Концепция национальной системы стандартизации и совершенствование ГСС
Принятая в 1998 г. Концепция национальной системы стандартизации в России обобщает достижения многолетнего опыта отечественной стандартизации и определяет задачи по актуализации целей и методов стандартизации, выбору приоритетных направлений стандартизации и международного сотрудничества в этой области, гармонизации основной терминологии с основополагающими документами ИСО, МЭК, ВТО и др.
В Концепции подчеркивается необходимость практической реализации принятых в международной практике экономической, социальной и коммуникативной функций стандартизации, что является одним из условий присоединения России к ВТО.
Концепция определяет основные исходные предпосылки развития и дальнейшего совершенствования стандартизации в РФ:
· необходимость государственного регулирования экономики в условиях ее ориентации на рыночный характер;
· обеспечение в стандартах баланса интересов самостоятельных хозяйственных субъектов и государства;
· обеспечение практических мер по вступлению России в ВТО как способа интеграции отечественной экономики с мировой экономикой;
· сохранение приоритета стран СНГ в торгово-экономическом и научно-техническом партнерстве;
· постепенное снижение зависимости потребительского рынка товаров и услуг от импорта;
· обеспечение опережающего характера научно-технической интеграции с развитыми странами.
Основные положения Концепции распространяются на все виды деятельности по стандартизации, в том числе:
· установление приоритетных направлений и объектов стандартизации;
· совершенствование законодательных основ, а также активизацию формирования необходимого технического законодательства;
· оптимизацию состава и структуры фонда стандартов;
· перспективное и текущее планирование, построенное на результатах исследований и расчетов экономической и других видов эффективности стандартов;
· реформирование системы управляющих и исполнительных органов по стандартизации;
· внедрение современных информационных технологий как в систему информационного обеспечения, так и непосредственно в процедуры разработки стандартов.
Предстоящее вступление России в ВТО вызвало необходимость приблизить практику работ по стандартизации к требованиям этой организации, что прежде всего отразилось на актуализации задач стандартизации. В новой редакции они представляются следующим образом:
· при обеспечении безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества — использовать наряду со стандартами законодательные формы регулирования вопросов безопасности;
· при обеспечении технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции — учитывать интеграционную составляющую, т.е. совместимость и взаимозаменяемость с продукцией, произведенной не только в стране, но и за рубежом;
· при обеспечении качества продукции, работ и услуг в соответствии с достижениями науки, техники и технологии — переходить к добровольному статусу применения стандартов;
· при обеспечении единства измерений — применять международно признанные методы и методики измерений, учитывая достижения отечественной фундаментальной метрологии;
· при обеспечении безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций — ориентироваться на стандарты на мониторинг и прогнозирование, а также организационные меры предупреждения катастроф;
· при обеспечении обороноспособности и мобилизационной готовности страны — обеспечить единые организационные и методические подходы для оборонной и гражданской продукции.
Успешная реализация этих задач требует комплексного характера стандартизации по отношению как к жизненному циклу, так и к сырью, комплектующим материалам и готовым изделиям. А это в значительной степени связано с совершенствованием системы информационного обеспечения работ в области стандартизации, сертификации и метрологии.
В Концепции национальной системы стандартизации выделены главные направления, которые должны быть актуализированы и (или) гармонизованы с международными правилами:
· выполнение условий присоединения России к ВТО;
· сближение статуса отечественных и зарубежных стандартов;
· формирование технического законодательства;
· методология и организация работ по стандартизации;
· международное сотрудничество в области стандартизации;
· стандартизация оборонной продукции;
· информационное обеспечение стандартизации;
· классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации;
· разработка и применение технических условий;
· государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов;
· подготовка кадров.
По выполнению условий присоединения России к ВТО Концепция определяет две главные задачи стандартизации:
1) создание условий для гармонизации отечественных стандартов и других нормативных документов с международными стандартами;
2) обеспечение информационного взаимодействия со всеми государствами—членами ВТО.
Решение первой задачи сопряжено с проведением сравнительного анализа действующих в РФ всех видов нормативных документов с международными по содержанию, структуре и оформлению для выявления различий. Это дает возможность поэтапно осуществить гармонизацию в соответствии с принятой Программой гармонизации, рассчитанной на 2—3 года.
