Тема 1. международный бизнес и международная предпринимательская деятельность: общие характеристики

В соот­ветствии с российским законодательством, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятель­ность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ч. 1 ст. 2 гл. 1 разд. 1 части первой Гражданского кодекса РФ).

Указом Президента РФ от 15.11.1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и их объ­единениям независимо от форм собственности разрешалось осуще­ствление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности без специальной регистрации, после чего на междуна­родные и мировой рынки товаров вышли и предприниматели из России. Этим же указом отменялись ограничения на участие граждан и юридических лиц, зарегистрированных на территории РСФСР, в проведении валютных операций через уполномоченные банки, включая ограничения на покупку наличной валюты.

В Федеральном законе от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» внешнеэкономическая деятельность определяется как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена то­варами, информацией, работами, услугами, результатами интеллек­туальной деятельности (правами на них).

На практике внешнеэкономическая деятельность предприятий понимается как сфера хозяйственной деятельности, связанная с меж­дународной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок, или как деятельность, связанная с самостоятельным выходом предприятий на внешний рынок'. Таким образом, внешнеэкономи­ческая деятельность сходна с международным бизнесом. Однако следует иметь в виду, что внешнеэкономическая деятельность пред­приятия, сколь важна она ни была бы для предприятия, в большин­стве случаев является дополнением к деятельности предприятия, связанной с реализацией большей части продукции на внутреннем, отечественном рынке. Сам процесс производства при этом остается в рамках национальной экономики, в известном плане в отрыве от международного рынка, за исключением импортного компонента, и только некоторая часть продукции предприятия поступает на внеш­ний рынок.

Таким образом, определение международного бизнеса можно мо­дифицировать: международный бизнес означает конкретную произ­водственно-экономическую деятельность групп компаний, фирм и предприятий, имеющих общие экономические или деловые инте­ресы, которая охватывает два и более государства, или хозяйственную деятельность материнской компании страны базирования и ее зару­бежных филиалов или дочерних, а также зависимых предприятий.

На известной стадии эволюции производственно-экономиче­ской системы закономерно наступает такой этап, когда масштабы обобществления выходят за рамки национального народно-хозяй­ственного комплекса. Наступает эпоха интернационализации,которую мы будем определять как постепенный процесс выхода штатного воспроизводственного цикла бизнес-структуры за пре­делы национальных границ ее базирования.

Постепенность развертывания интернационализации подраз­умевает осуществление целого ряда как качественных, так и количественных изменений. В первом случае речь идет о том, что изначально за рубеж частично переносится завершающая стадия воспроизводственного цикла — определенная доля произведен­ной продукции реализуется иностранным потребителям. Соответ­ственно, исторически первой формой ВЭД становится междуна­родная торговля. Однако понемногу в трансграничное движение все более активно начинают включаться не только результаты производственной деятельности — продукты труда, но и факторы производства. Начинают развиваться такие формы мирохозяй­ственных связей, как зарубежное инвестирование и международ­ная миграция рабочей силы. Тем самым за национальные границы выходит уже не только стадия реализации, но и фаза производства продукции. О количественных изменениях, с которыми сопряжена интернационализация, свидетельствуют и рост масштабов тех или иных внешнеэкономических операций, и увеличение числа субъ­ектов международного предпринимательства.

В середине 1980-х гг. в развитии процесса интернационализа­ции начинает все заметнее прослеживаться новая тенденция. Суть ее заключается в качественном расширении географического спек­тра тех стран, на территории которых переносятся конкретными фирмами те или иные компоненты их хозяйственной деятельно­сти. В результате в научный и общественно-политический лекси­кон входит термин «глобализация». По аналогии с приведенным выше определением интернационализации мы будем понимать под глобализациейпроцесс распространения стандартного воспроизводственного цикла на основные экономические регионы зем­ного шара.

С этой точки зрения, соотношение двух рассматриваемых поня­тий может быть представлено следующим образом. Глобализация является современным этапом более общего по своему харак­теру процесса интернационализации. Их объединяет регулярный характер и хозяйственная значимость внешнеэкономических свя­зей. Самое главное различие заключается в экономико-географи­ческом измерении. Если процесс интернационализации вполне мыслим, например, в рамках Западной Европы или Юго-Восточ­ной Азии, то глобализация, по определению, не может ограничи­ваться отдельно взятым регионом, каким бы значимым он ни был для развития мировой экономики.

Несмотря на то, что о развитии процесса глобализации говорят и пишут уже на протяжении четверти века, он еще весьма далек от своего завершения. Мир отнюдь не является еще единым эко­номическим пространством. И это находит свое отражение в дея­тельности бизнес-структур. В частности, по данным ЮНКТАД, в ведущих странах — членах ОЭСР и даже в некоторых из малых стран, входящих в этой организацию, большинство компаний по-прежнему производят большую часть выпускаемой ими про­дукции в пределах своих национальных границ. Менее дюжины крупнейших ТНК, входящих в список Fotune Global 500, являются «глобальными» в строгом смысле этого слова, т.е. осуществляют, более 20% своих продаж в каждом из трех ведущих экономических регионов мира — Северной Америке, Западной Европе и Восточ­ной Азии. Большинство компаний из этих регионов выпускают свою продукцию, используя преимущественно отечественную про­мышленную базу. В том случае, когда они поставляют продукцию за рубеж или же осуществляют прямые зарубежные инвестиции, происходит, как правило, их выход на рынки, расположенные в относительной близости от национальных границ страны бази­рования компании.

Наши рекомендации