Анализ потребительского поведения. Для анализа потребительского поведения на рынке фруктовых и овощных соков было проведено анкетирование 1435 респондента (физ
Для анализа потребительского поведения на рынке фруктовых и овощных соков было проведено анкетирование 1435 респондента (физ. и юрид. лица).
Потребление соков в Казахстане характеризуется умеренным уровнем потребления - 8,4 литра на человека. Проведенный анализ выявил, что типичными потребителями соков являются казахстанцы в возрасте до 25 лет (41,1%), имеющие средний и высокий уровни доходов. Покупку соков в семье преимущественно осуществляют женщины (75,8%), однако активными потребителями соков являются все члены семьи. Наиболее активно покупают соки в семьях, имеющих детей, поскольку соки и нектары любого ценового сегмента содержат витамины и микроэлементы, так необходимые детскому организму.
Факторы выбора продукции.
Анализ опроса показал, что основным фактором при выборе продукции является торговая марка (см. таблицу 5). 61% респондентов назвали этот фактор основным. Вторым по значимости фактором следуют вкусовые предпочтения, данный фактор в своих анкетах отметили 60% респондентов. И только на третье место респонденты поставили цену 53%. Таким образом, на сегодняшний день определяющими факторами при выборе соков являются бренд и вкусовые предпочтения.
Таблица 5 Факторы, влияющие на покупку соков (физические и юридические лица)
Источник: результаты анкетирования.
Цена | Процентный состав | Вкус | Торговая марка | Упаковка | Страна производства | Скидки-акции | |||||||
кол-во | % | кол - во | % | кол- во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол - во | % |
53% | 22% | 60% | 61% | 36% | 29% | 26% |
Частота покупки соков
Больше половины опрошенных (55%) покупает сок чаще одного раза в неделю. 22% приобретают этот безалкогольный напиток несколько раз в неделю, 8% респондентов делают это ежедневно. 12% опрошенных один раз в месяц, один раз в 3 месяца и только по праздникам 2% опрошенных и лишь 1% довольствуются покупкой сока один раз в полгода.
Таблица 6 Частота покупки соков (физические лица)
Источник: результаты анкетирования.
Виды соков | Ежедневно | Несколько раз в неделю | Один раз в неделю | Один раз в месяц | Один раз в 3 месяца | Раз в полгода | Только по праздникам | |||||||
кол-во | % | кол - во | % | кол- во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол - во | % | |
Фрук.соки | 8% | 22% | 55% | 12% | 2% | 1% | 1% | |||||||
Овощные соки | 1% | 21% | 67% | 6% | 2% | 1% | 2% |
Уровень удовлетворенности
Согласно результатам опроса большая часть опрошенных - 93,2% удовлетворены выбором соков, доля неудовлетворенных выбором составляет незначительную часть – 6,8%. Неудовлетворенность, в основном связана с соотношением цена/качество (см. Таблицу 7). 77,6% респондентов считает, что цены на продукцию не соответствуют качеству и 2% считают цены завышенными. 20,4% опрошенных считают, что цена не соответствует уровню доходов.
Таблица 7. Удовлетворенность выбором соков. Причины неудовлетворенности. Физические и юридические лица
Источник: результаты анкетирования.
Да | Нет | Цена не соответствует качеству | Цена не соответствует уровню доходов | Считаю цены завышенными | |||||
кол-во | % | кол - во | % | кол- во | % | кол-во | % | кол-во | % |
93,2% | 6,8% | 77,6% | 20,4% | 2,0% |
Восприятие цен
Опрос респондентов показал, что большая часть потребителей (71,6%%) готовы заплатить за одну покупку до 500 тенге, 20,9% могут оплатить до 1000 тенге за одну покупку. Небольшой процент опрошенных 4,8% предпочитают оплачивать за одну покупку до 1500 тенге и лишь 1,9% до 2000 тенге (таблица 8).
Таблица 8. Восприятие цены соков/ максимальные затраты за одну покупку (физические лица)
Источник: результаты анкетирования.
до 500 | до 1 000 | до 1500 | до 2 000 | до 2 500 | выше 2 500 | ||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
71,6% | 20,9% | 4,8% | 1,9% | 0,8% | 0,0% |
Максимальные затраты на соки за одну покупку компаниями сложились следующим образом: 15,2% готовые платить до 1500 тенге, 8,8% до 1000 тенге, 7,5% - до 2000 тенге, 3,1% до 500 тенге.Наряду с этим 1,6% респондентов готовы отдать за сок до 2500 тенге и лишь 0,3% свыше 2500 тенге за одну покупку.
Таблица 9. Восприятие цены соков/ максимальные затраты за одну покупку (юридические лица)
Источник: результаты анкетирования.
