Написание введения и заключения
Особенности подготовки реферата (студенческой письменной работы)
Существует три типа рефератов.
1. Реферат как форма самостоятельной учебной деятельности студентов в вузе – это рассуждение на определенную тему на основе обзора литературы (нескольких источников информации), доказательство или опровержение какой-то главной мысли, в котором информация нескольких источников используется для аргументации, иллюстрации и т.д.
2. Реферат как краткое изложение содержания научной статьи, книги или ее части, включающее основные положения, аргументацию, сведения о методе исследования и выводах. Такие рефераты составляются профессионалами-референтами и публикуются в реферативных журналах (объем – 1 страница).
3. Реферат как составная часть курсовой работы, выпускной работы бакалавра или дипломной работы – краткое описание содержания работы (объем – 10-12 строк).
Цельнаписания реферата как формы самостоятельной учебной деятельности студентов в вузе – научиться:
а) самостоятельно находить научную литературу по теме;
б) работать с литературой;
в) анализировать проблему, факты, явления, систематизировать и обобщать данные, делать выводы;
г) аргументированно высказывать свои мысли;
д) выстраивать логику изложения материала;
е) строить стилистически грамотное высказывание научного характера;
ж) правильно оформлять научную работу (рисунки, цитаты, ссылки, список использованной литературы).
Структура реферата включает в себя следующие компоненты:
1) Оглавление (Содержание)
2) Введение
3) Основная часть
4) Заключение
5) Список использованной литературы
Внимание! Словосочетание «Основная часть» в реферате не пишется. Пишутся названия пунктов.
В основной части реферата не следует выделять (рассматривать) более 3-4 пунктов (вопросов).
В студенческих письменных работах рассматривается проблема изучения какого-либо явления, одна из теорий, явившаяся результатом решения проблемы, или метод решения проблемы. В этом случае целью рассуждения может быть доказательство актуальности и важности данной проблемы, теоретического и практического значения теории или метода.
При рассмотрении нескольких теорий, объясняющих одно и то же явление, или нескольких методов решения проблемы желательно сравнить эти теории и методы. Целью работы в этом случае является выбор наиболее перспективной теории или метода и обоснование выбора.
Особенности отбора материала
Из текстов-источников необходимо отбирать материал таким образом, чтобы осветить разные стороны проблемы, явления, например: предпосылки, причины, условия, сущность, результаты, позитивные и негативные последствия, различные объяснения явления и т.д.
Следует отбирать только ту информацию, которая непосредственно касается темы реферата. Нельзя включать в реферат лишнюю информацию, которая не способствует раскрытию той или иной темы.
Написание введения и заключения
Во введении необходимо:
1) обосновать выбор темы и охарактеризовать ее;
2) сформулировать цель и задачи реферата (обычно в форме перечисления: рассмотреть, изучить, установить, выявить, сравнить, определить и т.п., например: рассмотреть основные особенности чего-либо, выяснить основные черты чего-либо, установить взаимосвязи чего-либо).
В заключении необходимо:
1) подвести общий итог работы (таким образом, итак, анализ… показал, что…);
2) сформулировать выводы (рассмотрение… позволяет сделать вывод о том, что…; рассмотрение… дает возможность предположить, что…).
Заглавие работы представляет собой законченное, по возможности краткое предложение, в котором формулируется содержание исследования (его тема, идея, предмет). Названия глав не должны полностью или частично совпадать с названием работы, а названия параграфов не должны повторять названий глав.