Тема 4. Задачи линейного программирования

Основные понятия исследования операций. Основные понятия задач и методов математического программирования. Постановка задачи линейного программирования. Виды задач линейного программирования. Линейное и целочисленное программирование. Графическая интерпретация двумерной задачи линейного программирования. Теория двойственности в анализе оптимальных решений экономических задач. Постановка и различные формы записи задач линейного программирования. Стандартная и каноническая формы представления. Симплекс-метод и симплексные таблицы. Экономическая интерпретация элементов таблицы. Двойственные задачи и методы, их интерпретация. Экономическая и математическая формулировки транспортной задачи. Правила построения цепей. Смысл потенциалов, метод потенциалов. Основные способы построения начального опорного решения. Транспортные задачи с нарушенным балансом производства и потребления.

Основные термины: линейное уравнение, линейное неравенство, система линейных неравенств, многоугольник решений, градиент, целевая функция, каноническая запись задачи линейного программирования, симплекс-метод, симплекс-таблица, двойственная задача, опорное решение.

Контрольные вопросы по теме 4:

1. Приведите примеры задач линейного программирования.

2. Чем выделяется задача целочисленного программирования?

3. Как построить многоугольник решений?

4. Что называется нулевой линией уровня целевой функции?

5. Как получить каноническую форму записи задачи линейного программ-мирования?

6. Как заполняется симплекс-таблица?

7. Какие преобразования симплекс таблицы необходимо выполнять для получения экстремального решения?

8. Сформулируйте критерий оптимальности допустимого решения.

9. Как составить двойственную задачу к данной задаче линейного программирования?

10. Как выписать решение основной задачи, опираясь на решение двойственной задачи?

Тема 5. Нелинейное программирование

Выпуклые множества и их свойства. Угловые точки. Выпуклые и вогнутые функции. Основная задача выпуклого программирования. Условия Куна-Таккера в градиентной форме. Необходимый признак локального максимума для задач с выпуклыми ограничениями. Достаточный признак для задач выпуклого программирования. Усиленные условия Куна-Таккера.

Основные термины: множество, выпуклое множество, выпуклая функция, вогнутая функция, угловые точки.

Контрольные вопросы по теме 5:

1. Дайте понятие выпуклого множества.

2. Приведите примеры выпуклых и невыпуклых множеств.

3. Дайте понятия выпуклой и вогнутой функций.

4. Приведите примеры выпуклых и вогнутых функций.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие 1 по теме: «Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на отрезке»

План:

1. Изучение понятие наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке

2. Знакомство с алгоритмом вычисления наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.

3. Применение изученного алгоритма при решении задач.

Контрольные вопросы и задачи

1) Найти наибольшее и наименьшее значения функции f (x) = 2x3 – 6x + 5 на отрезке Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru .

Решение. Находим критические точки, принадлежащие Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru :

f¢ (x) = 6x2 – 6 = 6(x2 – 1), 6(x2 – 1) = 0, x1 = –1, x2 = 1.

Вычислим значения функции в этих точках:

f (–1) = 2 × (–1)3 – 6 × (–1) + 5 = 9; f (1) = 2 × 13 – 6 × 1 + 5 = 1.

Вычислим значения функции на концах отрезка:

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Таким образом, наибольшее значение данной функции на рассматриваемом отрезке есть f (–1) = 9, а наименьшее Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Ответ: f (–1) = 9, Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

2) Найти наибольшее и наименьшее значения функции f (x) = 5 Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru на отрезке [4; 40].

Решение. Находим критические точки функции, лежащие внутри данного отрезка:

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Вычисляем значения функции на концах отрезка и в критической точке: f (4) = 11, f (12) = 13, f (40) = 5. Из полученных значений выбираем наибольшее и наименьшее:

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru , Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru .

Ответ: Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru , Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru .

3) Дана функция f (x) = | x2 – 6x + 5 |. Найти наибольшее и наименьшее значения функции f на отрезке [2; 6].

Решение. Рассмотрим функцию f на отрезке [2; 6]:

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Для нахождения критических точек функции f, непрерывной на [2; 6], нужно найти внутренние точки отрезка [2; 6], в которых производная равна нулю или не существует. Имеем:

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

В точке x = 5 производная не существует; Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru при x = 3. Итак, критические точки: 3 и 5.

