Расставьте ударение в словах
Августовский, алкоголь, апостроф, арахис, асимметрия, баловать, бармен, ветеринария, вечеря, газопровод, гофрированный, генезис, джинсовый, диспансер, договор, жалюзи, закупорить, звонишь, знамение, избалованный, иконопись, истерия, исчерпать, индустрия, камбала, каталог, квартал, красивее, кухонный, ломоть, маркетинг, маркированный, мастерски, мизерный, мышление, новорожденный, обеспечение, облегчить, оптовый, откупорить, пиала, пиццерия, процент, пуловер, путепровод, свекла, сливовый, случай, средства, статуя, таможня, тефтели, туфля, углубить, украинский, феномен, хаос, центнер, черпать, шасси, щавель, эксперт, подростковый
Установите, во всех ли случаях возможна без изменения значения замена полных форм прилагательных краткими; поясните, что препятствует этой замене.
Звонкий голос, звонкий согласный; белый снег, белый свет; красный флаг, красное платье; круглый стол, круглая сирота; глубокая река, глубокая мысль; прямая дорога, прямая линия, прямой человек; скорый поезд; бедный человек; живой организм.
Просклоняйте имена и фамилии. Объясните свой выбор.
Эстер Рыжих, Чарли Чаплин, Аркадий Лола, Антон Гриб, Ольга Крупа, Назар Черных.
Перепишите предложения, но числительные запишите словами.
Государственная казна пополнилась еще 678 000 (рубль). 2. Стипендии были выплачены 1552 (студент). 3. Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк). 4. Учитель проэкзаменовал 22 (ученик). 5. Мне пришлось пожертвовать еще 16 (доллар). 6. К 2567 (наименование) в список приписали еще 1033 (наименование). 7. В трех зрительных залах – по 70 (место). 8. Потери составили более 843 (килограмм). 9. Ответ пришел только через 52 (сутки, день). 10. Урожай овощей в среднем по району поднялся до 157 (центнер) с гектара. 11. В газете сообщается о 2975 (станки), выпущенных заводом сверх плана.
5. Согласуйте сказуемое с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием. В каких случаях возможны варианты ответа? Обоснуйте ответ.
1.Полмесяца прошл.. с этого злополучного вечера. 2. Полмесяца, проведённые в санатории, (пошёл, пошли) ей на пользу. 3. На станции служил.. 11 человек. 4. В прошлом году на аренах страны дан.. 30 тысяч цирковых представлений. 5. Выступил.. только 5 человек. 6. 25 орудий, поставленных на Казачьей горе, обеспечил.. успех сражения. 7. Три примуса шипел.. на кухне, и три ведьмы шипел.. у примусов. 8. Все 20 спектаклей прошл.. с успехом. 9. До конца дистанции остал..сь 10 километров. 10. В работе семинара участвовал.. 121 делегат. 11. В гостиной пробил.. 11 часов. 12. Установлен.. три новых мировых рекорда. 13. За этот год построен.. и сдан.. в эксплуатацию 35 километров новой трассы. 14. Прозвучал.. два мощных взрыва.
В приведенных предложениях укажите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Замените лексические эквиваленты, ставшие причиной речевых ошибок.
1.Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам. 2. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 3. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры. 4. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез исповедовать мнение этого чудака. 5. Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он думает: кто же первый, если не я?
7. Вспомните пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета. Какие рекомендации по ведению речи они содержат?
8. В любой газете (в т.ч. издаваемой в Брянской области) найдите пять-шесть примеров нарушения принципа кооперации Г. Грайса (например, доступности информации). Обязательно укажите выходные данные газеты. Справочно: Г.П.ГРАЙС «Логика и речевое общение».
9. В соответствии с требованиями к публичному выступлению напишите речь (1-2 страницы) на любую из предложенных тем: «Деловое общение менеджера», «Эффективность делового общения», «Дискуссия в деловом общении», «Публичное выступление в деловом общении», «Коммуникативная компетентность специалиста».
Вариант 9