Тема 1. международный бизнес и международная предпринимательская деятельность: общие характеристики
В соответствии с российским законодательством, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ч. 1 ст. 2 гл. 1 разд. 1 части первой Гражданского кодекса РФ).
Указом Президента РФ от 15.11.1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности разрешалось осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности без специальной регистрации, после чего на международные и мировой рынки товаров вышли и предприниматели из России. Этим же указом отменялись ограничения на участие граждан и юридических лиц, зарегистрированных на территории РСФСР, в проведении валютных операций через уполномоченные банки, включая ограничения на покупку наличной валюты.
В Федеральном законе от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» внешнеэкономическая деятельность определяется как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).
На практике внешнеэкономическая деятельность предприятий понимается как сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок, или как деятельность, связанная с самостоятельным выходом предприятий на внешний рынок'. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность сходна с международным бизнесом. Однако следует иметь в виду, что внешнеэкономическая деятельность предприятия, сколь важна она ни была бы для предприятия, в большинстве случаев является дополнением к деятельности предприятия, связанной с реализацией большей части продукции на внутреннем, отечественном рынке. Сам процесс производства при этом остается в рамках национальной экономики, в известном плане в отрыве от международного рынка, за исключением импортного компонента, и только некоторая часть продукции предприятия поступает на внешний рынок.
Таким образом, определение международного бизнеса можно модифицировать: международный бизнес означает конкретную производственно-экономическую деятельность групп компаний, фирм и предприятий, имеющих общие экономические или деловые интересы, которая охватывает два и более государства, или хозяйственную деятельность материнской компании страны базирования и ее зарубежных филиалов или дочерних, а также зависимых предприятий.
На известной стадии эволюции производственно-экономической системы закономерно наступает такой этап, когда масштабы обобществления выходят за рамки национального народно-хозяйственного комплекса. Наступает эпоха интернационализации,которую мы будем определять как постепенный процесс выхода штатного воспроизводственного цикла бизнес-структуры за пределы национальных границ ее базирования.
Постепенность развертывания интернационализации подразумевает осуществление целого ряда как качественных, так и количественных изменений. В первом случае речь идет о том, что изначально за рубеж частично переносится завершающая стадия воспроизводственного цикла — определенная доля произведенной продукции реализуется иностранным потребителям. Соответственно, исторически первой формой ВЭД становится международная торговля. Однако понемногу в трансграничное движение все более активно начинают включаться не только результаты производственной деятельности — продукты труда, но и факторы производства. Начинают развиваться такие формы мирохозяйственных связей, как зарубежное инвестирование и международная миграция рабочей силы. Тем самым за национальные границы выходит уже не только стадия реализации, но и фаза производства продукции. О количественных изменениях, с которыми сопряжена интернационализация, свидетельствуют и рост масштабов тех или иных внешнеэкономических операций, и увеличение числа субъектов международного предпринимательства.
В середине 1980-х гг. в развитии процесса интернационализации начинает все заметнее прослеживаться новая тенденция. Суть ее заключается в качественном расширении географического спектра тех стран, на территории которых переносятся конкретными фирмами те или иные компоненты их хозяйственной деятельности. В результате в научный и общественно-политический лексикон входит термин «глобализация». По аналогии с приведенным выше определением интернационализации мы будем понимать под глобализациейпроцесс распространения стандартного воспроизводственного цикла на основные экономические регионы земного шара.
С этой точки зрения, соотношение двух рассматриваемых понятий может быть представлено следующим образом. Глобализация является современным этапом более общего по своему характеру процесса интернационализации. Их объединяет регулярный характер и хозяйственная значимость внешнеэкономических связей. Самое главное различие заключается в экономико-географическом измерении. Если процесс интернационализации вполне мыслим, например, в рамках Западной Европы или Юго-Восточной Азии, то глобализация, по определению, не может ограничиваться отдельно взятым регионом, каким бы значимым он ни был для развития мировой экономики.
Несмотря на то, что о развитии процесса глобализации говорят и пишут уже на протяжении четверти века, он еще весьма далек от своего завершения. Мир отнюдь не является еще единым экономическим пространством. И это находит свое отражение в деятельности бизнес-структур. В частности, по данным ЮНКТАД, в ведущих странах — членах ОЭСР и даже в некоторых из малых стран, входящих в этой организацию, большинство компаний по-прежнему производят большую часть выпускаемой ими продукции в пределах своих национальных границ. Менее дюжины крупнейших ТНК, входящих в список Fotune Global 500, являются «глобальными» в строгом смысле этого слова, т.е. осуществляют, более 20% своих продаж в каждом из трех ведущих экономических регионов мира — Северной Америке, Западной Европе и Восточной Азии. Большинство компаний из этих регионов выпускают свою продукцию, используя преимущественно отечественную промышленную базу. В том случае, когда они поставляют продукцию за рубеж или же осуществляют прямые зарубежные инвестиции, происходит, как правило, их выход на рынки, расположенные в относительной близости от национальных границ страны базирования компании.