Предупреждения преступлений

Применительно к предупреждению преступлений его информационное обеспечение имеет специфику. Главное назначение используемой при этом информации состоит в том, чтобы правильно и наиболее полно отражать объект предупредительного воздействия и происходящие в нем изменения, хотя это не исключает и необходимость достоверной информации о самом субъекте. Речь идет в первую очередь о преступности и ее детерминантах. Информационное обеспечение призвано связать многочисленные субъекты предупредительной деятельности в единую эффективно действующую систему.

Всю информацию, которая используется в предупреждении преступности, можно подразделить на два основных вида: криминологическую, или внешнюю, и собственно организационную, или внутреннюю.

Криминологическая (внешняя) информация должна отражать следующие показатели преступности: состояние, уровень, динамику, структуру, интенсивность (коэффициенты преступлений и преступников), детерминированность (связь преступности с иными социальными явлениями), иными словами - отвечать на вопросы: кто, когда и где совершает преступления; в связи с чем люди становятся на преступный путь; каковы обстоятельства, ситуации и мотивы совершения преступлений; в чем заключаются причины и какие условия способствуют совершению преступных деяний. Такая информация ориентирует субъекты предупредительной деятельности на выбор средств, форм и методов работы, выявление дополнительных характеристик объектов профилактического воздействия, определение времени, места, масштабов и объема профилактических мероприятий, создание условий для успешного осуществления предупредительного воздействия.

Внешняя информация включает также данные об административных, дисциплинарных и иных правонарушениях, аморальных поступках, пьянстве и алкоголизме, нетрудовых доходах, наркомании, проституции, тунеядстве, безнадзорности детей, оставлении школы детьми и подростками, лишении родительских прав и т.д.

К этому виду информации следует отнести и сведения о социально-экономическом и социально-демографическом развитии, состоянии общественного мнения и других социально-психологических процессах, имеющих отношение к предупреждению преступности.

Собственно организационная (внутренняя) информация включает данные о различных аспектах организации предупредительной деятельности ее субъектами. Она характеризует состояние самой системы предупреждения преступлений и способствует получению ответов на вопросы о том, какие конкретные цели и задачи стоят на определенном отрезке времени; какими средствами и способами они достигаются; с какой интенсивностью и в каком направлении действует вся система и входящие в нее звенья; каковы условия и реальные возможности решения поставленных задач.

В совокупности внешняя и внутренняя информация должны отражать картину криминогенной обстановки в регионе, степень эффективности предупредительного воздействия, а также реальные потребности профилактической деятельности с точки зрения ее дальнейшего совершенствования. Чтобы получить такую информацию, следует отработать систему ее поиска, хранения, обработки, систематизации, классификации и последующего анализа.

Источники информации, необходимой для предупреждения преступности, разнообразны и многочисленны. Важным из них является статистика преступности. Она содержится в различных формах статистического учета, в официальных документах, справках, обзорах, отчетах и других материалах. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в главе о криминологических исследованиях.

Действующая в настоящее время система учета преступлений и преступников построена по принципам ведомственной статистической регистрации, что приводит к ее раздробленности. Это, безусловно, затрудняет возможность получения общей картины преступности. Поэтому данные уголовной статистики следует дополнять результатами конкретных социологических и криминологических исследований, в ходе которых может быть получена информация о концентрации правонарушений на отдельных объектах и в территориальных единицах, состоянии сохранности государственной и общественной собственности, наиболее распространенных негативных явлениях, эффективности предупредительной деятельности государственных органов и общественных организаций.

Как и любой вид практически-преобразовательной деятельности, предупреждение преступлений нуждается в надлежащей организации и научно обоснованном построении. При этом под организацией понимается такое упорядочение (регулирование) предупредительной деятельности, которое позволяет достичь ее наибольшей эффективности с точки зрения поставленных целей.

Основу построения организационной деятельности по предупреждению преступлений составляет использование закономерностей ее протекания и принципов осуществления. Это означает, что она не может строиться произвольно. Механизм организации этого вида деятельности включает как общие закономерности и устойчивые признаки построения и упорядочения любой социальной системы, так и особые, специфические ее признаки, вытекающие главным образом из своеобразия объекта воздействия (преступности), его природы и тенденций изменения. Кроме того, под организацией мы понимаем не просто организационную структуру в статике, но и организационный процесс предупреждения преступности, включающий: формулирование целей и задач; информационное обеспечение; криминологическое прогнозирование и планирование; непосредственное организационное обеспечение реализации запланированных мероприятий; осуществление взаимодействия и координации субъектов профилактики; внесение корректив и изменений в деятельность на основе оценки ее эффективности и новых потребностей практики; правовое обеспечение; ресурсное обеспечение (решение кадровых, финансово-хозяйственных, материально-технических и иных вопросов по созданию условий для нормального функционирования системы предупреждения преступлений).

