Тема 2. Проблема собственности в экономической теории
СБОРНИК ЗАДАЧ
по курсу «Экономическая теория»
Часть 1. «Микроэкономика»
Раздел 1. Введение в микроэкономику
Тема 1. Экономическая теория как наука.
1.Что мы имеем в виду, когда говорим: «Никакой теории - означает плохую теорию»?
2.Почему делая предсказание, основанное на экономической модели, необходимо вводить ограничение «при прочих равных условиях»? Каков конечный критерий полезности теории?
3. Выберите наиболее полное и корректное определение предмета экономической теории. Покажите, какая связь существует между этими определениями:
a) экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами;
b) экономика изучает переменные величины, повелдение коорых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.д.);
c) экономика изучает как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов;
d) экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал.
4.Какова цель построения экономической модели?
5. Каковы поведенческие предпосылки, наиболее часто используемые в микроэкономических моделях?
6. «Утверждение об ограниченности ресурсов и безграничности потребностей на самом деле неверно. Ресурсы в действительности безграничны, т.к. бесконечен процесс открытия новых источников ресурсов. Потребности же, напротив, ограничены, поскольку существуют физические пределы их удовлетворения». Согласитесь с этим утверждением или опровергните его.
7. Чтобы купить масло дешевле, вам необходимо отстоять длинную очередь. Если вы все-таки решитесь ее отстоять, действительно ли вы купите масло дешевле?
8. Почему основная часть обслуживающего персонала фирмы «Макдоналдс» - подростки?
9.Почему ограниченность ресурсов предполагает, что издержки выбора некоторого варианта использования ресурсов никогда не будут равняться нулю?
10. Почему нулевая цена продукта указывала бы, что он не является дефицитным? Примером является вода в реке, в которой мы купаемся на пляже. Тем не менее, та же вода, поступающая в квартиру, имеет цену. Нет ли здесь противоречия?
11. Иногда действительно дефицитное благо не имеет цены. Пример - чистый воздух. Почему трудно назначить цену на воздух и использовать извлекаемый доход для улучшения его качества?
12. В США производство продуктов гораздо более механизировано, чем в КНР, где сельское хозяйство очень трудоемкое. Как может быть объяснен этот факт?
13. Как технический прогресс влияет на положение кривой производственных возможностей? Изобразите это графически.
14. Почему кривая производственных возможностей имеет выпуклый вид? Что означала бы прямая в данном случае?
15. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:
a) правительство осуществляет политику либерализации цен;
b) отсутствие дождей вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
c) средний уровень заработной платы в России в 1996 г. Составил 900 тысяч рублей;
d) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции.
16. Укажите, позитивными или нормативными являются следующие утверждения, и объясните почему:
a) если бы цена на мужские костюмы возросла на 20%, объем их выпуска упал бы на 30%;
b) следует ввести тарифы на иностранные автомобили;
c) тарифы на иностранные автомобили повысят зарплату в отечественной автомобильной промышленности;
d) следует проводить политику, которая повышает национальный доход, т.к. она полезна для страны;
e) следует устранить дефицит государственного бюджета;
f) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.
17. Какова альтернативная стоимость учебы в институте.
18. Сопоставьте способы, посредством которых чистый капитализм, командная экономика и смешанная экономика пытаются справиться с проблемой редкости экономических ресурсов?
19. Дайте логическое объяснение убывающей предельной отдаче, возрастающей предельной отдаче и отрицательной предельной отдаче. Используя данные таблицы, покажите интервалы всех вышеперечисленных видов отдачи.
Затраты труда | |||||||||||
Выпуск | |||||||||||
Предельная отдача | - | -5 | -2 |
Тема 2. Проблема собственности в экономической теории
1. Как права собственности на использование ресурса и издержки обращения влияют на стимулы заниматься рыночной торговлей?
2. Когда вы покупаете товар или услугу, вы практически покупаете право использовать их определенным образом. Предположите, что участок земли может быть использован только для жилых целей. Как это повлияет на ваше желание вложить свои деньги в эту землю?
3. «Капитализм можно охарактеризовать как автоматически саморегулирующуюся систему, приводимую в действие личной выгодой индивидов и регулируемую конкуренцией». Объясните это положение.
4. Все стабильно прогрессирующие страны в основу своего развития положили принцип экономической свободы, смысл которого в следующем: свобода предпринимательства, свобода движения ресурсов, свобода торговли, свобода ценообразования, свобода выбора. Внимательно проанализируйте составляющие экономической свободы и сформулируйте ответы на следующие вопросы:
a) какова роль частной собственности в условиях экономической свободы?
b) каково значение государственной собственности в современном рыночном хозяйстве?
c) что такое общественная собственность и ахово ее значение в экономической эволюции?
5. Тождественны ли понятия собственник и предприниматель?
6. Почему наделение граждан России ваучерами не сделало всех собственниками и предпринимателями?
7. Почему цивилизованный человек в цивилизованном мире не крадет чужого? Он не делает этого, потому что:
a) боится ответственности за нарушение законодательства;
b) подчиняется обычаям общества;
c) этого не позволяют его моральные установки.
8. Как правило, с 2-х - 5-ти лет ребенок знает, что чужие игрушки без спроса брать нельзя. Откуда он это знает?
9. «Пролетариат работает, капиталист рискует. Поэзия хозяйства - это поэзия не труда, а предпринимательства, того риска, который сопряжен с величайшей опасностью и требует величайшей дерзости» (М. Эпштейн. Поэзия хозяйства. «Независимая газета». 23.06.92). вы согласны с этим высказыванием? Не кажется ли Вам, что в этой цитате принижается роль рабочего, простого «человека труда»?
10. В чем вы видите привлекательность предпринимательской деятельности? Или, напротив, в ней есть неприемлемые для Вас особенности?