Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
Предполагает решение следующих задач, которые способствуют развитию следующих компетенций: (ОК-4, ПК-1, ПК-2,ПК-6).
1) В апреле 1998 г. фирма "ЛАДА инжиниринг" опубликовала в печати рекламу, в которой предлагала покупателям автомобили "Волга", "Газель" по ценам "на 25% ниже заводских". При этом другие автомобили: ВАЗ, "Шкода", "Фольксваген", "Вольво", продавались на обычных условиях, т.е. оптовая цена поставщика плюс торговая наценка. Объясните, как такое могло случиться.
2) Рассмотрим следующую ситуацию. В начале 1991 г., пытаясь уменьшить обороты черного рынка, Правительство СССР и Центробанк объявили об обмене 50- и 100-рублевых купюр. При этом гражданам было дано только три дня для обмена крупных банкнот на более мелкие, чего многие сделать не успели.
Для такой политики было, возможно, два аргумента. Официальное советское правительство намеревалось затруднить осуществление сделок на черном рынке. Считалось, что нелегальные торговцы часто использовали именно крупные купюры в своих сделках. Путем их отмены государство надеялось значительно затруднить деятельность черного рынка.
В результате общее сокращение достигло 26 млрд руб., т.е. произошло приблизительно 20-процентное уменьшение номинального объема наличных денег. Вероятно, премьер-министр Павлов надеялся, что сокращение номинальной денежной массы позволит при стабильной скорости обращения денег уменьшить совокупный спрос и давление на цены в сторону их повышения. В результате стимула к операциям на черном рынке не будет. Это, возможно, было самым важным аргументом в пользу обмена купюр в 1991 г.
Как известно, данная мера не привела к желаемым результатам. Давление на цены товаров и услуг в сторону их повышения продолжалось практически без изменений, и черный рынок процветал. Объясните, какие ошибки допустили в своих прогнозах организаторы денежной реформы 1991 г. Какую меру в подобной ситуации могли бы предложить вы?
Тема 9. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM.
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателяПредполагает решение задач, которые способствуют развитию следующих компетенций: (ОК-4, ПК-1, ПК-2,ПК-6).
1) Пусть для некоторой экономики справедлива количественная теория денег. Скорость денежного обращения равна 4, уровень цен стабилен и равен 1. Для данного случая определите:
а) какой вид имеет в этом случае график кривойLМ? Изобразите ее график;
б) величину мультипликатора денежно-кредитной политики в моделиIS-LМ;
в) направление (вправо/влево) и величину сдвига кривой совокупного спроса, если центральный банк увеличил денежную массу на 150;
г) величину мультипликатора автономных налогов в модели IS-LM;
д) направление (вправо/влево) и величину сдвига кривой совокупного спроса, если правительство сокращает автономные налоги на 100.
2) Пусть для некоторой закрытой экономики чувствительность реального спроса на деньги к ставке процента бесконечно велика. Уровень цен стабилен и равен 1. При изменении располагаемого личного дохода на 100 ден. ед. потребительские расходы изменяются на 75 ден. ед., остальные компоненты совокупных расходов автономны. Предельная налоговая ставка составляет 0,2. Для данного случая определите:
а) какой вид имеет в этом случае график кривой LM? Изобразите ее график;
б) величину мультипликатора автономных налогов в модели IS-LM,
в) направление (вправо/влево) и величину сдвига кривой совокупного спроса, если правительство повышает автономные налоги на 200;
г) величину мультипликатора денежно-кредитной политики в модели IS-LМ;
д) направление (вправо/влево) и величину сдвига кривой совокупного спроса, если центральный банк уменьшил денежную массу на 150.