Социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-х - 1980-х гг
В сер. 60-х- сложилось тяж. положение с обеспечением населения продовольствием, а легкой пром-ти- с/х сырьем. Март 1965- Пленум ЦК по с/х. Важнейшим его решением было ослабление контроля над колхозами. Теперь они получали на 5 лет план продажи продукции по стабильным ценам. Вся сверхплановая продукция должна была реализовываться по ценам, увеличен. на 50%. Происходил рост закупочных цен и в дальнейшем. Были ослаблены (но не отменены) ограничения, касавшиеся личного подсобного хозяйства.
Однако все эти изменения не затрагивали принципиальных основ колхозной системы, прежде всего- отношений собственности. Поэтому все попытки обеспечить подлинную заинтересованность колхозников в рез-тах производства оставались в масштабах страны безуспешными (исключение составляли лишь немногочисл. передовые хозяйства). Большие средства, вложенные в с/х дали незначительную отдачу как из-за одновременного роста цен на машины и удобрения, так и из-за неэффективного использ. предоставленных средств колхозной системой.
Трудности в с/х продолжали углубляться. СССР стал ежегодно приобретать за границей (в США, Канаде, Аргентине) зерно. Во многих районах бывали перебои с овощами, крупами и даже хлебом. Нормой стали талоны, ограничение отпуска продуктов в одни руки. Население областей ездило в столицу за продуктами. Появилось даже наименование «колбасные электрички».
В сент. 1965 г. Пленум ЦК принял решение о ликвидации совнархозов и возвр. к отраслевой, строго централизован. системе управления экономикой. Было восстановлено всевластие отраслевых министерств. Общеэкон. руководство осущ. Госплан, Госснаб, Госкомцен, ГКНТ (Государственный комитет по науке и технике).
Косыгинские реформы (по фамилии председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Главн. показателем вместо объема валовой продукции ввод. показатели объема реализованной продукции, прибыли, рентабельности, фондоотдачи. Расшир. автономия предприятий в связи с их переводом на хозрасчет (самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление предприятий). За счет полученной предприятием прибыли созд. фонды материального стимулирования: фонд развития производства, фонд строительства объектов культурно-бытового назначения (жилье, дома отдыха, детские летние лагеря, турбазы и т.п.), фонд материального поощрения (премиальный).
Принятые меры должны были усилить заинтересованность предприятий и их трудовых коллективов в перевыполнении плановых заданий (премии за выпуск сверхплановой продукции были резко увеличены), в более полном и экономном использовании имеющихся людских, материальных и финансовых ресурсов, в повышении качества продукции.
В марте 1966 г. XXIII съезд КПСС, закрепляя принятый курс, провозгласил переход от административн. к экон. методам управления. Решениями съезда предполагалось увелич. производительность труда. Особенно выс. темпами должна была развиваться пром-ть группы «Б».
В мае 1982 г. Пленум ЦК КПСС принял Продовольственную программу: обеспечить в теч. 10 лет продовольственное изобилие. Для этого было избрано два пути: усиление агропромышленной интеграции и развитие личного хозяйства. 5 с/х министерств объедин. в Госагропром, на местах были созданы областные и районные агропром. объединения (РАПО). На практике это привело лишь к росту бюрократии. Поддержка личного хозяйства включала отмену ограничений на размеры приусадебных участков, строительство домов, поголовье скота. На практике, наталкивалось на препятствия со стороны председателей колхозов и руководства РАПО. Заниматься личным хозяйством можно было лишь в свободное от основной работы время. Продовольственная программа оказалась мертворожденным документом- увеличить производство с/х продукции не удалось.
В целом надежды, возлагавшиеся на хозяйствен. реформу, не оправдались. Причины заключались в том, что новые принципы «встраивались» в старую схему административн. управления.
Ряд совр. исследователей полагает, что достижения 8й пятилетки не были напрямую связаны с воздействием экон. реформы, а являлись следствием того, что диктат совнархозов был разрушен, а диктат министерско-ведомственный еще не набрал окончательно силу. В результате предприятия оказались на непродолжительный срок «предоставлены самим себе». Когда же ведомства вновь набрали силу, самостоятельность предприятий была резко ограничена и положительный импульс в экономике стал затухать.
