Экономическое развитие стран Западной Европы и США в межвоенный период (1919-1939 гг.)
Первая мировая война (1914-1918 гг.) была вызвана неравномерностью хозяйственного развития, соперничеством ведущих стран, острой борьбой за рынки сбыта. В ней приняли участие более 30 государств с населением 2/3 проживавших на планете. Война принесла значительные потери почти для всех стран-участниц. Погибли, искалечены и обездолены миллионы людей, утрачена 1/3 национального богатства, сложился народнохозяйственный дисбаланс. Военные расходы были столь велики, что на эти средства можно было поднять благосостояние трудящихся всей Земли в 6 раз.
Летом 1919 г. был составлен Версальский мирный договор, подписанный державами победительницами, с одной стороны, и побежденной Германией, с другой. Основные статьи договора сводились к территориальным, военным и репарационным проблемам. И хотя этот договор, казалось бы, ставил Германию в весьма неблагоприятные условия, он не сумел преодолеть международные рыночные разногласия и конфликты.
Глубокую заинтересованность в скорейшем восстановлении хозяйства Германии и прежде всего ее военно-экономического потенциала, фактически вопреки Версальскому мирному договору, проявили страны Запада. Два американских банкира Ч. Дауэс и О. Юнг предложили программы ослабления условий Версальской системы, особенно в части сокращения размера репараций и порядка их взимания. Теперь единственными источниками выплат остались государственный бюджет и прибыль от железных дорог. Отменялись отчисления от прибылей промышленности и финансовый контроль за экономикой Германии, в том числе тяжелой промышленности. И к концу 20-х годов был превышен довоенный уровень промышленного, особенно военного, производства страны.
После Первой мировой войны заметно укрепились позиции США, в частности, за счет значительных прибылей от поставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Страна стала обладать ½ золотого запаса и промышленного производства всего мира. Однако теория «просперити» - вечного процветания США оказалась «великой иллюзией».
«Великая депрессия» 1929-1933 гг., начавшаяся в самой богатой и благополучной стране США с краха на Нью-Йоркский фондовой бирже, охватила банковскую систему, промышленность, сельского хозяйства всего капиталистического мира. Этот мировой экономический кризис сопровождался разорением десятков тысяч промышленных, транспортных, страховых компаний и фермерских хозяйств. Армию безработных составили более 30 млн. человек. В США каждый третий из трудоспособного возраста, а в Германии каждый второй оказались без работы.
Экономический кризис 1929-1933 гг., поразивший ведущие страны мира, потребовал разработки и реализации собственных программ социально-экономического возрождения.
В США избранный в начале 30-х годов президентом Ф. Рузвельт предложил крупномасштабные реформы – «Новый курс Рузвельта». Теоретической базой этого курса стало учение английского экономиста Д. Кейнса о необходимости участия государства в регулировании хозяйственной жизни, в процессе общественного воспроизводства. Основные мероприятия были осуществлены в финансово-банковской, промышленной, сельскохозяйственной и социальной сферах.
Для спасения банковской и финансовой системы был запрещен вывоз золота за границу, прекращен обмен банкнот на золото, закрыты все банки и открывались лишь те, которые могли предоставить устойчивые гарантии. Проведена девальвация (обесценивание) доллара, благодаря которой распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков(частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов и приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции и др.
Закон о восстановлении национальной промышленности вводил систему государственного регулирования этого важнейшего подразделения экономики. Так, для оживления экономики и выводу ее из бедственной ситуации вводились «кодексы честной конкуренции». Для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В целом во всех отраслях промышленности кодексы охватили 99% американской индустрии и торговли. Им предоставлялись выгодные государственные заказы и другие привилегии.
Накануне объявленной фермерами всеобщей забастовки был принят Закон о регулировании развития сельского хозяйства. Для преодоления аграрного кризиса предусматривались меры по сокращению посевных площадей и поголовья скота при компенсации фермерам возможных потерь. Были приняты чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности.
В социальной сфере, в направлении установления «классового мира» внутри страны проводилась серия мер по помощи безработным путем организации общественных работ, трудовых лагерей для молодежи в возрасте 18-25 лет (бесплатное жилье, питание, одежда и один долл. в день), введения пособий по безработице и др. Принятие закона Вагнера – «Национального пакта о трудовых отношениях» за рабочими признавалась необходимость коллективной защиты своих интересов через профсоюзы, право на стачки и др.
Таким образом, в реализации «Нового курса» Ф. Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития государственно-монополистического капитализма (ГМК). Важнейшим инструментом этого курса стал государственный бюджет, осуществлявший финансирование расширенного воспроизводства и социальные программы. К концу 30-х гг. XX в. последствия «великой деперессии» в США были преодолены.
Экономический кризис в Германии вызвал усиление правой реакции, тоталитаризма, милитаризма и привел к власти крайнее порождение реакции – фашизм. Фашистская партия во главе с А. Гитлером стала осуществлять программу «Новый порядок». Главным содержанием этой экономической политики явилась всеобщая милитаризация Германии. Военные расходы возросли в 10 раз. Построены новейшие заводы по выпуску военной техники и боеприпасов. Запасы сырья и продовольствия, денежные фонды различного рода передавались в руки военных. Все было переключено на подготовку к войне.
Фашистское государство взяло под свой контроль и рынки рабочей силы. Закон «Об организации национального труда» декларировал прекращение классовой борьбы, объявлял рабочих «солдатами труда» с жесткой военной дисциплиной, каждого фабриканта – «фюрером» с диктаторскими полномочиями. Уничтожались профсоюзы, запрещались стачки и др. Зарплата регулировалась «немецким трудовым фронтом». Постепенно вводилась трудовая повинность и т.д. Безнаказанно воссоздав свою военную машину, вопреки решениям Версальского договора, Германия развязала вторую мировую войну.
Экономические программы возрождения осуществлялись и в других странах.
В Великобритании «План экономии» Дж. Мэя предусматривал уменьшить государственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения выделяемых средств из менее существенных статей, предназначенных для смягчения социальной несправедливости или улучшающих экономическую структуру. Предлагалось увеличить прямые и косвенные налоги, на две трети сократить государственные расходы на выплату безработным, уменьшить оклады государственных служащих и учителей и т.д. В начале 30-х годов более ста американских и французских банкиров предоставили Великобритании значительный заем.
Во Франции мировой экономический кризис резко обострил социально-экономические проблемы. В ходе сближения различных левых сил на антифашистской основе сформировался Народный фронт. Программа Народного фронта была ориентирована на удовлетворение ближайших нужд широких слоев населения, создание фонда безработицы, сокращение рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числа рабочих мест в основном за счет снижения пенсионного барьера, широкую организация общественных работ, регулирование закупочных цен и др. Требование национализации было ограничено объектами военной промышленности и Французским банком. Опыт Народного фронта заложил основы политики реформирования экономических отношений общества без применения крайних форм социальной борьбы.