до 500 | до 1 000 | до 1500 | до 2 000 | до 2 500 | выше 2 500 | ||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
3,1% | 8,8% | 15,2% | 7,5% | 1,6% | 0,3% |
Проведенный опрос среди физических лиц показал, что наиболее востребованным является апельсиновый сок чаще всего его покупают79,9% респондентов. На втором месте находится яблочный сок – ему отдают предпочтение 68,6% опрошенных. 48,5% выбирают мультифруктовый сок, 33,3% покупают томатный сок,чаще всего покупают абрикосовый сок 22,1% респондентов.
Из числа опрошенных юридических лиц 79,5% предпочитают апельсиновый сок, на втором месте яблочный сок его выбирают 75,3 опрошенных, 71,1% респондентов чаще всего покупают томатный сок и четверть опрошенных покупают мультифруктовые соки.
Таким образом, наибольшим спросом у потребителей в силу консервативности вкусовых предпочтений всегда пользовались апельсиновый, яблочный и томатный соки.
Таблица 10. Предпочтения (покупки) по видам (физ. и юридические лица)
Источник: результаты анкетирования.
Физические л. | Юр.лица | |||
кол-во | % | кол - во | % | |
Апельсиновый | 79,9% | 79,5% | ||
Яблочный | 68,6% | 75,3% | ||
Мультифруктовый | 48,5% | 25,7% | ||
Персиковый | 13,2% | 4,7% | ||
Абрикосовый | 18,3% | 5,0% | ||
Ананасовый | 22,1% | 6,6% | ||
Виноградный | 11,2% | 3,4% | ||
Томатный | 33,3% | 71,1% | ||
Морковный | 1,5% | 0,5% | ||
Тыквенный | 0,9% | 0,3% | ||
Овощная смесь | 0,7% | 0,3% |
66,6% респондентов чаще покупают соки объемом 1-1,5 л., 21% опрошенных предпочитает 2-3 литровые соки, 16,3% и 12,4% респондентов выбирают 100-300 мл.и 400-500 мл. соки. И всего лишь 1,2% физических лиц покупают 4-5 л. соки.
Таблица 11. Предпочтения (покупки)по объемам (физ. и юридические лица)
Источник: результаты анкетирования.
Физические л. | Юр.лица | |||
кол-во | % | кол - во | % | |
100-300 мл. | 16,3% | 5,2% | ||
400-500 мл. | 12,4% | 34,4% | ||
1-1,5 л. | 66,6% | 79,3% | ||
2-3 л. | 21,0% | 67,2% | ||
4-5 л. | 1,2% | 19,7% | ||
Более 5 л. | 0,0% | 4,7% |
79,3% опрошенных (юрид. лиц) закупают 1-1,5 литровые соки, далее 67,2% респондентов выбирают 2-3 л. соки, и на третьем месте по популярности 400-500 мл.соки их покупают 34,4% опрошенных.
Сегментация рынка
При сегментации по стоимостным границам учитываются следующие критерии:
- цена;
- виды соков;
- вкусовые предпочтения;
- бренд;
- качество соков.
Можно выделить следующие ценовые диапазоны:
Нижний ценовой сегмент – 150-250 тенге за 1 литр: "Фруктовый сад", «Palma»,«Да-Да»;
Средний ценовой сегмент – 250-400тенге за литр: Juicy»,«Gracio», «Pico» для потребителей со средним достатком;
Cегмент "премиум"–от 400 тенге и выше;
Цены на наиболее потребляемые виды соков зависят от бренда: для потребителей со средним достатком более доступным являются соки Juicy»,«Gracio», «Pico».
Верхний ценовой сегмент представлен, как правило, 100%-ными соками или нектарами, полезными для здоровья. В результате появляются напитки с определенным набором витаминов (АСЕ-напитки), минералов, напитки с добавлением растительных веществ (злаки, соя).
Рынок соков Казахстана сегодня требует обеспечения качества на постоянном уровне, без скачков в ту или иную стороны. В случаях перепадов в качестве (они случаются по разным причинам даже у самых известных производителей), потребитель, испытав смятение, раздражение, переходит на другие марки. Таким образом, все предшествующие затраты на привлечение покупателя девальвируются в одночасье.
Результаты исследования показали, что с точки зрения территориального отбора рынок следует разделить на две группы:
1) два города республиканского значения, свысоким уровнем жизни, высокими доходами населения, где спрос на продукцию выше остальных регионов – Астана, Алматы.Наибольшую долю в потреблении соков в Казахстане сегодня составляют города "миллионники", где население является более платежеспособным. Жителей с достатком выше среднего, которых уже не удовлетворяет среднее качествостановится больше. Покупатели этих регионов склонны приобретать товары группы, относящейся к сегменту "премиум". Спрос на соковую продукцию, растет за счет потребности нейтрализовать воздействие вредных факторов жизни в крупных городах, а также пополнить недостаток витаминов в организме.
2) промышленно-развитые регионы Казахстана со стабильно средними доходами населения.В регионах растет уровень благосостояния, отмечается тенденция к росту доходов населения, в то же время психологически немногие потребители готовы платить за сок более 500-700 тенге.Потребители отдают предпочтение сокам нижнего и среднего ценовых сегментов.