Концепция предусматривает приоритетность гармонизации нормативных документов, обеспечивающих международные торгово-экономические отношения, что обусловлено сложной финансовой ситуацией в России. Реализация такого приоритета связана с постоянным обновлением международных стандартов, результатом чего является ежегодная публикация 500—800 новых стандартов. В 1998 г. в России действовало более 22 тыс. стандартов. Из них в 1998 г. было принято 480 ГОСТ Р, причем только 50% из них включают требования международных стандартов ИСО и МЭК. Очевидно, что России необходимо более оперативно и гибко вводить международные стандарты в национальную систему стандартизации. Концепция предлагает определять форму их применения на стадии голосования по проекту стандартов в международной организации.
Кроме того, необходимо предусматривать гармонизацию российских нормативных документов с национальными стандартами развитых стран, тем более что нередко эти стандарты приобретают статус международных «де факто».
Количество гармонизованных стандартов к 2000 г. достигнет 40%. Реализация Программы гармонизации невозможна без информационного взаимодействия со странами—членами ВТО, что обязывает выполнять определенные требования:
· опубликование не реже раза в шесть месяцев программы работ по стандартизации;
· направление в секретариат ВТО нотификаций (уведомлений) о выявленных различиях в стандартах;
· представление по запросам членов ВТО копий проектов нормативных документов;
· обеспечение функционирования системы информационного обеспечения в режиме электронного обмена данными, что может быть достигнуто в рамках реализации проекта «Развитие стандартизации» в России: по государственным стандартам — в течение ближайшего года; по нормативным документам иных органов государственного управления — в течение 2—3 лет.
По сближению статуса отечественных и зарубежных стандартов (т.е. по переходу от обязательных стандартов к их рекомендательному характеру) Концепция предусматривает тактику поэтапного создания надлежащих условий:
· расширение масштабов законодательного регулирования безопасности и качества продукции;
· более широкое использование государственными заказчиками, а также субъектами хозяйствования практики ссылок на стандарты в договорах (контрактах) и другой коммерческой документации, а также использование стандартов в качестве арбитражных документов при рассмотрении в судах и арбитражных судах соответствующих исков;
· наработка экспериментального массива добровольных государственных стандартов и анализ конкретной практики их применения в России.
Законодательными и нормативно-правовыми актами, на основании которых требования стандарта считаются обязательными, выступают законы РФ и указы Президента РФ, законы субъектов РФ, постановления Правительства РФ, постановления Госстандарта, постановления и приказы иных органов федеральной исполнительной власти.
Чтобы при этом выполнялись условия ГАТТ (п. 2.9), необходима своевременная нотификация секретариата ВТО о разработке стандарта и о документе, определяющем его обязательный статус. В российской практике чаще всего статус стандарта (или его конкретных требований) устанавливается постановлением Госстандарта, которое публикуется одновременно с вновь принятым или пересмотренным ГОСТ Р.
В части формирования технического законодательства Концепция определяет направления развития на усиление прикладного характера основных положений Законов РФ «О стандартизации», "Об обеспечении единства измерений", «О cepтификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей»:
· разработка законодательных актов по конкретным видам продукции (услуги, процесса);
· разработка законодательных актов, устанавливающих количественные нормы допустимых воздействий на окружающую среду производственных процессов и технологий предоставления услуг.
Практическое выполнение законодательных актов должны обеспечивать технические регламенты и обязательные стандарты. Стандарт приобретает статус обязательного, если законодательный акт ссылается на данный стандарт либо текст законодательного акта непосредственно содержит его требования.
Приоритетность направлений и объектов стандартизации для России Концепция определяет исходя из принятых на международном уровне направлений. Так, в области безопасности и экологии приоритетной должна быть стандартизация детского питания; пищевых продуктов, потенциально токсичных для человека; условий хранения и транспортировки взрывчатых веществ, газов и нефтепродуктов; производства и хранения радиоактивных веществ и утилизации отходов, машин, оборудования и приборов, признанных потенциально опасными, химической продукции, в том числе бытового назначения; безопасности оборонной продукции для обслуживающего персонала, населения и окружающей среды в мирное время.
В области информационных технологий и содействия научно-техническому сотрудничеству для России особенно актуально:
· формирование государственного профиля взаимодействия отдельных систем;
· обеспечение электромагнитной совместимости в условиях реального для России распределения частного сектора;
· обеспечение безопасности для пользователей средств отображения информации;
· обеспечение внедрения CALS-технологий.
В международной и зарубежной практике стандартизации при определении приоритетов используется метод респондентского опроса широкого круга специалистов по стандартизации, Ученых, инженеров и бизнесменов. Таким образом в свое время удалось спрогнозировать реализуемую в настоящее время повышенную социальную направленность стандартизации, увеличение объемов работ по стандартизации информационных технологий и т.п. В Концепции отмечается целесообразность продления систематических респондентских опросов для определения приоритетов и в российской стандартизации.