Перечисленные элементы процесса организации предупреждения преступности, безусловно, не исчерпывают всех его характеристик, и даже последовательность их перечисления является в достаточной степени условной. Однако в своей совокупности они составляют ядро и непременные атрибуты построения и осуществления предупредительной деятельности.

Виктимологическая профилактика - это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности с целью восстановления или активизации их защитных свойств; разработку либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты физических и юридических лиц от преступлений.

При определении целей, задач и объектов виктимологической профилактики необходимо выделить три ее уровня: общесоциальный, специальный, индивидуальный.

Общесоциальный уровень - решение социально-экономических и культурно-воспитательных задач, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий, способствующих криминальной виктимизации общества, и на снижение степени виктимности граждан.

Раскрывая объект виктимологической профилактики на общесоциальном уровне, следует иметь в виду, что любой человек (вне зависимости от индивидуальной степени его виктимности) может стать жертвой преступления. В этом смысле в качестве объекта выступают все жители страны как потенциальные жертвы преступлений. Основной задачей виктимологической профилактики на данном уровне является создание системы эффективной социальной защиты всех граждан от возможной виктимизации, изменение сложившейся практики обращения с потерпевшими и другими жертвами преступлений. Для этого требуется разработка и усовершенствование законов, создание новых государственных и негосударственных структур, социальных служб, фондов помощи, реабилитационных центров и иных учреждений защиты жертв преступлений, подготовка специальных кадров для такой работы.

Специальный уровень - осуществляемые государственными органами, общественными объединениями и отдельными гражданами мероприятия, имеющие специальной целью предупреждение преступлений путем недопущения реализации виктимных свойств и качеств отдельных групп населения. Следовательно, виктимологическая профилактика на специальном уровне (в отличие от общесоциального) имеет своим объектом не все население, а его отдельные группы повышенной виктимности, например безработных, лиц без определенного места жительства, наркоманов, проституток, алкоголиков и т.д.

Индивидуальный уровень - индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые, судя по их поведению или совокупности личностных характеристик, могут с большой вероятностью стать жертвами преступников, направленная на повышение активности их защитных реакций, а также обеспечение их личной, имущественной и иной безопасности.

Соответственно уровням и объектам образуется система субъектов виктимологической профилактики преступлений.

В первую их группу входят федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они определяют основные направления, задачи, функции профилактической деятельности, обеспечивают финансирование и реализацию региональных и местных программ, направленных на профилактику правонарушений, координируют деятельность подведомственных им структур в этой работе. Вторую группу составляют правоохранительные органы всех уровней. Третью образуют организации, предприятия и учреждения с различными формами собственности, общественные организации, общественные, межведомственные и местные комиссии, ассоциации и фонды.

Все субъекты системы виктимологической профилактики правонарушений объединены едиными целями, а также информационными, координационными, правовыми связями. Особое положение среди субъектов предупредительной деятельности занимают органы внутренних дел, поскольку борьба с преступностью и предупреждение преступлений - их прямая обязанность.

Эффективность виктимологической профилактики невозможна без анализа обширной информации виктимологического характера, позволяющей всесторонне учесть криминологические факторы (как общие, так и характеризующие конкретное преступление). Место, время, способы совершения преступлений, наиболее типичные категории лиц, вовлеченных в них в качестве преступников или потерпевших, - все это необходимо знать, обобщать и учитывать при организации профилактической работы. Собранная информация, ее изучение позволяют выявить типичных потенциальных потерпевших. Безусловно, выявление таких лиц представляет собой сложную задачу, особенно если учесть, что многие лица, уже пострадавшие от преступных действий, избегают обращаться в правоохранительные органы.

