Практическое занятие 9. (1 час)

Тема: Оценка корпоративной социальной политики

Цель занятия: Исследование необходимости эффективной оценки результатов реализации корпоративной социальной ответственности, ее количественных и качественных инструментов, основных индикаторов эффективности

1.Институты оценки качества и эффективности (отделы социального развития, кадровые службы, финансовые службы, центры социального мониторинга, внешние эксперты).

2.Оценка внешних и внутренних социальных программ.

3.Бизнес-эффективность социальных программ. Критерии эффективности.

4.Результаты социальных проектов. Социальное влияние проекта.

5.Типы и формы оценки. Качественные и количественные инструменты оценки.

6.Индикаторы эффективности корпоративной социальной политики.

7.Мониторинг, опросные методы, экспертные оценки, анализ отчетности.

8.Отчетность по социальным проектам (подразделения, операторы благотворительности, клиенты).

9.Социальный аудит.

10.Оценки рисков, преимуществ и оптимизация социальных проектов. Оценка PR эффектов.

11.Рейтинги деловой репутации.

12.Востребованность оценки КСО

Термины и понятия

Институт оценки качества и эффективности, эффективность социальных программ, критерии эффективности, инструменты оценки эффективности КСО, индикаторы оценки эффективности КСО, социальный аудит, риски социальных проектов

Вопросы для самоконтроля

1. С помощью каких служб происходит оценка эффективности и качества социальной политики предприятия

2. Какими показателями определяется бизнес-эффективность социальных программ

3. Назовите содержание основных критериев эффективности социальной политики предприятия

4. Существует ли взаимодействие качественных и количественных инструментов оценки эффективности социальных программ

5. Что можно отнести к индикаторам эффективности корпоративной социальной политики и почему. Могут ли они в перспективе изменяться

6. Какая цель преследуется при составлении социальной отчетности

7. Какие задачи решает социальный аудит

8. С какой целью следует оценивать риски в реализации социальных проектов, какие методы оценки предпочтительнее

9. Чем определяется степень востребованности оценки КСО, что она дает

Используемая литература

1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008

2. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011

3. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008

4. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011

5. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. М.: Альфа-пресс, 2009

Планы практических занятий для студентов

Заочной формы обучения

(в скобках первым указывается количество часов для студентов, обучающихся 5 лет,

вторым – для студентов, обучающихся 4 года)

Практическое занятие 1. (1/- час)

Тема: Понятие КСО

Цель занятия: Исследовать экономические, политические, экологические и социальные аспекты КСО. Сформировать представление об этике бизнеса, социальной экономике, социальной политике предприятия

1. Понятие социальной политики. Понятие социально-рыночного государства.

2. Социальная ответственность бизнеса – экономические, политические, экологические, социальные аспекты.

3. Бизнес и общество — взаимодействие, этика бизнеса. Этика бизнеса: экономическая, правовая, этическая и добровольная социальные виды ответственности (модель А. Кэррола).

4. Социальная экономика. Современное социальное законодательство. Благотворительность и бизнес. Социальная политика, социальные проекты предприятий. Миссия корпоративной социальной политики.

5. Роль собственников и топ-менеджеров корпораций в реализации социальной политики.

6. Понятие социального партнерства. Преимущества компаний, проводящих активную социальную политику.

7. Качества корпоративной социальной политики — системность, прозрачность, широта, многообразие.

8.Государство как актор корпоративной социальной политики – создание условий для развития социальной политики предприятий

Термины и понятия

Социально-рыночное государство, социальная ответственность бизнеса, этика бизнеса, общественные блага и бизнес-развитие, социальное партнерство, социальный проект

Вопросы для самоконтроля

1. С чем связана необходимость возникновения и реализации социальной политики

2. Сформулируйте сущность социально-рыночного хозяйства

3. Когда и в связи с чем появилось понятие КСО

4. На основании каких принципов взаимодействуют бизнес и общество

5. Прокомментируйте дилемму экономической эффективности и общественного блага в контексте бизнес-развития

6. Как соотносятся понятия «благотворительность» и «бизнес»

7. В чем состоит содержание социальной политики предприятия

8. Назовите известные Вам социальные проекты предприятий

9. Какой является роль государства в создании условий для развития социальной политики предприятий

Используемая литература

1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008

2. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011

3. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008

4. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011

5. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. М.: Альфа-пресс, 2009

Практическое занятие 2. (1/1 час)

Тема: Развитие корпоративной социальной политики в России

Цель занятия: Осуществить анализ развития корпоративной социальной политики в России, проследить процессы ее трансформации в различных исторических условиях

1. Трансформация промышленного производства и структуры рабочей силы в 19 веке

2. Законодательство Российской империи, регулирующее социальную ответственность предприятий.

3. Социальное страхование как основа корпоративной социальной политики. Культура и быт рабочих на предприятиях в 1920-30 гг.

4. Патернализм советского типа. Социальная инфраструктура предприятий и социальная ответственность советского типа.

5. Монопромышленные города, рабочие поселки.

6. Трансформация соцкультбыта в постсоветский период – приватизация и муниципализация.

