Инструменты господдержки
В 2010 году начали постепенно уменьшать грантовую поддержку, потому что уровень безработицы снижается, все равно более 2 млрд. рублей было направлено на поддержку стартующих компаний. Порядка 2 млрд. рублей выдали компенсаций инновационным компаниям. Это очень важное новое направление поддержки. Также выделили такой приоритет, как модернизация бизнеса. Здесь речь идет о технологическом переоснащении, о внедрении технологий, которые уже существуют и конкурентоспособны за рубежом. Ключевым инструментом здесь является лизинг. В этом году выделили ресурсов на 1 млрд. 235 млн. руб. на поддержку лизинга в 49 регионах. Это примерно означает субсидирование на 12-15 млрд. рублей лизинга нового технологического оборудования, машин для малого и среднего бизнеса. В том числе эти ресурсы направляются и на такую программу, как «Лизинг-грант», когда начинающий предприниматель получает на руки не деньги, а субсидирование лизинга оборудования или первый взнос.
Продолжили наращивать такой инструмент, как гарантийный фонд. Специфика 2010 года заключалась в том, что уже в этом году поставили перед гарантийными фондами задачу не менее 20% от общего объема поручительств по кредитам выделять малым инновационным компаниям.
Пока в 2010 году это индикативный показатель, но в 2011 году он будет обязательным.
2010 год стал очень важным с точки зрения развития микрофинансирования. Как известно, был принят закон о микрофинансовых организациях. Он очень важен с той точки зрения, что рынок микрофинансирования растущий, и по некоторым оценкам, может, в течение нескольких лет, вырасти в 10 раз. Причем сейчас значительную долю - от 15 до 20%, - занимают ресурсы государственных и муниципальных фондов. Частные сектор на этот рынок не торопится, и крупных прозрачных инвесторов, особенно международных, пока не так много. С принятием закона о микрофинансировании деятельность в этом секторе легализуется, при этом регулирование этой деятельности гораздо мягче, чем банковской. Именно такое мягкое регулирование позволит многим быстро развиться. В этом году серьезный ресурс - 2,5 млрд. рублей - были выделены на докапитализацию фондов микрозаймов. Но важно то, что регионы были предупреждены, что для микрофинансовых организаций первого уровня - это временная мера. По мере развития частного сектора государство должно уходить от работы с конкретным клиентом. Вместе с тем созданная сеть может быть либо приватизирована, либо часть организаций могут стать микрофинансовыми организациями второго уровня, то есть они смогут предоставлять дешевые ресурсы для частных лиц, занимающихся предпринимательством. Эта практика себя хорошо зарекомендовала и в Мексике, и в Бангладеш, и в Индии, и даже в США.
В 2011 году, планируется гарантийные фонды и микрофинансовые организации проводить через систему публичных рейтингов. Для этого ввели определенные показатели эффективности, чтобы эти фонды рейтинговались, а предоставление финансовых ресурсов, соответственно, зависело бы от тех рейтингов, которые есть у этих организаций.
2.1.2 Господдержка в регионах
В 2010 году впервые начали реализовывать поддержку малого бизнеса в моногородах. Для того чтобы избавиться от монозависимости, сделать устойчивой экономику таких городов, а их около 300 по методологии
Всемирного банка, министерством выделено 2 млрд. рублей на поддержку малого бизнеса в 35 моногородах.
В качестве примера можно привести Тольятти - самый крупный моногород. В 2010 году около тысячи человек прошли курсы обучения предпринимательству. 700 человек получили гранты на развитие своего дела, причем конкурс был довольно сложный - 2-3 человека на место. Более 60% - это женщины, что внушает оптимизм, потому что женщины - более надежные заемщики, и тот бизнес, который в сфере услуг начинают женщины, характеризуется меньшим риском и меньшим уровнем мошенничества. Также начал работу бизнес-инкубатор, который будет оказывать поддержку стартующим компаниям. Однако надо сразу признать, что от монозависимости не избавляются за год или два. В течение 3-4 лет появятся первые результаты. Кстати в Тольятти до конца года будет создано порядка 3-3,5 тыс. рабочих мест в малом бизнесе, то есть в тех компаниях, которые никак не связаны с «Автовазом».
Во-вторых, очень важно, что программы развития малого бизнеса в моногородах довольно универсальны и могут быть привязаны к крупным проектам. Например, если в Тольятти создается особая экономическая зона и там есть резиденты, есть возможность программы микрозаймов, грантов перенаправить на то, чтобы малые компании обслуживали резидентов особой экономической зоны. Или, например, если создаются ИТ-парки ИТ-парк стал первым в Российской Федерации технопарком, занимающимся разработками и развитием компаний в сфере информационных технологий. Комплекс «ИТ-парк» построен в рамках Государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», реализуемой Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации., то можно выделить ИТ-компании и профинансировать их в приоритетном порядке.
Для господдержки важным регионом стал Северного Кавказа. Не секрет, что уровень безработицы там очень высокий, при этом регион отличается очень высоким уровнем предпринимательской инициативы. Там люди уже рождаются предпринимателями, и это выгодно отличает Северный Кавказ от всех других регионов России. На Северный Кавказ были направлены
дополнительные ресурсы, в основном, на гарантийные фонды, на массовое обучение основам предпринимательской деятельности, на микрозаймы. На Кавказе очень хорошо берут микрозаймы. Причем при выдаче микрозайма не всегда даже требуется обеспечение, если есть поручительство нескольких человек. По вопросу возврата займа, Андрей Шаров (директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития) сказал: «Кровнородственные связи на Кавказе очень хорошо развиты, и, например, когда я недавно был в Кабардино-Балкарии и спросил у своих
коллег из гарантийного фонда, есть ли у них невозвращенные кредиты, меня долго не могли понять».