Выявление потенциальных потерпевших может строиться в трех направлениях: от ситуации, когда, выявляя и анализируя обстановку, "выходят" на конкретных потенциально уязвимых в этой обстановке лиц; от преступника, когда путем изучения его связей или типичного поведения определяется круг возможных потенциальных потерпевших от него; от потерпевшего, когда "выход" на конкретное лицо обнаруживает в нем повышенные виктимные качества.

Важным средством общей виктимологической профилактики является правовое воспитание. Практика свидетельствует, что некоторые преступления стали возможными в связи с правовой неосведомленностью потерпевших, особенно относительно необходимой обороны.

Положительный эффект в виктимологической профилактике достигается разъяснительной работой среди населения, особенно той его части, которая отличается повышенной виктимностью. Здесь важно использовать сведения о лицах, ставших по своей неосмотрительности жертвами преступлений, активнее использовать радио- и телепередачи, периодическую печать, распространять знания о способах совершения преступлений, рассчитанных на неосмотрительность и излишнюю доверчивость потерпевших. Выступая с лекциями, беседами, сотрудники правоохранительных органов должны обращать внимание на обстоятельства виктимного характера, рекомендовать быть более бдительными, соблюдать правила предосторожности, критичнее относиться к своим поступкам, а также к поступкам других лиц.

Индивидуальная виктимологическая профилактика состоит в выявлении лиц с повышенной виктимностью и проведении с ними защитно-воспитательных мероприятий, направленных на снижение риска стать жертвой преступных посягательств.

Приемы и методы индивидуальной виктимологической профилактики достаточно известны. Однако следует отметить, что они, как правило, сводятся лишь к защитно-воспитательной работе с гражданами, уже ставшими потерпевшими. Работа по выявлению лиц с повышенной виктимностью практически не ведется. Такая односторонность в индивидуальной виктимологической профилактике обусловлена главным образом отсутствием специальных методик по выявлению лиц с повышенной виктимностью и субъектов, осуществляющих этот специфический вид профилактики.

Как уже отмечалось, в зарождении и развитии преступлений (особенно при мошенничестве, карманных кражах, изнасилованиях, причинениях тяжкого вреда здоровью, убийствах) важную роль играют определенные свойства личности жертвы либо ее провоцирующее поведение. В связи с этим следует еще раз подчеркнуть, что личностные качества жертвы, характеризующиеся некоторой деформацией социального, нравственного и психологического порядка, обусловливают в определенных ситуациях ее повышенную виктимность.

Индивидуальная виктимность проявляется в различных формах. Например, у потерпевших от мошенничества, изнасилований (в большинстве случаев), у потерпевших от телесных повреждений, убийств (в меньшей степени) она выражается в некритичном, аморальном, провоцирующем поведении; у потерпевших от карманных краж - в невнимательном, пассивном поведении и т.д.

Реально оценивая положение дел, следует отметить, что, как тщательно ни изучать виктимологические обстоятельства и факторы, ведущие к совершению преступлений, как бы ни улучшать экономическую ситуацию в стране или совершенствовать законы, все равно будут находиться невнимательные и беспечные граждане, которые в ряде случаев способны спровоцировать своим поведением совершение в отношении себя преступления. Из этого, тем не менее, не следует, что профилактика виктимности населения бесполезна. Осознание ограниченности имеющихся возможностей не должно препятствовать профессиональным попыткам предупреждения конкретных преступлений.

В связи с этим возможно использование двух взаимосвязанных программ, действующих в рамках индивидуальной виктимологической профилактики: программы выявления лиц с повышенной виктимностью и программы коррекции виктимности у отдельных граждан.

Выявление лиц с повышенной виктимностью, т.е. тех, кто нуждается в профилактическом воздействии, есть в сущности и прогнозирование их индивидуального виктимного поведения. Такое прогнозирование весьма затруднительно. Однако если собрана информация, качество и объем которой будут достаточны для определения степени виктимности гражданина, то появится возможность и предсказать его возможное виктимное поведение. Объем и качество информации должны обусловливаться изучением не только социально-демографических (пол, возраст, социальное положение и т.п.) и правовых (правовая культура, виктимологический рецидив) признаков, но и сведений, характеризующих особенности личности и поведения.

Прогнозирование индивидуального виктимного поведения нуждается в особой методологии, которая находит отражение прежде всего в его принципах.

Важным для индивидуального прогнозирования поведения в целом и виктимного в частности является использование принципа вероятности того или иного развития событий. Сущность такого подхода состоит в том, что при оценке явления, истинность которого неизвестна, следует руководствоваться той ее интерпретацией, которая представляется наиболее вероятной и приемлемой.

