Безопасность в чрезвычайных ситуациях (СД.Ф.03)
3.1. Государственная система предупреждения и действий в ЧС. Принципы управления безопасностью жизнедеятельности на уровне государства, региона и предприятия.
Защита населения в чрезвычайных ситуациях мирного времениосуществляется в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Она объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти и организаций.
Основной целью создания РСЧС является объединение усилий в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций органов федеральной власти, органов территориального управления, местного самоуправления и объектов производственного и социального назначения, а также сил и средств различной ведомственной принадлежности.
РСЧС реализует три функции: - предотвращение возникновения ЧС; - снижение потерь и ущерба от ЧС; - ликвидация последствий ЧС.
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней: - федеральный уровень;- региональный уровень; - территориальный уровень;- местный уровень; - объектовый уровень.
Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти.
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации.
На каждом уровне единой системы создаются: - координационные органы; - постоянно действующие органы управления; - органы повседневного управления; - силы и средства; - резервы финансовых и материальных ресурсов; - системы связи, оповещения и информационного обеспечения.Координационными органами единой системы являются: - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. - Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти и организаций. РСЧС предст. из себя сис-му взглядов, принципов и общ. положений, определяющих на опр. период времени цели и задачи, замысел создания и структуру РСЧС, формирование ее органов управления, сил и средств для организации защиты населения, объектов эк-ки и окр. среды в ЧС.
РСЧС – система органов государственного управления РФ всех уровней и различных общественных организаций с имеющимися у них силами и средствами, а также комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, эпидемиями, или применением современных средств поражения, по защите населения, ОЭ и окружающей среды при возникновении и ликвидации ЧС. Решение задач защиты в особо экстремальных ситуациях, т. е. в случае войны, определяется как гражданская оборона (ГО) страны.
ГО – сис-ма оборонных мероприятий, осущ. в целях защиты гражд. населения и объектов эк-ки от опасности, возник. при военных д-иях. ГО как осн. часть сис-мы нац. без-ти должна быть готова вып-ть задачи в любых вар-х развертывания военных д-ий и крупномасштабных тер. актов, в т.ч. с прим-ем ОМП, принимать участие в защите населения и территорий в условиях ЧС прир. и техногенного хар-ра.
Основными принципами организации РСЧС (ГО) являются: - руководство и организация РСЧС (ГО) возлагается на руководителей объектов экономики (ОЭ) и исполнительные органы власти всех уровней; - РСЧС (ГО) организуется по территориально-производственному принципу; это означает, что планирование и проведение всех мероприятий осуществляют как органы управления по административному делению, так и министерства, ведомства, учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью; - все мероприятия РСЧС (ГО) осуществляются в тесном взаимодействии с вооружёнными силами; - решение задач РСЧС (ГО) осуществляется в комплексе с решением задач экономического и социального развития всех отраслей хозяйства; - организационная структура РСЧС (ГО) отвечает требованиям быстрого перевода всех систем управления производства и хозяйства в целом с режима повседневной деятельности на режим ЧС;
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ, состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы РСЧС создаются Федеральными органами исполнительной власти для организации работ по защите от ЧС в среде их деятельности и порученных им отраслях экономики. Координирующими органами РСЧС являются: на федеральном уровне – Межведомственная комиссия; на региональном уровне – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, на остальных уровнях – комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС)
Федеральные законы:
· «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 г.;
· «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 г.
Постановления правительства РФ:
· «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», № 794 от30.12.2003 г.
· «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Постановление правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г.
· «О создании (назначении) в организациях структуры подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области ГО». Постановление правительства РФ № 782 от 10.08.99 г.;
· «О гражданских организациях ГО». Постановление правительства РФ № 620 от 10.06.99 г.; «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО». Постановление правительства РФ № 139 от 25.11.99 г. и др.
Основополагающие документы РСЧС (ГО) подразделяются на две группы: постоянно действующие (законы, указы, постановления правительства, приказы МЧС) и периодически издаваемые (ежегодные приказы (директивы), планы мероприятий на военное и мирное время и др.).
3.2. Структура опасностей техносферы. Классификация чрезвычайных ситуаций.
Основополагающими законодательными актами в области организации и обеспечения защиты населения, материально-культурных ценностей и территорий от ЧС природного и техногенного характера являются:
Закон Российской Федерации «О безопасности»(в редакции Закона РФ от 25.12.92 г. № 2435-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 г. № 2288).
Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ(в редакции 122-ФЗ от 22.08.04 г.).
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» № 151-ФЗот 22 августа 1995 г.(в редакции 122-ФЗ от 22.08.04 г.).
Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (от 30.12.03 г. № 794, в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.05 г. № 335).