Опыт восьмой пятилетки показал, что дальнейшее продвижение вперед требовало глубокого трансформирования всей экономической (а следовательно — и политической) системы.
Пром-ть: В 60–70-х гг. продолжалось шир. индустриальное строительство. Крупнейш. стройками стали Зап.-Сибирск. металлургический комбинат, автозаводы в Тольятти (ВАЗ) и Набережных Челнах (КАМАЗ), завод атомного машиностроения в Волгодонске (Атоммаш); Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Быстро развив. топливно-энергетич. комплекс (ТЭК). В Вост. Сибири вслед были сооружены Красноярская, Саяно-Шушенская и Усть-Илимская ГЭС, а в Ср. Азии был создан Южно-Таджикский комплекс, центром кот. явилась Нурекская ГЭС. Быстро росла и атомная энергетика: были построены Ленинградская, Игналинская, Чернобыльская и другие АЭС. Ведущую роль в топливном балансе страны стали играть нефть и газ. Это позволило значительно снизить затраты на производство топлива, повыс. эффективность работы многих механизмов, сокр. ручной труд. Природный газ стал широко использ. в быту в сельской местности. Ведущую роль в обеспечении страны нефтью и газом играла Зап. Сибирь, особенно Тюменская область, где в 1964 г. были открыты колоссальные запасы этих природных ископаемых. В 70-х гг. было завершено создание единой газопроводной системы европ. части СССР. Нефть и природный газ стали осн. экспортным товаром. Доля машин и оборудования в экспорте сократ. вдвое. Повышение мировых цен на нефть, нач. в 1й пол. 70-х гг., способств. росту валютных поступлений в казну. Это давало возможность приобретать на внешнем рынке многие виды оборудования, товары широкого потребления, продовольствие. Т.о., приток «нефтедолларов» позволял искусственно поддерживать сов. экономику, пренебрегая ее низкой эффективностью. Рост потребления заставлял нефтяников и газовиков осваивать все более отдаленные северные месторождения, добывать топливо с больших глубин, что приводило к его удорожанию. В 1984 г. добыча нефти впервые сократилась. К тому же с сер. 80-х гг. мировые цены на нефть и газ стали снижаться. Это привело к падению в XI пятилетке национального дохода, нанесло тяжелый удар всей советской экономике.
Соц. п-ка: В 60–70-е гг. продолжалась быстрая урбанизация. В нач. 80-х в городах проживало уже более 2/3 населения страны. Более 60% населения составляли рабочие. Средством обойти ограничения прописки стал «лимит», т.е. набор ограничен. числа работников на важные предприятия. Использование на тяж. и неквалифицир. работах лимитчиков, кот. трудились за жилье, годами живя в общежитиях, позволяло предприятиям не заботиться о сокращ. ручного труда, затрудняло решение жилищной проблемы в городах. Темпы строительства жилья во 2й пол. 70-х гг. снизились. Уровень жизни в 60-70-х гг. заметно возрос. Многие получили отдельные квартиры, приобрели мебель, холодильники, телевизоры, радиоприемники, магнитофоны. Все большее количество товаров первой необходимости попадало в разряд «дефицита». Практически любая покупка требовала длительного стояния в очередях. Дефицитные товары большей частью продавались лишь в номенклатурных «распределителях» или магазинах «Березка», торговавших на недоступную простым гражданам валюту. В этих условиях расцвела «теневая экономика»: спекуляция дефицитными товарами, особенно импортными, без уплаты налогов; возн. подпольные производства, нередко развивавшиеся за счет ворованного сырья. Широкое распространение получила коррупция. В нач. 80-х гг. государство тратило на здравоохранение 4% национального дохода, на образование — 7%. В развитых странах эти показатели составляли 10–12%. Следствием этого стали рост детской смертности, алкоголизма, падение продолжительности жизни. В нач. 80-х стало очевидно, что стране угрожает острый соц.-экон. кризис.