С вероятностью прогнозирования связан принцип относительности. Предвидение определенных явлений не может быть абсолютным. В связи с этим соотношение в определенный момент связанных между собой явлений, зависимых от характера прогнозируемого объекта, объема информации о нем и способности точно ее измерить, определяет уровень относительности результатов прогноза.

Другим принципом является системность, в широком смысле означающая, что предвидение виктимного поведения является звеном в системе прогнозирования человека и его поведения; в узком смысле этот принцип рассматривает прогнозирование виктимного поведения как законченную систему, все элементы которой направлены на выработку вероятностного прогноза такого поведения.

По своей главной методологической направленности прогноз индивидуального виктимного поведения относится к типу поисковых, при котором прогнозирование состояния объекта осуществляется путем условного продолжения в будущее тенденций его развития в прошлом и настоящем.

Выявив определенную степень виктимности и признаков, определяющих вероятность ее развития в будущем, следует, используя меры индивидуальной виктимологической профилактики, снизить высокий потенциал виктимности у конкретного лица. В этот момент и должна вступать в действие программа по коррекции виктимности у отдельных граждан. Такая программа осуществляется в двух формах - непосредственной и ранней.

Меры непосредственной профилактики направлены на лицо, либо уже ставшее жертвой преступления, либо находящееся в состоянии, близком к "превращению" в жертву; меры ранней профилактики - на личность, подпадающую под признаки потенциальной жертвы, обладающей высокой степенью виктимности.

Различие между формами индивидуальной профилактики обусловлено главным образом временным критерием, позволяющим определить местонахождение потенциальной жертвы во временном диапазоне до момента совершения в отношении нее преступления. Последнее связано с выбором конкретных профилактических мер. Например, если гражданин ведет себя беспечно и невнимательно в общественном месте, демонстрирует содержимое своего кошелька, не контролируя при этом ситуацию (тем самым в определенном смысле провоцирует карманную кражу), то необходимо "пресекать" его явно виктимное поведение, разъяснять, что именно такое невнимательное и беспечное поведение и именно в таких общественных местах ведет к совершению кражи. В этом случае речь идет о непосредственном профилактическом воздействии, ибо временной показатель фактически сведен к нулю.

Ранняя профилактика используется при больших временных интервалах. Например, для повышения эффективности предупреждения квартирных краж важное значение имеет предварительный сбор информации о жителях района, могущих стать жертвами преступления из-за своего материально-финансового положения, либо непринятия ими мер по обеспечению имущественной безопасности, либо в силу аморального поведения. Выявив таким образом граждан с повышенной виктимностью, необходимо проводить с ними разъяснительные беседы о способах и мерах сохранности имущества.

Индивидуальная виктимологическая профилактика должна быть направлена не только на потенциальные жертвы, но и на их ближнее окружение, социальные связи, на микросреду. Система мер индивидуальной виктимологической профилактики характеризуется тем, что в ходе ее проведения наряду с воздействием активного субъекта на пассивный объект осуществляется специфическая форма межличностной связи, в которой одна сторона стремится трансформировать, преобразовать поведение другой.

Меры индивидуального воздействия представляется возможным разделить на два вида: меры убеждения и меры помощи. Меры убеждения носят как защитный, так и воспитательный характер. В качестве таковых выступают беседы, разъяснения о том, как не стать жертвой преступления, каким образом обеспечить сохранность своего здоровья и имущества. Условием, способствующим совершению некоторой части преступлений, является алкогольное опьянение жертвы, поэтому виктимологическая профилактика в значительной степени заключается в предупреждении пьянства. Кроме этого, необходимо пропагандировать установление охранной сигнализации квартир, использование технических и иных средств личной безопасности.

К мерам помощи относится прежде всего организация специальных консультативных пунктов, центров социально-психологической защиты граждан от преступлений, основной задачей которых будет являться информирование населения о мерах защиты от преступлений. На пунктах и в центрах психологической помощи необходимо организовывать групповые и индивидуальные консультации с потенциальными жертвами преступлений, в ходе которых оказывать им социально-психологическую помощь, прогнозировать их индивидуальное виктимное поведение, выявлять и пытаться вместе с ними нейтрализовать виктимологически значимые черты личности и особенности поведения.

