Основы оценки взаимосвязи спроса на перевозки и качества транспортного обслуживания грузовладельцев
Соколов Ю.И., д.э.н., проф.,
Чередников Н.А.
Аннотация
В данной статье рассматривается взаимосвязь качества транспортного обслуживания грузовладельцев и спроса на перевозки, дается экономическая оценка с последующими выводами.
Ключевые слова
Качество перевозок, спрос на перевозки, сезонность, транспорт.
Качество перевозок − совокупность наиболее существенных свойств транспортной продукции, обусловливающих степень её пригодности своевременно и наиболее полно удовлетворять потребности производства и населения страны. Суть качества перевозок, как и любой другой продукции, заключается в её потребительской стоимости: одинаковая по назначению перевозка способна в разной степени удовлетворять необходимую потребность, то есть иметь разный уровень качества [3]. Если качество перевозок улучшается в интересах потребителя путём дополнительных затрат общества, труда, то показатели качества приобретают стоимостную форму, следовательно, сущность качества перевозок заключается не только в потребительской стоимости, но и в реальной стоимости.
Необходимость исследования взаимосвязи спроса перевозки и качества транспортного обслуживания грузовладельцев как никогда актуальна. В связи с развитием конкуренции на рынке железнодорожных перевозок, а также с падением спроса на перевозки вследствие кризисных явлений в экономике необходимо изучить влияние этих двух показателей друг на друга для стимулирования спроса на перевозки и улучшения развития железнодорожного транспорта.
Эмпирической базой данного исследования послужили статистические данные Росстата, а в частности, данные об объёмах погрузки, а также данные маркетинговых исследований удовлетворенности грузовладельцев уровнем качества их обслуживания, проводимых в рамках проекта «Индекс качества».
Между качеством и объёмом перевозок имеется значительная взаимосвязь. Повышение показателей качества использования подвижного состава (нагрузки и времени оборота вагона, массы и скорости движения поезда и другое) позволяет при тех же ресурсах транспортных мощностей удовлетворить больший спрос на перевозки, что повышает качество транспортного обслуживания экономики [2]. Источниками повышения качества перевозок и их эффективности являются качество подготовки грузов к перевозке, качество подвижного состава и качество организации труда в процессе перевозки. Научная разработка обоснованных экономических и социальных требований по всем трём источникам повышения качества перевозок возможна при объединении усилий транспорта и всех обслуживаемых им отраслей производства [1].
В условиях кризиса и снижения спроса на перевозки транспортные компании получают дополнительный стимул для повышения качества, а высвободившиеся в данных условиях транспортные ресурсы дают им технические и технологические возможности для повышения качества. Взаимосвязь объемов и качества должна учитываться с исключением фактора неравномерности перевозок [4].
Существуют несколько методов расчета показателей неравномерности. Метод абсолютных разностей заключается в расчете месячных средних и общей средней и последующем их полном и детальном сравнении между собой:
где − средний месячный уровень показателя за три и более года,
− среднемесячное за все годы значение показателя.
Если сезонность оценивается по данным за три года (тридцать шесть месяцев), то:
где − значение уровня динамического ряда.
Величина и знак значений абсолютных отклонений определяют наличие сезонности.
Метод относительных разностей является продолжением метода абсолютных разностей. В качестве основного и главного показателя, который обычно характеризует сезонную неравномерность, используется показатель относительного отклонения:
По величине и знакам значений относительных отклонений можно судить о величине и уровне влияния сезонного фактора. Индекс сезонности рассчитывается:
где − средний месячный уровень показателя за три и более года, − среднемесячное за все годы значение показателя.
Расчет индекса сезонности по данной формуле не учитывает наличие тренда. Рассчитанные значения индекса сезонности сравниваются со значением 100%. Если индекс сезонности превышает 100 % − это свидетельствует о влиянии сезонного фактора в сторону увеличения уровней динамического ряда. Если индекс сезонности меньше 100 % − то сезонный фактор вызывает снижение уровней динамического ряда.
Под качеством транспортного обслуживания клиентуры по грузовым перевозкам обычно подразумевают полноту, скорость, своевременность или равномерность доставки и сохранность грузов, безопасность перевозок, а также культуру, комплексность и доступность обслуживания потребителей транспортных услуг. При этом, в отличие от пассажирских перевозок, мероприятия по обеспечению качества перевозок грузов направлены не только на объект или предмет перевозки, но и на их собственников, то есть грузовладельцев. К таким показателям относятся: степень удовлетворения спроса грузовладельцев по объему перевозок, степень ритмичности перевозок грузов, показатель регулярности перевозок грузов определяют на предприятиях транспорта, уровень выполнения установленных сроков доставки грузов, степень сохранности перевозимых грузов [5].
После вычленения сезонности из общего объема спроса, получим два графика, показывающих соотношение коэффициентов качества перевозок и индекса сезонности.
Рис. 1 – Соотношение качества перевозок и сезонности.
Затем построим графики соотношения спроса на перевозки в объёме и индекса качества.
Рис. 2 – Соотношение уровня спроса и качества.
Среднее годовое значение спроса на перевозки за 5 лет составило 1239018 тысяч тонн. Заметим устойчивую взаимосвязь между спросом и качеством, в результате чего сделаем вывод о важности повышения качества на железнодорожном транспорте. Сравнив уровень спроса по каждому месяцу за пять лет и уровень спроса по месяцам за 2015 год, получим фактор неравномерности, который я соотнес с уровнем качества услуг.
В дальнейшем необходимо провести дальнейшее исследование по выявлению формальных зависимостей спроса на перевозки и качества транспортных услуг.
Список использованной литературы:
1. Лобачева Е.Н. Экономическая теория [Текст] / Е.Н. Лобачева – М.: Юрайт, 2012. – 516 с.
2. Соколов Ю.И., Лавров И.М. Методы экономической оценки качества транспортного обслуживания грузовладельцев в условиях множественности участников перевозочного процесса [Текст]: монография / Ю.И. Соколов, И.М. Лавров. − М.: Частное издательство «Золотое сечение», 2015. – 168 с.
3. Соколов Ю.И., Махмутова. Поиск альтернативы для неравномерной загрузки. [Текст] / Ю.И. Соколов, Махмутова // Мир транспорта. – 2008. − №2. − С. 74-79
4. Соколов Ю.И. Управление качеством продукции [Текст]: монография / Ю.И. Соколов – М.: МИИТ, 2008. – 168 с.
5. Соколов Ю.И., Романова К.В. Ритмичность – важный показатель качества перевозок [Текст] / Ю.И. Соколов, К.В. Романова – М.: МИИТ – С. 332-333.
УДК: 338.001.36