цене товаропроизводитель должен решать вопрос есть ли смысл продолжать производство и оставатся в данной отрасли. Этот вопрос решается двумя путями:
1 методика.
Заключается в соотношении валового дохода и общих затрат конкурентной фирмы.
В зависимости от уровня цены фирма может: 1 работать в режиме максимизации прибыли; 2 в режиме минимизации затрат; 3 решать вопрос о остановке производства.
В 1-ом режиме: если валовый доход ТR превышает ТС, фирма получает экономическую прибыль и работает в режиме ее максимизации. Оптимальным будет объем производства, когда ТR-ТС имеет максимальное значение.
Во 2-м режиме: если цена уменьшается и валовый доход не покрывает общие затраты, фирма работает в режиме минимизации затрат и сравнивает свой валовый доход с общими переменными затратами ТVC. Пока ТR>TVC фирма будет продолжать производство и тем самым минимизировать свои затраты потому, что если фирма остановится она все равно имеет затраты, которые равны TVC.
В 3-м режиме: если цена падает к уровню, когда валовый доход не покрывает затраты (TR<TVC) фирма автоматически остановит производство.
2 методика.
Заключается в сопоставлении придельного дохода и придельных затрат. Если фирма работает в условиях свободной конкуренции, то ее придельный доход равен цене. 1 если цена превышает средние затраты P>AC фирма работает в режиме максимизации прибыли. Оптимальный объем производства, когда Р=MR=MC. 2 если цена падает и непокрывает общие средние затраты, но превышает средние переменные затраты, фирма работает в режиме минимизации затрат. 3 если цена устанавливается ниже средних переменных затрат производство автоматически останавливается.
В долгосрочном пероде в отрасли устанавливается равновесие и конкурирующие фирмы в режиме безубыточности, т.е. 1TR=TC, MR=MC=P=AC.
В долгосрочном периоде фирмы получают только нормальную прибыль. Их экономическая прибыль равна нулю. Это можно объяснить тем, что при наличии в конкурентной отрасли экономической прибыли товаропроизводители расширяют объемы производства и к тому же происходит приток новых фирм в отрасль. Благодаря этому подымается общее отраслевое предложение, что приводит к уменьшению цены. Расширение объемов производства и увеличение предложения продолжается пока цена не сравняется со средниме затратами на еденицу продукции. Дальнейшее увеличение отраслевых объемов не имеет смысла так как фирмы будут нести убытки.
И наоборот: если цена установится ниже уровня средних затрат, происходит уменьшение объемов производства и отток капитала с отрасли, пока цена не подымется и не сравняется с средними затратами.
Основная отличительная черта рыночных отношений - это конкуренция. В зависимости вот способов ее осуществления различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Рыночная структура определяется условиями, в которых образующие ее фирмы конкурируют между собой. К числу этих условий относятся: количества и размеры фирм, характер продукции, контроль над ценой и другие параметры. Степень влияния отдельного продавца или покупателя на рыночную цену характеризует совершенную или несовершенную конкуренцию.
Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенного влияния на цену.
Конкуренция является совершенной при наличии следующих условий:
1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию.
2. Однородность продукции разных предприятий в составе сектора.
3. Отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль нового производителя и возможность свободного выхода из нее.
4. Равный доступ ко всем видам информации - все покупатели имеют полную информацию в характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией в производственной технологии и ценах на факторы производства.
5. Свободный прилив капиталов из отрасли в отрасль.
6. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
Чисто конкурентные рынки решают две задачи:
- участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор продуктов, который наиболее предпочтителен и полезен для потребителей;
- производство осуществляется с минимальными для общества издержками.
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли – совершенные конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых обладает информацией в ценах, действует незавысим и объем его спроса относительно рис.
Группы покупателей, действующие сообща, могут воздействовать на цену и тогда рынок из совершенно конкурентного превращается в несовершенно конкурентный.
8. Особенности экономического поведения и определение оптимального объема продажи в условиях конкуренции монополий. Графическая интерпритация краткосрочного и долгосрочного равновесия.
Монополистическая конкуренция - это тип рыночной структуры близкий к совершенной конкуренции, а олигополия - ближе к монополии.
Монополистической конкуренции свойственны черты и монополии и совершенной конкуренции. Она проявляется там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Монополистической конкуренцией называют рыночную структуру, которая предполагает наличие большого числа фирм, для нее характерная легкость входа в отрасль и выхода из нее.
Признаки монополистической конкуренции:
- значительное количество фирм на рынке и высокая степень конкуренции;
- фирмы производят дифференцированные товары;
- реклама фирмами своих товаров и продвижение их на рынок;
- новые фирмы легко могут войти в данную отрасль.
По существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.
Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.
Ценообразование и оптимальный объем продаж конкурирующих монополий.
Конкурирующие монополии довольно свободные в назначении цен на свои товары. Определяя уровень цен, они, в сущности, задают потенциальный объем продаж. Однако, последний будет зависеть не только от ценовой политики фирмы, но и от динамики спроса на ее продукцию, которая полностью фирма контролировать не сможет.
Общие методики определения оптимального объема продаж применимые и для конкурирующих монополий.
1.Увеличение объема продаж имеет смысл до тех пор, пока валовый доход TR превышает валовые расходы ТС. Однако, валовой доход может измениться в результате изменения спроса. Относительная динамичность спроса конкурирующих монополий приводит к тому, что в краткосрочном периоде они могут работать с разным экономическим результатом - получать прибыль или нести убытки. Однако, в долгосрочном периоде конкурирующие монополии обеспечивают безубыточность, но при этом все-таки получают больше высокую нормальную прибыль, чем сделанные конкуренты.
2.Если обратиться к универсальному правилу определения оптимального объема продаж MR=МС, то совсем очевидная его модификация в отличии от рынка сделанной конкуренции MR=MC<P. Значит, в долгосрочном периоде равновесие фирмы устанавливается в точке, где рыночные цены оказываются равными средним расходам производства. Однако при этом, поскольку MR ниже рыночных цен, то общее правило модифицируется в такой способ:
Если учесть, что АСС у конкурирующих монополистов включают все расходы на неценовую конкуренцию, значит, что потребитель оплачивает все эти расходы фирмы. Значит, нормальная прибыль оказывается выше, чем прибыль сделанных конкурентов и они могут осуществлять дополнительные вложения в производство и сбыт, которые в условиях сделанной конкуренции можно производить за счет экономической прибыли.
Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции
Еще одним разновидностью рыночных структур является монополистическая конкуренция, которая связывает воедино две модели - свободную конкуренцию и чистую монополию.
Обращение фирмы в условиях монополистической конкуренции характеризуется следующими чертами.
Во-первых, линия спроса на продукцию будет иметь отрицательный наклон, который дает возможность получать прибыль в краткосрочном периоде.
График краткосрочного равновесия фирмы в условиях монополистической конкуренции
Так как условие равновесия MR=MC, то максимальная прибыль фирма получит при объеме Q1 и по цене P1, а ее абсолютная величина будет равняется площади четырехугольника P1KLM.
Во-вторых, при монополистической конкуренции отсутствуют любые ограничения на вход в область других производителей и выход из нее, поэтому получение прибыли привлечет в область новые фирмы, которая приведет к сокращению рыночного спроса на продукцию отдельной фирмы.
Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции
Новое положение равновесия фирмы возникает в точке прикосновенья кривой спроса d и кривой средних общих расходов АТС (в точке К). В этих условиях экономическая прибыль фирмы снижается к нулю при объеме Q2 и цене Р2 и тогда вход в область новых фирм прекращается.
9. Показатели монопольной власти. Необходимость, цели и задачи антимонопольного регулирования экономики.
Объективная необходимость государственного вмешательства в рыночные механизмы.
Рыночные механизмы обеспечивают довольно эффективное функционирование национальной экономики, но они же приводят к появлению ряда отрицательных тенденций и появлению особых секторов в экономике, которые не могут успешно развиваться и в полной мере удовлетворять нужды общества на базе чисто рыночного регулирования. Наиболее важные причины, которые делают необходимым государственное вмешательство в экономику:
1.Экономические кризисы и диспропорции в экономике, которые связаны с большими экономическими потерями. Чисто рыночное их регулирование требует продолжительного времени и дополнительных экономических потерь, поэтому все развитые страны с рыночной экономикой работают по принципу: «где возможно - рынок, где необходимо - государство» и ,в сущности, представляют собой смешанные экономические системы.
2.Рост доли монополии всех видов в валовом национальном продукте и усиление их экономических позиций требует вмешательства государства для защиты интересов общества. Монополии имеют реальные возможности перераспределить доходы в свою пользу, сдерживать объем производства, завышать цены и, кроме этого, таят определенную политическую угрозу.
3.Повышение доли в валовом национальном продукте и значение для нормального функционирования общества так называемых «общественных благ». Общественные блага неделимые, они потребляются всеми потребителями одновременно, никто не может быть исключен с потребителей главного блага. А это означает, что воспроизведение таких благ на основе рыночных принципов невозможно, поэтому государство вынуждено брать на себя или производство, или финансирование, а для всех других потребителей платой за такие блага есть налоги (охрана общественного порядка, пожарная охрана, наука и т.д.) Квазиобщественные блага могут входить в индивидуальное потребление, но конечный результат - удовлетворение общественной потребности.