Одним из важных условий снижения уровня виктимности потенциальных жертв является и их правовое обучение. Знание законов, регулирующих гражданские, уголовно-правовые, хозяйственные отношения, позволит им избежать нелегкой участи пострадавших от преступления.

┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ВИДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ │

└──────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────┐ ┌───────────────────────┐

│Предупреждение преступлений│ │Основания для дифферен-│

└────┬─────────────────┬────┘ │циации видов предупреж-│

│ │ │ дения преступлений │

│ │ └───────────────────────┘

┌─────┴────┐ ┌──────────┴──────┐ ┌─────────────────────┐

│ Обще- ├┬┤ Специально- │<─ ─ ─ ─ ┤Характер и направлен-│

│социальное│││криминологическое│ │ность предупреждения │

└──────────┘│└─┬┬──────────┬───┘ └─────────────────────┘

┌───────────┴─┐││ │ ┌─────────────────────┐

│общегосудар- │├┤<─ ─ ─ ─ ─│─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┤ Уровень применения │

│ ственный; │││┌─────────┴────────────┐│предупредительных мер│

│региональный;││││преступность в целом; │└─────────────────────┘

│местный ││││отдельные группы или │ ┌──────────────┐

└─────────────┘│││ виды преступлений; │<─ ─ ─ ┤ Объект │

│││отдельные преступления│ │предупреждения│

┌────────┘│└──────────────────────┘ └──────────────┘

┌─────┴──────┐ ┌┴─────────────┐ ┌─────────────────────┐

│ Общее │ │Индивидуальное│<─ ─ ─ ─ ─┤ Персонализация │

└────────────┘ └─────┬─┬──────┘ │предупредительных мер│

┌──────────────┘ │ ┌ ─ ─ ┐ └─────────────────────┘

┌─────┴──────┐┌────────┴─────┐ Пре- ┌─────────────────────┐

│Профилактика││Предотвращение│ │сече-├<─ ┤ Цель и содержание │

└─────┬──┬──┬┘└──────────────┘ ние │предупредительных мер│

│ │ └────────┐ └ ─ ─ ┘ └─────────────────────┘

┌─────┴┐┌┴────────┐┌─┴──────┐ ┌─────────────────────┐

│раннее││непосред-││рецидива│<─ ─ ─ ─ ─ ─┤Этапы предупреждения │

└──────┘│ственное │└────────┘ └─────────────────────┘

└─────────┘

┌────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ОБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ │

└──────────────────────────────┬─────────────────────────┘

┌─────────────────────────────┐│┌──────────────────────────────┐

│Причины преступлений и усло- │││Негативные явления и процессы,│

│вия, способствующие их совер-├┼┤способствующие совершению │

│шению │││преступлений │

└─────────────────────────────┘│└──────────────────────────────┘

│┌──────────────────────────────┐

┌─────────────────────────────┐││Юридические и физические лица,│

│Лица с устойчивым противо- │││в отношении которых в соответ-│

│правным поведением ├┼┤ствии в законодательством осу-│

└─────────────────────────────┘││ществляется контроль за соблю-│

││дением установленных правил, │

││нормативов, стандартов │

┌─────────────────────────────┐│└──────────────────────────────┘

│Лица, в отношении которых ││┌──────────────────────────────┐

│осуществляется контроль за │││Лица, замышляющие совершение │

│соблюдением установленных в ├┼┤преступления, осуществляющие │

│соответствии с законодатель- │││приготовление к нему и покуше-│

│ством ограничений │││ние на преступление │

└─────────────────────────────┘│└──────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────┐│┌──────────────────────────────┐

│Лица, привлекаемые к ответ- │││ │

│ственности за совершение пре-├┴┤ Лица с виктимным поведением │

│ступлений │ │ │

└─────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (ПП) │

└──────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────┐ ┌──────────────────────────┐

