Российская национальная инновационная система
Национальная инновационная система (НИС) представляет собой совокупность взаимосвязанных хозяйственных субъектов (предприятий, научных учреждений, инвестиционных фондов и др.) и институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих в процессе производства, распределения и использования знаний, и конкурентоспособных технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы в пределах национальных границ и способствующих повышению конкурентоспособности на международном уровне ее субъектов (предприятий, регионов, отраслей, страны в целом)
Для НИС как сложноструктурированной организационно-экономической подсистемы национальной экономики, отражающей особенности развития ее технологических укладов, институциональных и социально-экономических условий ее функционирования на макро-, мезо- и микроуровнях экономики, характерны некоторые общие императивы организации и развития, а именно:
· развитие многообразия форм и расширение "поля" интеграции ресурсов науки, образования, производства, рыночной инфраструктуры;
· усиление роли государства и его ресурсов в формировании и развитии НИС по стратегическим направлениям общенационального значения;
· рост уровня инновационной ориентации инвестиционных ресурсов и инвестиционного процесса;
· расширение роли регионов, локальных территориально-хозяйственных систем в ресурсном обеспечении НИС.
В России начало формирования национальной инновационной системы было положено выходом в 2007 г. утвержденных Президентом РФ "Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".
В развитие этого документа были утверждены "Приоритетные направления развития технологий науки и техники в Российской Федерации" и "Перечень критических технологий Российской Федерации" (Указ Президента РФ от 07.07.2011 г. № 899).
В структуре национальной инновационной системы выделяются следующие базовые элементы:
1. Институты разработки и реализации государственной политики в сфере инновационного развития экономики:
· Минэкономразвития РФ;
· Центр стратегических разработок;
· система государственных закупок;
· Минобрнауки РФ;
· Межведомственные комиссии по научно-технической политике;
· Минфин РФ;
· Госбанк РФ
2. Законодательство. Нормативно-правовая база инновационной деятельности:
· Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике";
· Гражданский кодекс РФ, часть 4;
· Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
· стратегии социально-экономического развития регионов России, разработанные и принятые в субъектах РФ;
· общефедеральные и отраслевые нормативные акты, регулирующие инновационную деятельность предприятий и организаций.
3. Институты производства и распространения знаний:
· Российская Академия наук РФ;
· отраслевые академии;
· национальные исследовательские университеты;
· система образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;
· учреждения послевузовского профессионального образования, аспирантура, докторантура;
· государственные инновационные корпорации - "Роснано", "Сколково".
4. Институты инфраструктурного обслуживания инновационного процесса:
· технопарки;
· технополисы;
· информационно-технологические центры;
· информационно-производственные комплексы;
· наукограды;
· бизнес-инкубаторы;
· центры трансфера технологий.
5. Рыночные институты коммерциализации инновационных продуктов и услуг:
· Венчурный инновационный фонд, региональные венчурные фонды;
· венчурные компании;
· маркетинговые компании;
· информационные центры;
· лизинговые компании;
· страховые компании;
· центры и агентства защиты прав интеллектуальной собственности.
6. Организационно-производственные интегрированные бизнес-структуры - субъекты инновационного процесса:
· транснациональные компании;
· международные стратегические альянсы;
· консорциумы;
· трансграничные кластеры;
· финансово-промышленные группы;
· научно-технические альянсы;
· институты государственно-частного партнерства;
· госкорпорации;
· промышленные кластеры, свободные экономические зоны (технологические, промышленно-внедренческие и др.);
· глобально-интегрированные компании;
· малый и средний бизнес.
Таким образом, основными факторами национальной инновационной системы выступают государство, научно-образовательный инновационный комплекс, система организаций инфраструктурного обслуживания воспроизводства инвестиций, бизнес-структуры, институты рыночной инфраструктуры.
Реализация функций государства по созданию благоприятных экономических условий развития инновационной сферы осуществляется с помощью инструментария экономического регулирования двух видов:
1. Общесистемные инструменты макроэкономического регулирования:
· общеэкономические (индекс инфляции, ставка рефинансирования, тарифы и налоги, доходность бюджета);
· обще административные (комплекс государственных услуг, защита прав собственности, организационные формы управления).
2. Специфические для инновационной сферы инструменты регулирования:
· экономические (система госзакупок, распределение экономических рисков между государством и бизнесом, льготы, преференции, программы государственно-частного партнерства и т.п.);
· социальные (поддержка персонала, творческих инициатив, качество менеджмента).
В системе сложившихся рыночных отношений спектр регулирующих экономическое развитие в инновационной сфере направлений деятельности государства можно свести к трем главным функциям:
· регулирование рынка;
· восполнение недостатков ("провалов") рынка;
· перераспределение ресурсов.
В России складывается многоуровневый комплекс мер прямой и косвенной поддержки инновационных проектов, в которых на паритетных основах участвует государство и бизнес. Их можно сгруппировать следующим образом.
· Прямое государственное финансирование инноваций, которое осуществляется через поддержку на конкурентной основе отдельных проектов и федеральных инвестиционных программ отраслевого и регионального характера.
· Создание государственных организационно-финансовых структур, деятельность которых направлена на концентрацию финансовых средств, инвестиций, объединения научного и технологического потенциала. (Например, созданы и функционируют государственные космическая, авиастроительная, судостроительная корпорации.)
· Создание в рамках частно-государственного партнерства новых рыночных институтов развития, обеспечивающих финансовую среду поддержки государством и бизнесом инновационного развития. К ним относятся Инвестиционный фонд РФ, Всероссийский банк развития регионов; Евразийский банк развития, Российская венчурная компания, Российская корпорация нанотехнологий и др.
· Косвенное стимулирование инноваций через налоговые и таможенные регуляторы. В настоящее время существуют льготы по налогообложению на прибыль корпораций (включение в затраты расходов на НИОКР, возможность нелинейной амортизации отдельных видов оборудования, используемого для инновационной деятельности).