4.В меру роста технического уровня производства и усиление общественного характера производства многократно нарастают «эффекты перелива», которые не могут быть отрегулированы без вмешательства государства.
Эффект перелива - это положительный или отрицательный результат хозяйственной деятельности в отдельном звене или области экономики, который возник у других хозяйствующих субъектов или в масштабах всей национальной экономики.
Эффекты перелива могут быть отрегулированы в соответствие с теоремой Коуза без вмешательства государства только в том случае, если:
- четко определенные права собственности, а значат и субъекты эффекта;
- экономическая оценка эффекта носит небольшой размер;
- можно четко определить содержание и дать экономическую оценку перелива.
Система антимонопольного регулирования экономики
Монополии имеют возможность постоянно завышать цены, контролировать и ограничивать объемы производства перераспределять в свою пользу часть дохода общества. Кроме того, монополии порождают коррупцию, поэтому государство вынуждено принимать меры по ограничению монополизма.
Естественные монополии регулируются преимущественно организационно-экономическими методами.
10. Издержки производства в краткосрочном периоде: общие, постоянные, переменные, средние, предельные, их графическая интерпретация. Динамика издержек в долгосрочном периоде. Эффект масштаба и его графическая интерпретация.
В краткосрочном временном периоде выделяют общие , постоянные, переменные, средние и предельные затраты.
Общие затраты (ТС) - это сумма всех затрат для производства данного товара.
Постоянные затраты (FC) - это затраты, которые не зависят вот объема выпуска продукции. К им относятся арендная плата, расходы на рекламу и т.д.
Переменные затраты (VC) - это затраты, величина которых, зависит вот объема выпускаемой продукции. К им относятся затраты на сырье , энергоресурсы, рабочую силу и т.д.
TC = FC + VC
Каждого производителя интересует вопрос: будет ли получен дополнительный доход при увеличении объема производства. Для ответа на этот вопрос пользуются предельными затратами.
Предельные затраты (МС) - отражают дополнительные затраты на дополнительную единицу продукции и определяются как изменение общих затрат при очень незначительном изменении объема выпуска.
Графическая кривая предельных затрат выглядит так:
Кривая предельных затрат показывает, что сначала их величина уменьшается, но достиг минимального значения Q1, МС увеличивается. Далее, чем больше будет объем производства, тем круче график предельных затрат.
Так как дорогого производителя интересует во сколько ему обходятся затраты на производство продукции в целом, то различают средние общие затраты (АТС) , средние переменные затраты (AVC) и средние постоянные затраты (AFC).
Средние постоянные затраты (AFC) представляют собой постоянные затраты, приходящиеся на единицу продукции. Они определяются путем деления постоянных затрат на количество выпускаемой продукции.
По мэр увеличения объема выпуска продукции средние постоянные затраты будут уменьшаться
Средние переменные затраты (AVC) и средние общие затраты (ATC) определяются аналогично. Математически это выражается так:
- средние переменные затраты.
АТС= - средние общие затраты.
Графически средние и предельные затраты выражаются следующим образом.
Между предельными, средними общими и средними переменными затратами складываются важные соотношения. Если средние переменные затраты (AVC) выше предельных затрат (МС), то они убывают с каждой последующей единицей произведенной продукции и наоборот.
Закономерности характерные для соотношения МС и AVC, справедливы и для МС и АТС. Поэтому кривая предельных затрат пересекает кривую средних общих затрат в точках их минимального значения. Кривые АТС и AVC всегда имеют параболическую форму.
Ранее мы отмечали, что отличие затрат предприятия в долгосрочном периоде вот краткосрочного периода состоит в том, что все затраты становятся переменными величинами. Поэтому, кривая средних общих затрат в длительном периоде (LATC) имеет такую же параболическую форму, что и кривая АТС в краткосрочном периоде.
Между кривыми средних краткосрочных и долгосрочных затрат существует прочная взаимосвязь. Формирование LATC происходит под влиянием краткосрочных затрат для разных объемов выпуска продукции.
Предположим, что предприятие постепенно увеличивает выпуск продукции переходя постепенно вот меньшего объема Q1 к большим Q2 и Q3
Каждому из этих объемов производства соответствует своя краткосрочная кривая АТС, обозначенная на графике АТС1, АТС2, АТС3.