│ Субъекты ├───────>┤ Субъекты, принимающие │

│ государственной │ │ участие в ПП в пределах │

│ системы ПП ├<───────┤ своей компетенции │

└──────────────────┬───────┘ └─────────────┬────────────┘

┌───────────────┼───────────────┐ └────────────┐

┌──┴────────┐┌─────┴─────┐┌────────┴──┐┌──────────────────────┐│

│ ││ Субъекты ││ Субъекты ││ Органы местного ├┤

│ Субъекты ││организации││ непосред- ││ самоуправления ││

│ правового ││ ПП органа-││ ственного │└──────────────────────┘│

│ регулиро- ││ми исполни-││осуществле-│┌──────────────────────┐│

│ вания ПП ││ тельной ││ ния ПП ││ Органы и учреждения ││

│ ││ власти ││ ││здравоохранения, обра-├┤

└──┬────────┘└───────┬───┘└──────────┬┘│ зования, социальной ││

│ │ │ │ защиты населения ││

┌──┴─────────────┐┌──┴──────────────┐│ └──────────────────────┘│

│ ││ Федеральные ││ ┌──────────────────────┐│

│ Федеральные ││ и региональные ││ │Предприятия, организа-││

│ и региональные ││органы исполни- ││ │ ции и учреждения ├┤

│органы законода-││тельной власти; ││ │ независимо от форм ││

│ тельной власти ││межведомственные ││ │ собственности ││

│ ││ комиссии ││ └──────────────────────┘│

└────────────────┘└─────────────────┘│ ┌──────────────────────┐│

┌───────────┬────────────┬──────┤ │Общественные и религи-││

┌────┴───┐┌──────┴──────┐┌────┴─────┐│ │ озные организации, ├┤

│ ││Органы юсти- ││ ││ │ ассоциации и фонды ││

│ Органы ││ции; учрежде-││ Органы ││ └──────────────────────┘│

│прокура-││ния Федераль-││ внутрен- ││ ┌──────────────────────┐│

│ туры ││ ной службы ││ них дел ││ │ Службы безопасности, ││

│ ││ исполнения ││ ││ │частные детективные и ├┤

│ ││ наказания ││ ││ │ охранные предприятия ││

└────────┘└─────────────┘└──────────┘│ └──────────────────────┘│

┌────────────┬─────────────┬─────┘ ┌──────────────────────┐│

┌───┴──┐┌────────┴───────┐┌────┴─────┐ │Общественные объедине-││

│ ││Органы Федераль-││Органы Фе-│ │ния правоохранительной├┤

│Органы││ ной службы по ││деральной │ │ направленности ││

│ ФСБ ││контролю за обо-││таможенной│ └──────────────────────┘│

│ ││ротом наркотиков││ службы │ ┌──────────────────────┐│

└──────┘└────────────────┘└──────────┘ │ Отдельные граждане ├┤

│ и их объединения ││

└──────────────────────┘│

┌──────────────────────┐│

│ Средства массовой ├┘

│ информации │

└──────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────────┐

│ СИСТЕМА МЕР ОБЩЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ │

│ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ │

└───────────────────────────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────┐ ┌───────────────────────────┐

│ Меры общей │ │ Меры индивидуальной │

│ виктимологической ├───┤ виктимологической │

│ профилактики │ │ профилактики │

└──────────────┬────────────┘ └─────────────┬─────────────┘

└─────────────┐ ┌──────────────┘

┌───────────────────────────┐│ │┌───────────────────────────┐

│Выявление криминогенных ││ ││Выявление лиц с повышенной │

│ситуаций и принятие мер ├┤ ├┤виктимностью (потенциаль- │

│по их устранению ││ ││ных жертв преступлений) │

└───────────────────────────┘│ │└───────────────────────────┘

┌───────────────────────────┐│ │┌───────────────────────────┐

│Информирование населения ││ ││Обеспечение личной безопас-│

│о криминальной ситуации ││ ││ности лиц, профессиональная│

│и о поведении граждан, ├┤ ├┤деятельность которых │

│обеспечивающем их защиту ││ ││обусловливает их повышенную│

│от преступных посягательств││ ││виктимность │

└───────────────────────────┘│ │└───────────────────────────┘

┌───────────────────────────┐│ │┌───────────────────────────┐

│Инструктаж лиц, обладающих ││ ││Воздействие на потенциаль- │

│повышенной виктимностью в ││ ││ных жертв преступлений с │

│силу социально-ролевых осо-├┤ ├┤целью активизации их │

│бенностей, об их поведении,││ ││внутренних защитных │

│обеспечивающем защиту от ││ ││возможностей │

│преступных посягательств ││ ││ │

└───────────────────────────┘│ │└───────────────────────────┘

┌───────────────────────────┐│ │┌───────────────────────────┐

│Оказание помощи гражданам ││ ││Контроль за поведением │

│в оборудовании помещений, ││ ││потенциальных жертв пре- │

│иных мест хранения ценно- ├┘ └┤ступлений и оказание им │

│стей защитными устройствами│ │помощи в защите от пре- │

│ │ │ступных посягательств │

└───────────────────────────┘ └───────────────────────────┘

Тема 15.2.2 «Правовые и организационные основы предупреждения преступлений и административных правонарушений»

Цель занятия: ознакомить слушателей с правовыми и организационными основами предупреждения преступлений и административных правонарушений.