В области методологии и организации работ по стандартизации в Концепции отмечается, что общие принципы стандартизации, на которых основана российская ГСС, гармонизованы с международными правилами. Но практические методы разработки нормативных документов нуждаются в дальнейшем совершенствовании и актуализации путем электронизации процесса создания стандарта. Поскольку в этой области Россия заметно отстает, процедура разработки остается прежней, однако электронизация повлечет за собой полный отказ от традиционных стадий и этапов, а также изменит состав участников, ускорит темпы работ и увеличит их объем. Все это не может не сказаться на организационной структуре отечественной стандартизации. Вместе с тем технические комитеты, как основное рабочее звено, сохранят свою роль. Но для повышения эффективности их работы в Концепции признается необходимым:
· сближение оргструктуры российских технических комитетов со структурой ТК международных организаций (прежде всего ИСО и МЭК);
· расширение практики совместной работы технических комитетов по смежным объектам стандартизации;
· усиление степени участия ТК в технических комитетах международных организаций по стандартизации.
Относительно методологии стандартизации: Концепция вносит коррективы в состав фонда государственных стандартов и в планирование работ по стандартизации с учетом международной практики. Это сопряжено с анализом, пересмотром и в некоторых случаях с изменением статуса отраслевых стандартов, а также с усилением роли Федеральной целевой инновационной программы «Стандартизация и метрология», задачи которой должны органично входить в федеральные целевые специализированные программы, касающиеся различных областей экономики.
В области международного сотрудничестваглавной задачей Концепция считает активизацию участия России в работе руководящих и технических органов международных и региональных организаций по стандартизации. Приоритетными направлениями участия должны стать обеспечение возможности принятия российских стандартов в качестве международных и ведение секретариатов в технических комитетах и рабочих группах.
Задачи по стандартизации оборонной продукции, определяемые Концепцией, вытекают из закона РФ «О стандартизации», федеральных законов «О государственном оборонном заказе» и «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Проблемы, характерные для данной области стандартизации, во многом связаны с реформированием Вооруженных Сил РФ, с одной стороны, и необходимостью сближения организационных и методологических принципов стандартизации гражданской и оборонной продукции — с другой. На этой основе определены приоритетные задачи стандартизации оборонной продукции:
· установление взаимосвязанных требований к военно-техническим комплексам;
· обеспечение безопасности личного состава, населения и окружающей среды при производстве, испытаниях, эксплуатации и утилизации техники в мирное время;
· обеспечение создания продукции и технологий двойного применения;
· содействие безопасной утилизации оборонной продукции;
· внедрение на предприятиях оборонного комплекса систем качества на основе требований стандартов ИСО серии 9000;
· активизация работы по межгосударственной стандартизации в рамках СНГ в связи с необходимостью сохранения и развития кооперации предприятий оборонного комплекса.
Определяя задачи по информационному обеспечению стандартизации, основной базой которой является Федеральный фонд стандартов. Концепция выделяет проблему эффективности его работы. Повышение эффективности должно обеспечиваться:
· доступностью информации для заинтересованных пользователей;
· полнотой, актуальностью, оперативностью предоставления и стоимостью;
· исключением дискриминации заказчиков (это одно из условий присоединения РФ к ВТО);
· льготным характером услуг для непосредственных участников формирования Федерального фонда стандартов.
Перспективная и весьма актуальная задача информационного обеспечения — создание государственной системы каталогизации продукции. Банк данных этой системы формируется на основе каталожных листов, которые предприятия-изготовители представляют в территориальные органы Госстандарта. Концепция придает важное значение банку данных создаваемой системы каталогизации, поскольку она будет способствовать более эффективному и оперативному информационному обеспечению органов государственной власти всех уровней, субъектов хозяйственной деятельности, органов по стандартизации для выбора приоритетных объектов, контролирующих органов по созданию обязательных требований государственных стандартов.
Классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации связаны с информационным обеспечением.
Концепция выделяет основные объекты классификации и кодирования, способы гармонизации процесса с международными принципами и направления дальнейшего развития этой деятельности в РФ. Основными объектами классификации и кодирования должны быть: продукция, основные фонды, предприятия и организации, занятия, специальности, профессии, валюты, услуги, изделия, конструкторские документы, другие объекты технико-экономической и социальной информации.
Гармонизация может быть достигнута прямым применением международного классификатора либо косвенным. Последнее может быть связано с необходимостью включения в текст международного классификатора информации, отражающей специфику российский экономики или производства. Но это не должно нарушать коды и названия позиций международного кода.