Если предприятие выпускает вот Q1 к Q’1, то минимальные средние затраты для данного объема должны находится на кривой АТС, вот начальной точки 0 к точке С. Преждевременный переход на кривую АТС2 дает существенное увеличение средних затрат. Сравните точку А и точку В. Выпуск объема продукции начиная с точки С к точке С1, наиболее экономично производить с затратами, соответствующими кривой АТС2 и далее перейти на кривую АТС3.
Изменение расходов производства и показателей хозяйствования в связи с увеличением объема производства называется - эффектом масштаба.
В зависимости от характера различают:
- положительный;
- отрицательный;
- постоянный.
Положительный эффект – составляется в снижении расходов производства и улучшении показателей хозяйствования и обуславливается следующими факторами:
- большие размеры предприятий разрешают создать рациональную систему деления и кооперации работы, внедрять прогрессивные формы организации и стимулирование. Благодаря этому достигается рост производительности и интенсификации работы, а значит снижение средних расходов производства;
- большие размеры предприятия разрешают проводить специализацию инженерно-технологической и управленческой работы, которая обеспечивает не тільки рост их производительности, но и повышает технологический уровень производства и качество продукции;
- на наибольших предприятиях обеспечивается эффективное использование основного капитала.
Главный фактор отрицательного эффекта масштаба составляется в нарастании управленческих трудностей и увеличении народа, управление и поддержки продуктивной, исполнительной, психологической и финансовой дисциплин. Нарушение в этой сфере ведут к снижению качества и экономических потерь. Объем управленческих функций растет в геометрической прогрессии относительно роста объема производства.
11. Особенности экономического поведения фирмы в условиях чистой монополии. Методики определения оптимального объема продажа. Графическая интерпретация равновесия.
Чистая монополия имеет дело со всем отраслевым спросом, поэтому ее индивидуальная кривая спроса совпадает из отраслевой кривой спроса и имеет вид обычной нисходящей кривой.
Это означает, что для увеличения объема продаж фирма должна в обязательном порядке снижать цену, тогда весь новый объем, который увеличивается, продукции реализуется по одной и той же низкой цене.
Предельный доход в монополии равняется рыночной цене только для первого объема продаж. Увеличение объема продаж означает снижение цены и предельный доход оказывается ниже рыночной цены на величину разности цен между текущим и предыдущим объемом продаж. Кривая предельного дохода располагается ниже кривой спроса, при чем на неэластичных отрезках кривой спроса предельный доход имеет отрицательной значение.
Валовой доход чистой монополии растет на эластичном отрезке кривой спроса и снижается на неэластичном участке спроса. Графически он описывается холмообразной кривой, что перегибается в точке единичной эластичности
|
Определение цены и оптимального объема производства чистым монополистом.
Монополия полностью контролирует отраслевой рынок. Она самая назначает цены на свои товары, при этом одновременно с уровнем цен монополия определяет и общий объем продаж совей продукции, без выпуска монополии на рынке не может появиться дополнительная продукция. Поэтому монополия контролирует объем выпуска продукции не только в краткосрочному, но и в долгосрочном периоде. При этом цель монополии - получить максимальную прибыль не из единицы продаваемого товара, а из максимально возможного объема продаж, поэтому монополия устанавливает не высочайшие из возможных цен, а такие цены, которые гарантируют максимальная прибыль и обеспечивают контроль за отраслевым рынком.
Аналитически определить оптимальный объем продаж можно путем сопоставления валового дохода TR с валовыми расходами ТС или путем сопоставления прироста
валового дохода TR и валовых расходов ТС. Производство имеет смысл наращивать до тех пор, пока прирост валового дохода опережает прирост валовых расходов. Общее правило сопоставления TR и ТС для монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах принимает вид TR-TC(max)9.
Графически оптимальный объем продаж определяется путем наложения один на один графиков валового дохода и валовых расходов, их максимальное отстояние друг от друга образует максимальный объем продаж.
Присвоить всю экономическую прибыль и избегнуть потерь могут только монополии, которым удается провести твердую ценовую дискриминацию, т.е. продавать свои товары разным потребителям по разным ценам, которые отвечают конкретным объемам выпуска.
Общее правило определения оптимального объема продаж MR=MC действует и в условиях чистой монополии. Специфика динамики предельного дохода монополии определяет собой характер действия правила MR=MC в монопольной области. Графически оптимальный объем продаж находиться путем наложения один на один графиков предельного дохода MR и предельных расходов МС в их взаимосвязи с хромыми спроса и средних расходов производителя.
Таким образом, правило MR=MC в условиях чистой монополии принимает вид:
MR=MC<P>AC
Монополия в отличии от конкурентной фирмы постоянно присваивает экономическая прибыль и работает в режиме максимизации прибыли в любом периоде.