Учебные вопросы:

1. Прогнозирование, планирование и программирование предупреждения преступлений органами внутренних дел. Организация

взаимодействия органов внутренних дел в предупреждении преступлений. Основные направления предупреждения преступлений органами внутренних дел (меры, направленные на устранение и нейтрализацию криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административные меры предупреждения преступлений, иные предупредительные меры, осуществляемые органами внутренних дел). Основные направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению криминологической безопасности граждан.

Вопрос № 1. Прогнозирование, планирование и программирование предупреждения преступлений органами внутренних дел. Организация взаимодействия органов внутренних дел в предупреждении преступлений. Основные направления предупреждения преступлений органами внутренних дел (меры, направленные на устранение и нейтрализацию криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административные меры предупреждения преступлений, иные предупредительные меры, осуществляемые органами внутренних дел). Основные направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению криминологической безопасности граждан.

В связи с происходящими в обществе социальными процессами, изменениями в уголовной политике, необходимостью экономии уголовной репрессии значительно увеличилось число лиц, осуждаемых к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также освобождаемых от уголовной ответственности с применением мер административного воздействия. Эти процессы определяют особую значимость индивидуального предупреждения (профилактики) преступлений, объектами которого являются конкретные лица и их социальная микросреда с наиболее выраженными криминогенными характеристиками.

Индивидуальное предупреждение преступлений (индивидуальная профилактика) - это деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения преступления, оказанию воздействия на них и окружающую их среду с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в данной среде.

Проведение индивидуального предупреждения преступлений связано с преодолением серьезных трудностей, многие из которых порождены особенностями современной ситуации. Основными из этих особенностей являются следующие:

ранее существовавшая система негосударственных субъектов индивидуальной профилактики (добровольные народные дружины, товарищеские суды, домовые комитеты и т.п.) практически распалась;

число общественных помощников органов внутренних дел в проведении индивидуальной профилактической работы (в том числе общественных воспитателей) резко сократилось либо их не стало вообще (шефы, наставники, члены комсомольских оперативных отрядов);

значительно снизились возможности органов внутренних дел в оказании профилактируемым лицам помощи в бытовом и трудовом устройстве, в ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

из-за увеличения числа безработных, бедствующих слоев населения резко возросло количество маргинальных элементов (бродяг, попрошаек и просто нищих), слабо поддающихся индивидуально-профилактическому воздействию, пополняющих ряды преступников;

отсутствие уверенности в завтрашнем дне, в перспективе социального благополучия осложняет отношения во многих семьях, способствует бытовым конфликтам, отрицательно влияет на воспитание детей, порой перечеркивает все усилия индивидуально-профилактического воздействия;

ликвидация одних (лечебно-трудовых профилакториев) и попытки реорганизации других (спецприемников, приемников-распределителей для несовершеннолетних) мест изоляции маргинальных элементов и правонарушителей резко снизили возможности применения мер принуждения к лицам, на которых убеждение и оказание помощи не действуют.

Все это заставляет искать новые формы и методы индивидуально-профилактического воздействия, принимать меры по восстановлению в преобразованном виде системы субъектов и мер индивидуальной профилактики.

Личность - главное звено в цепочке причин преступного поведения. Именно через нее в результате взаимодействия "преломляется" влияние криминогенной среды. На личность поэтому в первую очередь и должно направляться профилактическое воздействие.

Конкретизация этого воздействия требует внимания к следующим основным характеристикам личности:

антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступлений которым достаточно вероятно;

социальные и демографические элементы структуры личности, отражающие и одновременно определяющие ее негативное поведение (антиобщественную направленность);

социально значимые психофизические особенности в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению. Здесь имеются в виду особенности личности, которые сами по себе, возможно, не имеют криминогенного значения, но в конкретной неблагополучной для личности жизненной ситуации могут сыграть роль побудительной силы к совершению преступления (аномалии в психике, не исключающие вменяемости, в сексуальном поведении и т.п.);

условия неблагоприятного формирования личности и криминогенного влияния на нее в семье, бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных группах;

неблагополучные условия индивидуального бытия и иные длительно действующие обстоятельства, определяющие криминальную ситуацию и облегчающие совершение преступления;

элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время, чем определяется возможность их выявления и воздействия на них.