Перспективные задачи классификации и кодирования касаются:
· оптимизации состава и структуры системы общероссийских классификаторов
· обеспечения информационной совместимости продукции, включая импортную;
· охвата новых приоритетных направлений инфраструктуры рыночной экономики, таких, как социальная сферам банковская и финансовая деятельность, оценка основных фондов и т.д.;
· постоянной актуализации общероссийских классификаторов, включая осуществление разработки и эксперта общероссийских классификаторов и изменений к ним;
· обеспечения требований Всемирной торговой организации и прежде всего к использованию классификатора услуг этой организации.
В ГСС России действует нормативный документ «Технические условия» (ТУ), которого нет в международной практике стандартизации. С целью устранения этого несоответствия, которое как бы препятствует полной гармонизации российских принципов стандартизации с международными, возможно, следовало бы изменить название на «Техническая спецификация». В зарубежной практике этот вид нормативного документа разрабатывается изготовителем по согласованию с заказчиком, в основном в ситуациях прямых поставок или производства товара по заказам (как вариант — по спецификации заказчика). Но, как следует из Концепции (раздел «Разработка и применение технических условий»), не предусмотрена замена принятого у нас термина ТУ, хотя отмечается идентичность технических условий и технической спецификации. Концепция намечает в перспективе более широко использовать ТУ в решении вопросов обеспечения качества и безопасности тех. видов (групп) продукции, которые относятся к более опасным, а также вновь разрабатываемой потенциально опасной продукции в период, пока государственные стандарты на нее не разработаны. При этом потребуются обязательное согласование ТУ с органами государственного надзора, предоставление аутентичного экземпляра для фонда стандартов, государственная регистрация ТУ на продукцию для государственных нужд.
В Концепции предусматривается также применение ТУ в качестве нормативного документа при добровольной сертификации продукции и услуг.
В области государственного контроля и надзора за соблюдением стандартов уже произошли и предвидятся в перспективе значительные изменения. Концепция отмечает, что дальнейшее развитие государственного контроля и надзора должно базироваться на совокупности основополагающих принципов как отечественной, так и зарубежной практики.
По мере перехода России на полностью добровольный статус стандартов государственный контроль и надзор должны трансформироваться в надзор за соблюдением технических регламентов по всей номенклатуре устанавливаемых ими обязательных для соблюдения субъектами хозяйствования требований.
В связи с планируемой либерализацией системы обязательной сертификации предлагается восстановить на определенный период осуществление госнадзора за соблюдением всей номенклатуры требований государственных стандартов в случаях, когда субъекты хозяйствования заявляют о соответствии товаров и услуг требованиям ГОСТ. Эти положения потребуют правового обеспечения при определении ответственности субъектов хозяйственной деятельности за несоблюдение требований технических регламентов и государственных стандартов.
Повышение эффективности госнадзора зависит от того, как определится его статус в ближайшем будущем, какая атмосфера возникает на предприятиях в результате введения декларации о соответствии, изменится ли их философия. Последнее очень важно прежде всего в плане действительного приближения и гармонизации принципов российской системы сертификации с международной практикой. Однако Концепция заостряет внимание на увеличении объемов работ по госнадзору, чтобы создать атмосферу напряженности перед проверками: каждый субъект хозяйственной деятельности несмотря на выборочный характер проверок должен ощущать себя потенциальным субъектом госнадзора.
В то же время рынок, конкуренция, стремление к выживанию, сохранению своей рыночной доли и другие естественные для рыночной экономики факторы должны обязывать предприятие обеспечивать полное соответствие выпускаемой продукции декларации о соответствии. Имидж поставщика — это его собственная проблема. Если философия предприятия далека от этого, то никакое усиление госнадзора не приведет к желаемому результату.
Концепция уделяет должное внимание подготовке и повышению квалификации кадров, выделяя такие важнейшие перспективные задачи, как: разработка квалификационных требований; внедрение в учебный процесс активных форм обучения и современных информационных технологий; профессиональный отбор способной молодежи и более ранняя ориентация на потребности предприятия; привлечение к учебному процессу видных специалистов организаций Госстандарта, активное использование передового зарубежного опыта.
Разработка и публикация Концепции Национальной системы стандартизации способствует усилению степени прозрачности ГСС, что является одним из требований ГАТТ/ВТО.
Кроме того, этот документ может рассматриваться как программа дальнейшего развития системы стандартизации в России в целях интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, а не в целях решения задач в условиях командно-административного характера экономики. В этой связи ускоряются темпы гармонизации российских стандартов с международными: в 1997 г. гармонизованных нормативных документов было 16%, в 1998 г. — 50%, к 2000 г. планируется 75%.