7. Этапы развития КСО в постсоветский период – сокращение социальной инфраструктуры, ее стабилизация и оптимизация

Термины и понятия

Социальная инфраструктура, культура и быт рабочих, «соцкультбыт», патернализм советского типа, монопромышленный город

Вопросы для самоконтроля

1. Какими причинами была вызвана трансформация промышленного производства в России в XIX веке

2. Что влияло на формирование структуры рабочей силы в XIX веке

3. Как в России формировалось законодательство, регулирующее социальную ответственность предприятий

4. Какие особенности существовали в формировании социальной инфраструктуры предприятий в России

5. Прокомментируйте особенности формирования культуры и быта рабочих в России 20-30-х годов

6. Что представляла собой теория и практика «соцкультбыта»

7. Чем патернализм в рыночной экономике отличается от патернализма советского типа

8. Как возникали монопромышленные города и с чем связаны основные проблемы их существования

9. Какие основные проблемы в социальной инфраструктуре в постреформенное время

Используемая литература

1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008

2. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011

3. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008

4. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011

5. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. М.: Альфа-пресс, 2009

Практическое занятие 3. (1/1 час)

Тема: Инструменты и направления корпоративной социальной политики

Цель занятия: Анализ инструментария социальной политики предприятия в его внутренней и внешней среде

1.Внешняя и внутренняя социальная политика. Развитие персонала и вклад в «человеческий капитал». Развитие образования, местного сообщества, культуры и экологические программы. Благотворительность и социальные инвестиции.

2.Внутренняя политика. Политика доходов, жилищная политика, социальное обеспечение.

3.Инструменты – уплата налогов, выплата зарплат, социальные пакеты для работников (питание, добровольное страхование, проезд), повышение квалификации, выплаты, премирование.

4.Внешняя среда социальной политики. Объекты – неимущие, незащищенные группы, культура, местное сообщество, экологическая безопасность.

5.Инструменты – социальные конкурсы, корпоративные благотворительные фонды, фонды местного развития (фонды социальных инвестиций), программы, содержание коммунальных и общественных объектов, меценатство.

6.Международные стандарты качества ISO, требования по качеству рабочего места.

7.Типы предприятий по специфике и масштабам социальной политики (крупные-малые, традиционные-новые, промышленные-сервисные), универсальные и специальные социальные гарантии для работников.

8.Институциальные особенности социальной политики предприятий (компенсационный пакет, социальный пакет, модернизированный социальный пакет (с элементами страхования), социальная инфраструктура/соцкультбыт).

9.Формальные и неформальные регуляторы трудовых отношений и социальной политики. Уровень социальной защищенности работника.

10.Влияние государства на объем и направленность социальных инвестиций предприятий.

Термины и понятия

Внутренняя и внешняя социальная политика, социальные инвестиции, инструменты внутренней и внешней социальной политики, стандарты качества, качество рабочего места, универсальные и специальные гарантии для работников, регуляторы трудовых отношений, социальная защищенность работника

Вопросы для самоконтроля

1. Какие объекты являются предметом воздействия внутренней и внешней политики предприятия

2. Какие направления включает в себя понятие «развитие персонала»

3. На создание каких благ направляются социальные инвестиции

4. Чем определяются масштабы внутренней и внешней политики предприятия

5. Когда и в связи с чем появились международные стандарты качества ISO, какие основные позиции они включают

6. По каким критериям можно дать оценку качеству рабочего места

7. Чем определяются масштабы социальной политики предприятия

8. Для каких предприятий характерно наличие не только универсальных, но и специальных социальных гарантий и почему

9. Обозначьте роль государства в определении объема и направленности социальных инвестиций предприятия

Используемая литература

1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008

2. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011

3. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008

4. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011

5. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. М.: Альфа-пресс, 2009

Практическое занятие 4. (1/- час)

Тема: Оценка корпоративной социальной политики

Цель занятия: Исследование необходимости эффективной оценки результатов реализации корпоративной социальной ответственности, ее количественных и качественных инструментов, основных индикаторов эффективности

1.Институты оценки качества и эффективности (отделы социального развития, кадровые службы, финансовые службы, центры социального мониторинга, внешние эксперты).

2.Оценка внешних и внутренних социальных программ. Бизнес-эффективность социальных программ. Критерии эффективности.

3.Результаты социальных проектов. Социальное влияние проекта.

4.Типы и формы оценки. Качественные и количественные инструменты оценки. Индикаторы эффективности корпоративной социальной политики.

5.Мониторинг, опросные методы, экспертные оценки, анализ отчетности. Отчетность по социальным проектам (подразделения, операторы благотворительности, клиенты).

6.Социальный аудит. Оценки рисков, преимуществ и оптимизация социальных проектов.

7.Оценка PR эффектов. Рейтинги деловой репутации. Востребованность оценки КСО

Термины и понятия

Институт оценки качества и эффективности, эффективность социальных программ, критерии эффективности, инструменты оценки эффективности КСО, индикаторы оценки эффективности КСО, социальный аудит, риски социальных проектов

Вопросы для самоконтроля

1.С помощью каких служб происходит оценка эффективности и качества социальной политики предприятия

2.Какими показателями определяется бизнес-эффективность социальных программ

3.Назовите содержание основных критериев эффективности социальной политики предприятия

4.Существует ли взаимодействие качественных и количественных инструментов оценки эффективности социальных программ

5.Что можно отнести к индикаторам эффективности корпоративной социальной политики и почему

6.Могут ли они в перспективе изменяться

7.Какая цель преследуется при составлении социальной отчетности

8.Какие задачи решает социальный аудит

9.С какой целью следует оценивать риски в реализации социальных проектов, какие методы оценки предпочтительнее

10.Чем определяется степень востребованности оценки КСО, что она дает

Используемая литература

1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008

2. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011

3. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008

4. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011

5. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. М.: Альфа-пресс, 2009

Наши рекомендации