При этом необходимо иметь в виду, что определение круга лиц, требующих профилактического воздействия, при отсутствии законных оснований может повлечь за собой произвольные решения, а тем самым - ущемление прав граждан. Применительно к индивидуальной профилактической работе правоохранительных органов такие основания - это прежде всего факты противоправного поведения конкретных лиц. Именно они дают право поставить лицо на профилактический учет, влекущий за собой определенное ограничение его прав и свобод. Поэтому категории этих лиц и виды их антиобщественного поведения специально установлены в законодательных и нормативных актах, что определяет пределы индивидуальной профилактической работы правоохранительных органов.

К категориям лиц, к которым могут применяться меры индивидуальной профилактики преступлений, отнесены:

1) лица, в отношении которых осуществляется контроль за соблюдением установленных для них в соответствии с законом ограничений (условно осужденные; осужденные к мерам, не связанным с лишением свободы, или к принудительным мерам воспитательного воздействия; освобожденные из мест лишения свободы после отбытия наказания за тяжкие или особо тяжкие преступления либо имеющие две и более судимости за совершение преступлений средней тяжести, а также подпадающие под действие Положения об административном надзоре и состоящие под таким надзором; освобожденные из специальных учебных или лечебно-воспитательных учреждений; несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних);

2) лица с устойчивым противоправным поведением (неоднократно и грубо нарушающие общественный порядок; систематически потребляющие наркотические или другие одурманивающие средства без назначения врача; злоупотребляющие алкоголем, поведение которых представляет опасность для окружающих, вследствие чего к ним применялись меры административного воздействия; грубо нарушающие обязанности по воспитанию детей и своим поведением вовлекающие их в совершение правонарушений или способствующие этому);

3) лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений, а также являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений (в период расследования) либо в отношении которых уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лица, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям.

Индивидуальная профилактическая работа проводится также с лицами, являющимися потенциальными и реальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, физических или психических особенностей, социально-ролевых установок.

В отношении всех этих лиц меры индивидуальной профилактики играют роль социального инструмента, призванного нейтрализовать или устранить негативные черты личности и ее антиобщественное поведение. Когда же речь идет о профилактическом воздействии на конкретную социальную среду личности, то подразумеваются нейтрализация либо устранение внешних негативных элементов материального и духовного порядка, которые деформируют личность (неблагоприятные материальные и бытовые условия жизни индивида, влияние нравственно неблагополучной микросреды, отрицательные межличностные отношения и др.).

Целью индивидуальной профилактики является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения - от антиобщественного к законопослушному. Достижение этой цели требует последовательного решения следующих конкретных задач:

выявление лиц, поведение которых свидетельствует о реальной возможности совершения ими преступлений;

изучение этих лиц и источников отрицательного воздействия на них;

прогнозирование индивидуального поведения;

постановка лиц на профилактический учет;

планирование мер индивидуальной профилактики;

непосредственное профилактическое воздействие;

контроль за поведением и образом жизни лиц, поставленных на учет;

систематическая проверка результатов проведенных профилактических мероприятий.

Решение этих задач возложено на субъектов, которым законодательно или нормативно предписывается проведение индивидуального предупреждения (профилактики) преступлений в отношении указанных категорий граждан. К таким субъектам относятся службы, подразделения и учреждения следующих федеральных ведомств Российской Федерации: Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы. Однако основной объем этой работы осуществляют органы внутренних дел во взаимодействии с другими правоохранительными органами и с общественными организациями правоохранительной направленности.

Индивидуальная профилактика начинается с выявления лиц, поведение которых свидетельствует о реальной опасности совершения ими преступлений. Полнота выявления таких лиц предполагает систематическое и своевременное поступление информации из всех возможных источников (оперативно-профилактические учеты, уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовных дел, об административных и иных правонарушениях, приговоры судов, материалы исправительных учреждений, заявления и письма граждан, сообщения государственных, негосударственных органов и организаций, материалы периодической печати, радио, телевидения).

Наши рекомендации