Приложения
Приложение 1.
Анкета
Опрос потребителей соков
Просим Вас принять участие в нашем опросе, целью которого является изучение спроса на соки. В данном опросе может принять участие любой человек старше 16 лет, употребляющий соки.
Пожалуйста, ознакомьтесь с предлагаемыми Вам вопросами. Затем отметьте галочкой наиболее устраивающий Вас вариант ответа.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество!
Раздел 1. Общие сведения о потребителе
Место проживания
Область_________________________________________________
1. Город ☐
2. село ☐
Пол
1. мужской ☐ 2. Женский ☐
Возраст
1. от 16 до 25 лет.☐ 4. от 46 до 55 лет☐
2. от 26 до 35 лет.☐ 5. от 56 до 65 лет☐
3. от 36 до 45 лет. ☐ 6. старше 65 лет ☐
1.4 . Образование
1. неоконченное среднее ☐ 4. неполное высшее☐
2. среднее ☐ 5. Высшее ☐
3. средне специальное ☐ 6. МВА (МА), кандидат, доктор наук ☐
Род занятий
1. госслужащий ☐ 6. предприниматель☐
2. служащий частного предприятия ☐ 7. домохозяйка☐
3. рабочий ☐ 8. пенсионер(ка)☐
4. студент(ка) ☐ 9. безработный☐
5. самозанятый (ая) ☐
Семейное положение
1. Холост/не замужем ☐ 4. проживаю раздельно ☐
2. женат/замужем ☐ 5. Разведён (а)☐
3. вдовец/вдова ☐
1.7 Ответьте, пожалуйста, сколько человек проживает в Вашей семье?
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
1.8 Ответьте, пожалуйста, сколько членов Вашей семьи имеют постоянный ежемесячный доход (з/п, пенсии, социальные выплаты, дивиденды)?
2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | |
☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
1.9. Какой средний месячный доход имеет Ваша семья:
1. от 0 до 30000 тенге ☐
2. от 30001 до 50000 тенге ☐
3. от 50001 до 100000 тенге ☐
4. от 100001 до 200000 тенге ☐
5. от 200001 до 30000 тенге ☐
6. от 30001 до 400000 тенге ☐
7. от 400000 тенге и выше ☐
1.10. Укажите, пожалуйста, сколько в среднем ежемесячно Ваша семья тратит на (в тенге):
<5000 | 5000-10000 | 11000-20000 | 21000-50000 | 51000-100000 | 101000-150000 | 151000-200000 | > 201000 | |
Квартирную плату | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
Образование | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
Питание | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
Медицинское обслуживание | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
Отдых и проведение свободного времени | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
Одежду, обувь | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
Транспорт | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
Связь | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
Ремонт, улучшение жилищных условий | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
Сбережения | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
Прочее | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
Раздел 2. Вкусы и предпочтения потребителей соков.
Для того, чтобы правильно и эффективно заполнить данный раздел анкеты, проанализируйте, пожалуйста, какие соки вы предпочитаете.
2.1. Употребляете ли вы соки?
1. Да☐ 2. Нет ☐
2.2 Если да, то в каких местах вы покупаете соки?
1. В крупных супермаркетах
2. В гипермаркетах ☐
3. Продуктовых магазинах☐
4. Открытом рынке☐
5. В барах, ресторанах и кафе☐
6. В ларьках и палатках на улице☐
2.3Каким сокам Вы отдаёте предпочтение?
- Фруктовым ☐
2. Овощным ☐
3. Фруктово-овощным ☐
2.4. Какие фруктовые вкусы Вы предпочитаете?
1. яблочный ☐
2. апельсиновый ☐
3. вишневый ☐
4. персиковый ☐
5. абрикосовый ☐
6. ананасовый ☐
7. виноградный ☐
8. яблоко + другие ягоды и фрукты ☐
9. мультифруктовый ☐
10. ягодный ☐
иной (укажите, пожалуйста, какой)
_______________________________________________
2.5. Какие овощные вкусы Вы предпочитаете?
1. Томатный ☐
2. Морковный ☐
3. Тыквенный ☐
4. Овощная смесь ☐
5. Другой ☐
2.6 Как часто вы покупаете соки?
Ежедневно | Несколько раз в неделю | Несколько раз в месяц | Один раз в месяц | Раз в три месяца | Раз в полгода | Только по праздникам | |
Фруктовые | ☒ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
Овощные | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
Фруктово-овощные | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
2.7 В каких ситуациях покупаете соки?
1. Одновременно с покупкой других продуктов ☐
2. Захожу в магазин специально для покупки сока, ☐
когда я или кто-то из близких хочет сок
3. По дороге домой или на работу ☐
4. Покупаю сок во время прогулки ☐
2.8 Для кого вы покупаете сок?
1. Для себя ☐
2. Для взрослых членов семьи ☐
3. Для детей ☐
4. Для друзей и знакомых ☐
5. Для коллег ☐