Вычисляем значение функции в критических точках и на концах отрезка: f (2) = 3, f (3) = 4, f (5) = 0, f (6) = 5;

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru , Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru .

Ответ: Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru , Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru .

4) Найти наибольшее значение функции f (x) = x ln 5 – x ln x на отрезке Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru .

Решение. Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru = ln 5 – ln x – 1 = Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru при Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru . Сравнение значений функции на концах отрезка и в критической точке приводит к сложным вычислениям. Вместо этого проведем исследование функции на монотонность. Учитывая непрерывность функции в точке Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru и тот факт, что при Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru производная положительна, а при Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru отрицательна, приходим к выводу, что на промежутке Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru функция возрастает, а на промежутке Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru убывает. Это и означает, что значение функции в точке Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru является наибольшим из всех значений функции на данном отрезке.

Литература

Основная:

1. Высшая математика для экономистов / под ред. Н.Ш. Кремера. - М. : ЮНИТИ, 2002. - С. 217-224.

2. Замков, О.О. Математические методы в экономике: учебник. / О.О. Замков, А.В. Толстопятенко, Ю.Н. Черемых. - М. :, Изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова «ДИС», 1988. - С. 61–64, 70.

3. Ильин, В.А., Высшая математика : учебник / В.А. Ильин, А.В. Куркина. - М. : Проспект, 2009. - С. 258–258.

4. Красс, Математика для экономических специальностей : учебник / М.С. Красс. - М. : ИНФРА-М, 1999. - С. 115–117.

Дополнительная:

1. Баврин, И.И. Математика для гуманитариев : учебник / И.И. Баврин. - М. : Академия, 2011. - С. 101–111.

2. Математика: Математический анализ. Дифференциальные уравнения. Теория вероятностей. Математическая статистика. : учебно-методическое пособие / Под ред. А.Н. Данчула. - М. : 2004. - С. 20–23.

3. Шипачёв В.С. Высшая математика. Базовый курс : учебное пособие / под ред. А.Н. Тихонова. - М. : Юрайт, 2011. - С. 288-293.

Практическое занятие 2 по теме: «Локальный экстремум функций многих переменных. Наибольшее и наименьшее значения функции в ограниченной замкнутой области. Условный экстремум»

План:

1. Изучение понятие локального и условного экстремумов.

2. Формулирование необходимых и достаточных условий экстремума.

3. Решение задач.

Контрольные вопросы и задачи

1)Найти стационарные точки функции

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Находим частные производные первого порядка, приравниваем их к нулю и записываем систему уравнений:

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Из второго уравнения следует, что или Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru , или Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru . Подставляя по очереди эти значения в первое уравнение, найдём четыре стационарные точки:

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

2) Ранее в примере 1 было установлено, что функция

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

имеет четыре стационарные точки:

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Вторые частные производные данной функции равны

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru .

В точке Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru имеем: A=10, B=0, C=2. Здесь Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru , значит, точка Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru является точкой экстремума, и так как A положительно, то этот экстремум – минимум. В точке Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru соответственно будет A=–10, B=0, C=–4/3. Это точка максимума. Точки Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru и Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru не являются экстремумами функции, так как в них Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru .

3) Исследовать функции на экстремум:

1. Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru . Ответ: Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru .

2. Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru . Ответ: Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru – седловая точка.

3. Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru . Ответ: Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru .

4. Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru . Ответ: Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru – седловые точки.

4) Найти условный экстремум функции Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru при условии Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Решение: Составим функцию Лагранжа Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Имеем

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Система имеет два решения

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Далее,

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

При Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru поэтому функция Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru в точке Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru имеет условный минимум, а при, Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru следовательно, функция Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru имеет в точке Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru условный максимум.

5)Найти условные экстремумы функции Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru при наличии ограничения Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Решение: Построим функцию Лагранжа Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Стационарные точки определим из системы

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Умножим первое уравнение на Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru , а второе – на Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru . После вычитания получим

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru .

Если Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru , то из первых двух уравнений системы Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru . Но такие значения переменных Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru и Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru не удовлетворяют уравнению связи. Значит Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru и так как Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru , то Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru . Подставляя это в уравнение связи, получаем: Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru откуда Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru , Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru .

Итак, единственная стационарная точка функции Лагранжа Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru .

Далее,

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Тогда для Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru при Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru и Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru получаем

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

Из уравнения связи при Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru находим соотношение для дифференциалов Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru и Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru , Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru , то есть Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru . Тогда Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru Поэтому при Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru в точке Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru функция имеет условный максимум, а при Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru – условный минимум. Экстремальное значение равно Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru .

Литература

Основная:

1. Высшая математика для экономистов / под ред. Н.Ш. Кремера. - М. : ЮНИТИ, 2002. С. 217–224.

2. Замков, О.О. Математические методы в экономике: учебник. / О.О. Замков, А.В. Толстопятенко, Ю.Н. Черемых. - М. :, Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова «ДИС», 1988. - С. 61–64, 70.

3. Ильин, В.А., Высшая математика : учебник / В.А. Ильин, А.В. Куркина. - М. : Проспект, 2009. - С. 258–258.

4. Красс, Математика для экономических специальностей : учебник / М.С. Красс. - М. : ИНФРА-М, 1999. - С. 115–117.

Дополнительная:

1. Баврин, И.И. Математика для гуманитариев : учебник / И.И. Баврин. - М. : Академия, 2011. - С. 101–111.

2. Кремер, Н.Ш. Математика для экономистов: от Арифметики до Эконометрики : учебно-справочное пособие. / Н.Ш. Кремер. - М. : Юрайт, 2011. - С. 187-198.

3. Математика: Математический анализ. Дифференциальные уравнения. Теория вероятностей. Математическая статистика. : учебно-методическое пособие / Под ред. А.Н. Данчула. - М. : РАГС, 2004. - С. 20–23.

Практическое занятие 3 по теме: «Задачи линейного программирования»

План:

1. Постановка задачи линейного программирования.

2. Примеры задач линейного программирования.

3. Графическая интерпретация двумерной задачи линейного программирования.

4. Решение задач.

Контрольные вопросы и задачи

1) Найдите максимум и минимум функции Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru при условиях

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

2) Найдите решение задачи целочисленного программирования:

Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru

3) Для изготовления трёх видов изделий Тема 4. Задачи линейного программирования - student2.ru используется токарное, фрезерное, сварочное и шлифовальное оборудование. Затраты времени на обработку одного изделия для каждого из типов оборудования указаны в таблице (см. ниже). В этой же таблице указан общий фонд рабочего времени каждого из типов используемого оборудования, а так же прибыль от реализации одного изделия данного вида. Требуется определить, сколько изделий и какого вида следует изготовить предприятию, чтобы прибыль от их реализации была максимальной.

Тип оборудования Затраты времени (станко-ч) на обработку одного изделия вида Общий фонд рабочего времени оборудования (ч.)
А В С
Фрезерное
Токарное
Сварочное
Шлифовальное
Прибыль (руб.)  

Литература

Основная:

1. Замков, О.О. Математические методы в экономике: учебник. / О.О. Замков, А.В. Толстопятенко, Ю.Н. Черемых. - М. : ДИС, 1988. - С. 130–133.

2. Кириллов, А.Л. Математика для управленцев : курс лекций. / А.Л. Кириллов. - СПб. : СЗАГС, 1999. - С. 158–176.

3. Соколов, А.В., Методы оптимальных решений. В 2 т. Т.1. Общие положения. Математическое программирование. / А.В. Соколов, В.В. Токарев. - М. : ФИЗМАТЛИТ, 2011. - С. 422–503.

Дополнительная:

1. Акулич, И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. / И.Л. Акулич. - М. : Высш. шк., 1993. - С. 336.

2. Алексеев, В.М., Сборник задач по оптимизации. Теория. Примеры. Задачи. / В.М. Алексеев, Э.М. Галеев, В.М. Тихомиров. - М. : Наука, 1984. - С. 288.

3. Гармаш, А.Н., Математические методы в управлении : учебное пособие. / А.Н. Гармаш, И.В. Орлов. - М. : ИНФРА-М, 2012. - С. 48–61.

4. Кремер, Н.Ш. Математика для экономистов: от Арифметики до Эконометрики : учебно-справочное пособие. / Н.Ш. Кремер. - М. : Юрайт, 2011. - С. 400–419.

Наши рекомендации